Малый бизнес и государственная поддержка его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Развитие предпринимательства и конкуренции, базирующееся на реальной реформе отношений собственности, представляет собой одно из основных направлений рыночного реформирования любой экономики. Именно многообразие форм собственности и является обязательным и необходимым условием становления и развития рыночной экономики.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1. Сущность малого бизнеса и его развитие в России 5
1.1. Сущность и роль малого бизнеса в России 5
1.2. Развитие и становление малого бизнеса в России 10
2. Государственная поддержка малого бизнеса 15
2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого бизнеса 15
2.2.Основные направления государственной поддержки малого бизнеса 17
2.3.Проблемы государственного регулирования в сфере малого бизнеса и способы, повышающие его эффективность 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 32

Работа содержит 1 файл

кур.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

      Изнанкой  было, однако, то, что малые предприятия  исполняли роль канала перекачки ресурсов командно управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом «доразграбления» госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.

      Вторым  этапом (годы перестройки) малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

      Третий  этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием  законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство.

      Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Дата официального рождения малого бизнеса – 18 июля 1991 г., когда Постановлением правительства РФ № 446 были введены критерии отнесения предприятий к категории малых, определены общие условия и правила их функционирования.

      Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

      На  шестом этапе (1995-1998 гг.) были исчерпаны  возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий.

      Создавая  этот важнейший сектор экономики, правительство преследовало свои цели. По-видимому, основными были две. Во-первых, с развитием малого и среднего бизнеса возникает так называемое среднее сословие – слой состоятельных людей – носителей идей и практики демократии. Стабильность общества, состоящего из богатых и бедных, достигается только при наличии этого «социального буфера». Известно, что если в стране отсутствует среднее сословие, то государственная власть принимает какую-либо из недемократических форм, а положение в государстве оказывается нестабильным, ввиду постоянных прямых столкновений богатых и бедных. Во-вторых, в мире государственные доходы от этого сектора экономики весьма велики.9

      Современный этап развития малого бизнеса, безусловно, имеет исторические корни. Развитие российского предпринимательства, можно характеризовать как направленное и последовательное воспроизводство среды существования, немыслимое без малых и средних предприятий.  На сегодняшний день общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий на 1 тыс. жителей. В странах ЕС и Японии оно достигает 45-50, в среднем по России — 6 малых предприятий на 1 тыс. жителей. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых в европейских странах составляет около 70% общего числа работающих. В целом по России - 10%. Следует заметить, что  к статистическим данным необходимо относится с осторожностью. Реальная занятость в малом бизнесе может оказаться выше, так как большинство предприятий занижает численность и истинную зарплату работников, чтобы платить меньше налогов. Реальное число работающих предприятий может оказаться ниже. По некоторым данным, около 30% зарегистрированных предприятий реально не работает, но не ликвидируется ввиду сложности этой процедуры.10

      К 1 января 2004 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 8 562тыс. хозяйствующих субъектов. Предприятия, относящиеся к категории малого предпринимательства, согласно критериям, действующим в Российской Федерации, составляли только 10,3% от общего числа субъектов хозяйствования (или 882,3 тыс. ед.). Самым многочисленным субъектом сектора малого и среднего бизнеса по России является индивидуальное предпринимательство (приложение 2). Его доля в общем количестве хозяйствующих субъектов соответствовала 55,1 %. Столь высокое присутствие индивидуального предпринимательства определяется многими факторами, в том числе особенностью и спецификой хозяйственного развития нашей страны. Среди этих особенностей можно выделить низкие денежные доходы населения и одновременно достаточно высокий уровень безработицы. Согласно данным Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, вклад малого бизнеса в ВВП в 2004 г. составил порядка 21 % ВВП. Это, бесспорно, не самый высокий показатель в мировой практике. Например, в Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии и США доля малого и среднего предпринимательства в ВВП государства превышает 50 %-ный барьер.11

      Все это говорит о низкой занятости населения в малом бизнесе, а о явной недостаточности числа малых предприятий. Причина, по всей видимости, заключается в сложности ведения бизнеса в России, что приводит к выживанию предпринимателей, обладающих только исключительными способностями к ведению бизнеса.

