Малый бизнес и государственная поддержка его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:16, дипломная работа

Описание работы

Развитие предпринимательства и конкуренции, базирующееся на реальной реформе отношений собственности, представляет собой одно из основных направлений рыночного реформирования любой экономики. Именно многообразие форм собственности и является обязательным и необходимым условием становления и развития рыночной экономики.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1. Сущность малого бизнеса и его развитие в России 5
1.1. Сущность и роль малого бизнеса в России 5
1.2. Развитие и становление малого бизнеса в России 10
2. Государственная поддержка малого бизнеса 15
2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого бизнеса 15
2.2.Основные направления государственной поддержки малого бизнеса 17
2.3.Проблемы государственного регулирования в сфере малого бизнеса и способы, повышающие его эффективность 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 32

Работа содержит 1 файл

кур.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

      В заключении можно сказать, что в целях нормального функционирования и развития субъектов малого и среднего бизнеса, а следовательно, и экономики в целом необходимо обеспечение экономических, правовых, организационных, психологических и других условий. Оказывая государственную поддержку мелким предпринимателям, следует в то же время оказывать воздействие со стороны общества и его институтов на эту социальную группу в целях улучшения ее качественных характеристик, оптимизации ее состава и процесса функционирования.21 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      На  фоне глобализации мировой экономики, ужесточения конкурентной борьбы, необходимости решения проблем занятости трудоспособного населения одним из определяющих факторов стабильного и поступательного экономического и социального развития в любой из промышленно развитых стран являются малые предприятия. В большинстве из этих стран малые предприятия представляют собой основу промышленности и инновационной структуры, вносят заметный вклад в общественное развитие.22

    Таким образом, сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и  развиваться.

      Опираясь  на специфику имеющихся в арсенале малого предпринимательства преимуществ, можно утверждать, что с помощью его развития предоставляются дополнительные возможности существенно улучшить условия жизнедеятельности значительной части людей, повысить их уровень жизни, здоровья, образовательный и интеллектуальный потенциал, решить острые социальные проблемы.23 Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно.

      Несмотря  на наблюдаемый в последние годы рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, на увеличение численности самих малых предприятий, на пути развития малого предпринимательства в России стоит множество преград как экономического, так и социально-психологического характера. Поэтому сейчас в условиях нашей российской действительности просто необходимо разработать эффективную модель взаимодействия государства и малого предпринимательства, это на сегодняшний день является актуальным вопросом.

      В настоящее время наиболее четко просматриваются следующие тенденции в отношении государства к малому предпринимательству:

      •   продолжающееся стремление и действие по перенесению   мер по поддержке малого предпринимательства на региональный уровень;

      •    ориентация на малозатратные методы поддержки;

  • декларируемое стремление ослабить произвол    чиновников в отношении малого предпринимательства на протяжении его жизненного цикла – от регистрации до реорганизации (ликвидации);
  • постепенное осознание того факта, что усиление малого предпринимательства в улучшении социальной обстановки, в повышении конкурентоспособности товаров и услуг,  активизации инновационной деятельности, особенно рисковых ее стадий, требует целенаправленной, комплексной государственной поддержки.24

        Безусловно, необходимо всесторонне и всеобъемлюще изучать специфику и особенности развития малого предпринимательства России, что позволит выработать и провести в жизнь своевременную и эффективную политику в отношении небольших по масштабам деятельности хозяйствующих субъектов.  
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 
 

