Малый бизнес и государственная поддержка его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Развитие предпринимательства и конкуренции, базирующееся на реальной реформе отношений собственности, представляет собой одно из основных направлений рыночного реформирования любой экономики. Именно многообразие форм собственности и является обязательным и необходимым условием становления и развития рыночной экономики.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1. Сущность малого бизнеса и его развитие в России 5
1.1. Сущность и роль малого бизнеса в России 5
1.2. Развитие и становление малого бизнеса в России 10
2. Государственная поддержка малого бизнеса 15
2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого бизнеса 15
2.2.Основные направления государственной поддержки малого бизнеса 17
2.3.Проблемы государственного регулирования в сфере малого бизнеса и способы, повышающие его эффективность 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 32

Работа содержит 1 файл

кур.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

      В законе перечислены основные цели, по которым осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства:

    1. развитие субъектов малого в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
    2. обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;
    3. обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;
    4. оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
    5. увеличение количества субъектов малого предпринимательства;
    6. обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
    7. увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
    8. увеличение доли уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

      Основными принципами государственной поддержки субъектов малого предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ; открытость процедур оказания поддержки. При этом в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ оговаривается, что поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого предпринимательства: являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами; являющихся участниками соглашений о разделе продукции; осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

        Для  реализации государственной политики в области развития малого бизнеса в РФ федеральными законами, нормативными правовыми актами предусматриваются следующие меры:

    • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
    • упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
    • упрощенный порядок составления субъектами малого предпринимательства статистической отчетности;
    • имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства (передача во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях, указанное имущество должно использоваться по целевому назначению);
    • особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
    • меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
    • меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства (за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства.);
    • Оказание поддержки субъектам малого предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органами государственной власти и органами местного самоуправления;
    • меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.15

      Таким образом, можно сделать вывод, что для развития предпринимательства применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе конкуренция, налоги, акцизы, инвестиций, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют единую систему и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.

      Предстоит длительная совместная работа государственных  и участвующих в бизнесе структур, чтобы предпринимательство стало импульсом для подъема отечественной экономики. 

      2.3.Проблемы государственного регулирования в сфере малого бизнеса и способы, повышающие его эффективность 

      В России государственная политика в  отношении малого предпринимательства не является достаточно последовательной и целенаправленной. В результате не решается задача постоянного наращивания предпринимательского ресурса, его использования для ускорения экономического роста и улучшения социальной обстановки в стране. В качестве основных проблем государственного регулирования в сфере малого бизнеса можно выделить несколько, оказывающих существенное и не всегда благоприятное воздействие на функционирование данного сектора.

      Одним из первых просчетов правительства  было установление высоких барьеров для вхождения в бизнес, т. е. все, что связано с трудностями регистрации при организации и ликвидации малого бизнеса; стартовые финансовые барьеры или проблема необходимых для начала ведения бизнеса средств (отсутствие механизма предоставления ресурсов начинающему дело предпринимателю); а также барьеры организованного рынка, т.е. ситуация, когда уже присутствующие на рынке предприниматели препятствуют входу на рынок новым предпринимателям.16 Судя по публикуемым материалам, правительство осознавало эту проблему далеко не в полной мере.

      Более серьезная проблема – ограниченный доступ к ресурсам. На первое место следует поставить наличие арендуемых офисных и торговых площадей в городах. Государство – самый большой игрок на этом рынке и, тем самым, берет на себя не свойственные ему функции предпринимателя (при помощи муниципальных комитетов по управлению имуществом и соответствующих комитетов субъектов Федерации). При подобной организации работы доступ к лучшим торговым и офисным площадям, складам, производственным помещениям, подъездным путям и т. д. получает не самый эффективный пользователь, а имеющий лучшие связи среди чиновников. В результате предприниматели, не относящиеся к «клану» администрации, не имеют возможности работать.

      Еще одним просчетом  государства явилась  и является до сегодняшнего дня неразумная финансовая политика. Это относится к высокой норме банковского процента, которая препятствует развитию малых предприятий, т. к. предприятиям трудно накопить первоначальный капитал,  и приводит к развитию только тех форм малого бизнеса, которые высокодоходны и дают быструю отдачу. Мелким предприятиям труднее получить кредит в банках, нежели крупным, они чаще прибегают к средствам, полученным взаймы у друзей и знакомых, собственным сбережениям.17 Мелким предприятиям труднее получить кредит, нежели крупным (приложение 4).

