Механизмы и виды рефинансирования коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы, ее значение для теории, состоит в исследовании эффективных механизмов управления ликвидностью коммерческого банка через операции рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1.1 Понятие рефинансирования коммерческих банков и его роль в денежно-кредитной политике Банка России 5
1.2 Общая характеристика инструментов рефинансирования 9
2.1 Состояние, проблемы и перспективы развития системы рефинансирования коммерческих банков 11
2.2 Распределение коммерческих организаций по доле их платежей в расширенный бюджет Российской Федерации в общем объеме их платежей, проходивших через платежную систему Банка России в первом полугодии 2012 года 15
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Механизмы и виды рефинансирования коммерческих банков1.docx

— 148.27 Кб (Скачать)

Ломбардный кредит - кредит Банка  России, предоставляемый банку по его заявлению на получение ломбардного  кредита по фиксированной процентной ставке или заявке на участие в  ломбардном кредитном аукционе.

Ломбардные кредиты и кредиты  Банка России, обеспеченные "нерыночными" активами или поручительствами, предоставляемые  кредитной организации на основании  заявки/заявления путем зачисления денежных средств на корреспондентский  счет/корреспондентский субсчет  кредитной организации, открытый в  Банке России либо в ЗАО РП ММВБ (в случае предоставления кредитов с использованием Системы электронных  торгов ЗАО ММВБ).

 

 

 

 

 

2.1 Состояние, проблемы и перспективы развития системы рефинансирования коммерческих банков

 

 Для выявления проблем в области рефинансирования Банк России провел опрос кредитных организаций, которые подписали с Банком России Соглашение о проведении операций прямого РЕПО, об использовании ими различных инструментов рефинансирования. Всего в опросе приняли участие 87 банков.

Наиболее востребованным кредитными организациями инструментом рефинансирования Банка России являются внутри дневные  кредиты (табл.3). Объем операций по данному  инструменту составляет около 87% от общего объема рефинансирования. В  случае исключения его из расчета, основная нагрузка по рефинансированию сроком на один день приходится на операции прямого  РЕПО – 67% от оставшегося объема рефинансирования. Однодневное РЕПО с различной степенью регулярности используется примерно половиной респондентов.

Основными причинами низкого использования  процентных инструментов Банка России по оценке респондентов являются: высокий  уровень ставок (более 60% респондентов) и недостаток обеспечения у коммерческих банков (более 20% респондентов) Многие респонденты предлагают снизить  ставки по инструментам Банка России в целях их приближения к рыночному  уровню межбанковского рынка. Было отмечено, что аукционный механизм определения  ставок не гарантирует возможность  привлечения рефинансирования по инструменту  РЕПО даже в случае готовности коммерческого  банка заключить сделку на условиях Банка России. Также поступили  предложения ввести дополнительную сессию прямого РЕПО с фиксированной  ставкой. В части использования  ценных бумаг в качестве обеспечения  как по прямому РЕПО, так и по ломбардному кредитованию, более 20% респондентов считают недостаточный  объем имеющихся у них соответствующих ценных бумаг препятствием в использовании данных инструментов. Многими банками была отмечена необходимость расширения круга ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

Существенных сложностей в использовании  инструментов внутри дневного кредитования отмечено не было. Однако, по оценке 30% респондентов, при использовании  инструментов прямого РЕПО эпизодически возникают трудности, в том числе  технического характера. Региональные банки отмечают, что при значительной разнице во времени между регионами  их нахождения и Москвой, средства по операциям РЕПО приходят на корреспондентский  счет банка только на утро следующего дня, т.е. в день их возврата.

Основные замечания участников денежного рынка относятся к  правилам расчетов и особенностям бухгалтерского учета по инструментам рефинансирования. Существенных недостатков в технологии работы с инструментами рефинансирования не выявлено. Общим является пожелание  банков снизить ставки и увеличить  лимиты операций по инструментам рефинансирования Банка России.

Кроме того, одним из ключевых вопросов развития национальной банковской системы  является судьба региональных банков, в первую очередь малых и средних. И сколь ни различны они между  собой по географическому положению  и направлениям работы, всё же можно  назвать признак, выделяющий их как  общность, имеющую специфические  особенности и условия деятельности. Этот признак — отсутствие доступа  к механизмам рефинансирования, ограничивающее возможности развития активов. Сектор средних и малых банков включает в себя как минимум 850 банков по всей России. Значит, говорить о перспективах его развития возможно только в комплексе  с проблемой создания национальной системы рефинансирования.