    1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ
    1. Буянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование, М.:ИНФРА-М, 2003, 136 с.
    1. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство.2007, 554 с.
    1. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б. Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005,220 с.
    1. Малые предприятия: Практическое пособие Владимирова Т.В. 2006, 159 с.
    1. Тэпман Л.Н.Малый бизнес: Опыт зарубежных стран.2006,287 с.
    1. Баткилина Г.В.Малое предпринимательство: тенденции развития и государственной поддержки//Экономика и политика – 2006 – №8
    1. Давыдова Л. В., Будовская Л. А. Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение//Финансы и кредит – 2009 – №13
    1. Зангеева С.Б., Романова Е.М. Польза и преимущества зарубежного опыта поддержки и развития малого и реднего бизнеса применительно к России// Финансы и кредит, 2006.— № 14
    1. И. Г. Царев. Малое предпринимательство – дело за малым //ЭКО – 2006 – № 1
    1. Малое и среднее предпринимательство в России // Общество и экономика – 2007 – № 12
    1. Орлова Е. Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность// Власть – 2005 – № 3
    1.  Министерство  экономического развития и торговли // www. economy, gov. ru.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 

      1.

      Характеристики  малого бизнеса с точки зрения экономической самостоятельности 

Сильные стороны малого бизнеса
Слабые  стороны малого бизнеса
Возможности малого бизнеса
Угрозы  существованию малого бизнеса
Небольшой стартовый капитал Ограниченный  (локально) рынок Рост до уровня «большого» бизнеса Быстрота полного  разорения
Высокая эффективность Ограниченные  перспективы роста Сбалансированное  развитие Быстрое достижение «потолка» роста
Гибкость Высокая зависимость  от превратностей конъюнктуры Прочная ниша на «своем» рынке Легкость проникновения  конкурента в эту нишу
Самостоятельность Отсутствие  влиятельной поддержки Творческая  самореализация Мпвимость перед  попытками силового давления со стороны «сильных мира сего»

 
 

      2.

      Структура хозяйствующих субъектов России на начало 2006 г. 

    Группа  хозяйствующих субъектов
Количество  субъектов в группе,тыс. ед. Доля  хозяйствующих субъектов  группы в общем  количестве хозяйствующих субъектов, %
Всего хозяйствующих субъектов по России 8 562,3 100,0
в том числе:  
Предприниматели без образования юридического лица 4717,0 55,1
Крестьянские (фермерские) хозяйства 264,0 3,1
Малые предприятия 882,3 10,3
Средние предприятия (с численностью занятых до 250 чел.) 2 136,7 24,9
Крупные предприятия (с численностью занятых от 251 чел.) 562,3 6,6

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.

Классификация  регионов РФ по уровню развития малых  предприятий. 

Группы  регионов по уровню развития МП  
Регионы
 
Число регионов
Регионы с положительной тенденцией развития МП Москва, Санкт-Петербург, Камчатская и Магаданская области  
4
Регионы, отброшенные дефолтом 1998 г. (с тенденцией роста в секторе МП) Волгоградская, Иркутская, Нижегородская, Сахалинская  области, Республика Дагестан  
5
Регионы со средним уровнем развития МП (с тенденцией к снижению динамики развития в нем) Алтайский край, Астраханская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Кемеровская области, Краснодарский край, Красноярский край, Ленинградская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Пермская области, Приморский край, Республика Алтай, Республика Хакасия, Ростовская, Самарская, Свердловская области, Ставропольский край,  Тюменская область, Удмуртская республика, Хабаровский край, Челябинская область, Чукотский автономный округ, Ярославская область  
 
 
31
Регионы с изначально низким уровнем развития МП (регионы-аутсайдеры) Амурская, Архангельская, Белгородская, Брянская обл., Еврейская  автономная область, Ивановская обл., КБР, Карачаево-Черкесская Республика, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Липецкая, Мурманская, Орловская, Псковская обл., Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Республика Саха, Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Рязанская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Читинская обл., Чувашская республика  
 
 
 
39

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.

Основные  источники развития предприятия (% предприятия)

 
 

5.

Оценки  масштаба теневой деятельности МСП

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

Кафедра  финансов 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему: 

    «Малый бизнес и государственная поддержка его развития» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Выполнила:  
 
 

                                                      Научный руководитель:

                                                                                                                             кандидат экономических  наук, доцент

                                                       Солнышкова Юлия Николаевна 
 
 
 

Саратов 2010


Информация о работе Малый бизнес и государственная поддержка его развития