      Малый бизнес концентрируется в трудоемких секторах с низкими барьерами по объему капитала, необходимого для вступления на рынок. Поэтому большинство малых предприятий функционирует в торговле, общественном питании и строительстве. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

        Тем не менее, роль малых предприятий достаточно заметна и в некоторых отраслях промышленности. Например, 26% выпуска полиграфической продукции и 24% мебели приходится на малые предприятия. Согласно исследованию Госкомстата, малый бизнес, как правило, развивается в плотно заселенных областях и городах: Москва, Санкт-Петербург и др. (приложение 3)

      На  протяжении последних лет предпринимательское сообщество различными способами пытается привлечь внимание властей к нерешаемым проблемам. Позитивными тенденциями было прежде всего тот факт, что в проекте бюджета  впервые в 2004 году выделена ощутимая сумма – трехмиллиардная гарантия по кредитам для малых предприятий.18

      Бюджетная политика правительства  также небезупречна. Шумная кампания по повышению пенсий, зарплат бюджетников и денежного довольствия военнослужащих имеет очевидную социальную и политическую направленность. Однако на деле она приводит лишь к перераспределению средств в сферу непроизводственного потребления, т. е. повышение денежного дохода в бюджетной сфере приводит к соответствующему повышению цен товаров и, фактически, только наносит вред производственной сфере в связи с инфляцией, не давая при этом ощутимого увеличения дохода пенсионеров и бюджетников.

       И, наконец, нельзя не коснуться вопросов налоговой политики государства, а также работы правоохранительной системы. Отсутствие постоянства и справедливости в применяемых к малому предпринимательству налоговых правоотношениях служит основным барьером на пути к его эффективному функционированию.

      О громадном налоговом прессе на бизнес очень много говорят и пишут. Однако налогов при этом на практике «выжимается» из бизнеса совсем немного. Те налоговые поступления, которые государство получает сейчас, оно получило бы и в том случае, если бы численность контролирующих и карающих органов была уменьшена на порядок, а налоги на малый бизнес – существенно сокращены. Фактически государство получает доход от акцизных товаров и таможенных пошлин. Налоги с оборота, на прибыль и на имущество – основные для малого бизнеса — платятся лишь в той степени, которую предприниматели считают нужной. (приложение 5) Налоги будут платить по доброй воли в двух случаях. Во-первых, в случае снижения налогов до психологически разумного уровня, который, видимо, составляет около 10-15% от прибыли. Во-вторых, в случае расширения бизнеса до такой степени, когда предприниматель уже не сможет его достаточно эффективно контролировать сам и ему придется полагаться на нанятых менеджеров.

      Нельзя  не упомянуть об институциональных  российского предприятия. Которые российский бизнес более личным и неформальным, более теневым. Российское предпринимательство является не только комплексом отношений сторон (учредителей, персонала, менеджмента), закрепленных юридической поддержкой государства, а прежде всего отношениями между данным бизнесом и органами власти, т. Е. в бизнесе участвуют официальные интересы и интересы представителей власти. В результате в российской экономике широко распространены предприятия-сети. Они объединяют людей давно знакомых, знающих человеческие ресурсы каждого и использующие друг друга по мере надобности.19

      Для частичного решения этих проблем, на мой взгляд, необходимо создание комплексной государственно-общественной   системы  поддержки  малого  предпринимательства, которая включает:

  • создание льготного налогового режима, способствующего расширению действующих и возникновению новых предприятий;

          Помимо  этого все налоговые законы и  процедуры должны быть прозрачными и как можно более простыми, чтобы их было легко толковать и применять к малым предприятиям. Прозрачность делает необходимой публикацию всех законов и их разъяснение, бесплатное распределение бланков налоговых документов, а также брошюр, описывающих налоговые обязательства для вновь открывающихся или действующих субъектов малого предпринимательства. В то же время необходимо поддерживать стабильность налоговой системы путем отказа от искушения часто менять законы и методы их внедрения в целях помочь предприятиям планировать свои налоговые обязательства.20

  • подготовку и переподготовку предпринимательских кадров,  привлечение к этой сфере социально активных слоев  населения;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • обеспечение малых предприятий госзаказа ми (если возникает в этом необходимость);
  • создание благоприятных возможностей для получения кредитов и инвестиций через прямые и гарантированные займы;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных связей с зарубежными странами.
  • необходимо определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.   Для реализации должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного – отечественного и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных  ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит;
  • защита предпринимателей от преступных посягательств;
  • создание эффективной системы защиты правовой и интеллектуальной собственности не только на средства производства, ной на изобретения, на продукцию, идеи, концепции, методы деловой активности;
  • развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности и т.д.

Информация о работе Малый бизнес и государственная поддержка его развития