      В заключении следует заметить, что, несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики пока не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в других промышленно-развитых странах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Государственная поддержка малого бизнеса 

      2.1. Государственные  органы, отвечающие  за поддержку малого  бизнеса 

      Малый бизнес без поддержки государства  и без  собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе  крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

      В настоящее время государственная политика в отношении малого предпринимательства находиться под сильным влиянием различных факторов: возможностей бюджета, макроэкономической ситуации, идеологии, причем она нередко определяет степень поддержки малых предприятий со стороны власти.

      К настоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту. Это многочисленные фонды финансовой поддержки (кредитование, налогово-гарантийная поддержка, лизинговые фонды), образовательные институты бизнеса.12

      Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с  бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными  вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ. Тем не менее, координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.

      К ведению органов государственной власти РФ по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством относятся:  осуществление государственной политики в области развития малого предпринимательства; определение принципов, направлений, форм и видов поддержки субъектов малого предпринимательства; разработка и реализация федеральных программ; определение финансовых, экономических, социальных показателей развития малого предпринимательства; создание координационных или совещательных органов в области развития малого предпринимательства; финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого предпринимательства за счет средств федерального бюджета; содействие деятельности общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства; пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств федерального бюджета; поддержка региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; сотрудничество с иностранными государствами и административно-территориальными образованиями иностранных государств в области развития малого предпринимательства; методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;13

      Субъекты  Федерации в свою очередь имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.

      Представляется, что в перспективе будет преобладать  тенденция к дальнейшей децентрализации и расширению прав регионов и местного самоуправления в данной сфере.

        Также действуют общественные  объединения – Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и честные палаты. Российская ассоциация развития и поддержки малого предпринимательства, профсоюз работников малых предприятий, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства», целый ряд других союзов и ассоциаций. В середине 90-х гг. был создан государственный комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства  (в настоящее время эти функции выполняет департамент в Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), практически во всех регионах РФ организованы департаменты поддержки малого предпринимательства или отделы в экономических департаментах региональных администраций. При Правительстве РФ и в некоторых региональных структурах исполнительной власти существуют общественные советы по малому предпринимательству, выполняющие экспертные функции.

      Регулярно разрабатываются и принимаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства.  

      2.2.Основные направления государственной поддержки малого бизнеса 

        Государственное регулирование  оказывает значительное влияние  на развития малого предпринимательства. Одна из важных задач государства – создание благоприятного предпринимательского климата. В настоящее время сформированы достаточно неблагоприятные условия для развития малого бизнеса в России: нет инвесторов, падает платежеспособный спрос, отсутствуют ресурсы и т.д. Поиск рынков сбыта продукции стал главным фактором выживания предприятий.

      Можно выделить следующие основные направления  государственной поддержки малого бизнеса:

  1. Налоговая политика

        Особое  значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. Налоговая политика должна стимулировать развитие эффективных форм собственности, создавать условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, повышения уровня производства и его рентабельности. Обычно налогообложение выполняет стимулирующую, перераспределительную и контрольную функции.

  1. Устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;

          Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания.

  1. Антимонопольная политика

        Большое влияние на результаты предпринимательской деятельности оказывают тарифы на продукцию и услуги естественных монополий. Ошибки в этой сфере обостряют многие проблемы в экономике. Из-за быстрых изменений экономической ситуации необходима постоянная корректировка тарифов (например, опережающий рост цен и тарифов для промышленных потребителей способствует углублению ценовых диспропорций в различных секторах экономики и сохраняет инфляционный потенциал).

  1. Расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам

          Развитию  предпринимательства могут способствовать гарантии государства по займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом.

      Также к основным направлениям государственной  поддержки, позволяющим реализовывать эффективное развитие малого бизнеса, относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; развитие лизинга оборудования и технологий; системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.14

      Организационную основу управления малого предпринимательства  составляет Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ. Согласно этому закону государственная политика в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Информация о работе Малый бизнес и государственная поддержка его развития