В резолюции расширенного заседания  Координационного совета Ассоциации "Россия", прошедшем в Нижнем Новгороде 18 августа, принято обращение к Банку  России о необходимости расширения доступа региональных банков к инструментам рефинансирования через его территориальные  управления.

Ни один из инструментов, предложенных Банком России, не отвечает потребностям этого сектора. Кредиты внутри дневные  и овернайт не нужны из-за искусственно поддерживаемой избыточной ликвидности (в ущерб доходности). Как показали исследования Ассоциации "Россия", остатки на корсчетах и в кассе  у малых и средних банков относительно к общему объёму привлечённых средств всегда значительно выше, чем у их более крупных коллег. В активах банков этого сектора нет практически ничего из ломбардного списка ЦБ, нет и ГЦБ (поэтому им недоступно прямое и обратное РЕПО).

В результате базовым источником ресурсов для сектора малых и средних  банков выступают вклады населения. И эти банки — единственный в нашей стране институт, гарантирующий  гражданам не только сохранность  их сбережений (в пределах страховой  суммы), но и реальный доход выше уровня инфляции, позволяющий реально  накапливать денежные средства. Однако деньги населения дороги, и это  ограничивает их дальнейшее размещение, во всяком случае, предложить такие  условия кредитования крупным компаниям, как ведущие банки, они не могут.

В итоге и рентабельность малых  и средних банков уступает "первой сотне".

Банк России проводит работу по повышению  привлекательности инструментов рефинансирования Банка России.

Конечная цель развития системы  рефинансирования - создание единого  механизма рефинансирования Банком России кредитных организаций, который  позволит любой финансово устойчивой кредитной организации получать любой вид кредитов Банка России под обеспечение любых активов  из "единого пула обеспечения", состоящего из "рыночных" и "нерыночных" активов" (справочно: только около 50 % КО имеют в своем портфеле ценные бумаги из Ломбардного списка, при этом практически все КО имеют в кредитном портфеле кредиты и векселя 1-й и 2-й группы качества).

I-ый этап создания единого механизма рефинансирования: унификация инструментов рефинансирования (кредитования) под обеспечение рыночных и нерыночных активов (предоставление внутри дневных кредитов и кредитов овернайт под обеспечение ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России (Положение № 236-П) и векселей и прав требования по кредитным договорам организаций (Положение Банка России №312-П);

II-ой этап создания единого механизма рефинансирования: формирование "единого пула обеспечения", включающего как рыночные активы (ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России), так и нерыночные активы (векселя, права требования по кредитным договорам организаций, а также, возможно, иное имущество).

Таким образом, рефинансирование Центральным  банком коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда  они испытывают временные финансовые трудности, – важное направление  деятельности ЦБ РФ. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной  сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Распределение коммерческих организаций по доле их платежей в расширенный бюджет Российской Федерации в общем объеме их платежей, проходивших через платежную систему Банка России в первом полугодии 2012 года

 

По поручению Председателя Банка  России Межрегиональный центр информатизации Банка России провел анализ данных платежного трафика через платежную систему Банка России с целью получения оценки распределения коммерческих организаций по доле их платежей в расширенный бюджет Российской Федерации в общем объеме их платежей, проходящих через платежную систему Банка России.

    В качестве исходной  информации использовались данные  о платежах коммерческих организаций,  проведенных через платежную  систему Банка России в первом  полугодии 2012 года.

    Платежный оборот коммерческой  организации определялся как  сумма всех рублевых зачислений  и списаний за первое полугодие  2012 года по всем ее счетам, открытым  в кредитных организациях. При  этом учитывались только те  зачисления и списания, которые  прошли через платежную систему  Банка России.

    Платежи коммерческой  организации в расширенный бюджет  Российской Федерации определялись  как сумма всех рублевых платежей  за первое полугодие 2012 года  в бюджеты всех уровней, в  том числе все налоговые и  таможенные платежи, а также  платежи в Государственные внебюджетные  фонды, которые коммерческая организация  осуществляла со всех своих  счетов. При этом учитывались  только те платежи, которые  прошли через платежную систему  Банка России.

    В рамках данного исследования  из рассмотрения были исключены  лицензируемые ФСФР финансовые  компании, а также кредитные организации,  так как они, как правило,  имеют большой "несобственный" (клиентский) платежный оборот.

    В Таблице 1 представлено  распределение коммерческих организаций,  за исключением финансовых компаний, лицензируемых ФСФР, и кредитных  организаций, по диапазонам платежного  оборота и доли платежей в  расширенный бюджет в платежном  обороте.

    На каждом пересечении  строки и столбца указаны следующие  4 числа: 

1 - Количество коммерческих организаций  в данном диапазоне, шт. ;    

2 - Платежный оборот в сумме  по этим коммерческим организациям, млн. руб.    

3 - Платежи в расширенный бюджет  в сумме по этим коммерческим  организациям, млн. руб.

4 - Отношение (3) / (2), в % ;     

    Из Табл. 1 видно, что из всех 1948 тыс. коммерческих организаций, попавших в выборку, около 212 тыс. имеют нулевые налоговые платежи при ненулевом платежном обороте. Причем около 55 тыс. из них имеют оборот за первое полугодие 2012 года более 1 млн. рублей. Еще у 108 тыс. коммерческих организаций доля налоговых платежей не нулевая, но менее 0,1% от платежного оборота.

    В среднем по всем  попавшим в выборку 1948 тыс.  коммерческим организациям доля  платежей в расширенный бюджет  Российской Федерации в платежном  обороте, проходившем через платежную  систему Банка России в первом  полугодии 2012 г., составляет 5,80%.

   

Заключение

Рефинансирование Центральным  банком коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда  они испытывают временные финансовые трудности, – важное направление  деятельности ЦБ РФ. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной  сферы.

Механизм рефинансирования (кредитования) Банка России включает следующие  инструменты:

Внутри дневной кредит - кредит Банка России, предоставляемый кредитной  организации путем осуществления  платежа с ее банковского счета (основного счета) сверх остатка  денежных средств на данном счете (в  соответствии со ст. 850 ГК РФ, ГКД и  др. договорами) в пределах установленного лимита кредитования, со сроком погашения - в течение дня.

Кредит овернайт - кредит Банка  России, предоставляемый кредитной  организации в конце дня в  сумме непогашенного внутри дневного кредита, сроком на 1 рабочий день.

Ломбардный кредит - кредит Банка  России, предоставляемый кредитной  организации по заявке/ заявлению, в  т.ч. через СЭТ ММВБ, на срок 1 и 7 дней по фиксированной ставке (ежедневно, ежедневно, на условии Т+0) и 14 календарных дней по результатам аукциона (еженедельно, по вторникам, на условии Т+1).

Другие кредиты - кредиты Банка  России на срок от 1 до 180.

Обеспечением кредитов Банка России могут выступать:

1. "рыночные" активы - ценные бумаги, входящие в Ломбардный список  Банка России (Положение Банка  России от 04.08.2003 № 236-П) - 7 видов  ценных бумаг, более 80 эмитентов,  более 200 выпусков.

2. "нерыночные" активы:

кредитные требования к рейтингованным организациям, входящим в Перечень, утвержденный Советом директоров Банка России, и векселя указанных организаций (Положения Банка России от 14.07.2005 № 273-П и от 12.11.2007№ 312-П) - 41 организация.

кредитные требования к нерейтингованным организациям (акционерным обществам) нефинансового сектора экономики, финансовые показатели которых проверены Банком России, и векселя указанных организаций (Положение Банка России от 12.11.2007 № 312-П)

поручительства финансово стабильных кредитных организаций с рейтингом  не ниже В+/В1, не входящих в одну банковскую группу или банковский холдинг с банком-заемщиком, входящие в Список Банка России - 51 кредитная организация.

Кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг" (с учетом изменений).

Банк России предоставляет кредитным  организациям в автоматическом режиме внутри дневные кредиты и кредиты  овернайт и в режиме запроса (заявления  на получение кредита по фиксированной  процентной ставке/заявки на участие  в ломбардном кредитном аукционе) - ломбардные кредиты.

Информация о работе Механизмы и виды рефинансирования коммерческих банков