Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:16, дипломная работа
Развитие предпринимательства и конкуренции, базирующееся на реальной реформе отношений собственности, представляет собой одно из основных направлений рыночного реформирования любой экономики. Именно многообразие форм собственности и является обязательным и необходимым условием становления и развития рыночной экономики.
Содержание 2
Введение 3
1. Сущность малого бизнеса и его развитие в России 5
1.1. Сущность и роль малого бизнеса в России 5
1.2. Развитие и становление малого бизнеса в России 10
2. Государственная поддержка малого бизнеса 15
2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого бизнеса 15
2.2.Основные направления государственной поддержки малого бизнеса 17
2.3.Проблемы государственного регулирования в сфере малого бизнеса и способы, повышающие его эффективность 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 32
В законе перечислены основные цели, по которым осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства:
Основными принципами государственной поддержки субъектов малого предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ; открытость процедур оказания поддержки. При этом в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ оговаривается, что поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого предпринимательства: являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами; являющихся участниками соглашений о разделе продукции; осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Для реализации государственной политики в области развития малого бизнеса в РФ федеральными законами, нормативными правовыми актами предусматриваются следующие меры:
Таким образом, можно сделать вывод, что для развития предпринимательства применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе конкуренция, налоги, акцизы, инвестиций, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют единую систему и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.
Предстоит
длительная совместная работа государственных
и участвующих в бизнесе структур, чтобы
предпринимательство стало импульсом
для подъема отечественной экономики.
2.3.Проблемы
государственного регулирования
в сфере малого бизнеса
и способы, повышающие
его эффективность
В России государственная политика в отношении малого предпринимательства не является достаточно последовательной и целенаправленной. В результате не решается задача постоянного наращивания предпринимательского ресурса, его использования для ускорения экономического роста и улучшения социальной обстановки в стране. В качестве основных проблем государственного регулирования в сфере малого бизнеса можно выделить несколько, оказывающих существенное и не всегда благоприятное воздействие на функционирование данного сектора.
Одним из первых просчетов правительства было установление высоких барьеров для вхождения в бизнес, т. е. все, что связано с трудностями регистрации при организации и ликвидации малого бизнеса; стартовые финансовые барьеры или проблема необходимых для начала ведения бизнеса средств (отсутствие механизма предоставления ресурсов начинающему дело предпринимателю); а также барьеры организованного рынка, т.е. ситуация, когда уже присутствующие на рынке предприниматели препятствуют входу на рынок новым предпринимателям.16 Судя по публикуемым материалам, правительство осознавало эту проблему далеко не в полной мере.
Более серьезная проблема – ограниченный доступ к ресурсам. На первое место следует поставить наличие арендуемых офисных и торговых площадей в городах. Государство – самый большой игрок на этом рынке и, тем самым, берет на себя не свойственные ему функции предпринимателя (при помощи муниципальных комитетов по управлению имуществом и соответствующих комитетов субъектов Федерации). При подобной организации работы доступ к лучшим торговым и офисным площадям, складам, производственным помещениям, подъездным путям и т. д. получает не самый эффективный пользователь, а имеющий лучшие связи среди чиновников. В результате предприниматели, не относящиеся к «клану» администрации, не имеют возможности работать.
Еще одним просчетом государства явилась и является до сегодняшнего дня неразумная финансовая политика. Это относится к высокой норме банковского процента, которая препятствует развитию малых предприятий, т. к. предприятиям трудно накопить первоначальный капитал, и приводит к развитию только тех форм малого бизнеса, которые высокодоходны и дают быструю отдачу. Мелким предприятиям труднее получить кредит в банках, нежели крупным, они чаще прибегают к средствам, полученным взаймы у друзей и знакомых, собственным сбережениям.17 Мелким предприятиям труднее получить кредит, нежели крупным (приложение 4).
Малый бизнес концентрируется в трудоемких секторах с низкими барьерами по объему капитала, необходимого для вступления на рынок. Поэтому большинство малых предприятий функционирует в торговле, общественном питании и строительстве. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Тем не менее, роль малых предприятий достаточно заметна и в некоторых отраслях промышленности. Например, 26% выпуска полиграфической продукции и 24% мебели приходится на малые предприятия. Согласно исследованию Госкомстата, малый бизнес, как правило, развивается в плотно заселенных областях и городах: Москва, Санкт-Петербург и др. (приложение 3)
На
протяжении последних лет
Бюджетная политика правительства также небезупречна. Шумная кампания по повышению пенсий, зарплат бюджетников и денежного довольствия военнослужащих имеет очевидную социальную и политическую направленность. Однако на деле она приводит лишь к перераспределению средств в сферу непроизводственного потребления, т. е. повышение денежного дохода в бюджетной сфере приводит к соответствующему повышению цен товаров и, фактически, только наносит вред производственной сфере в связи с инфляцией, не давая при этом ощутимого увеличения дохода пенсионеров и бюджетников.
И, наконец, нельзя не коснуться вопросов налоговой политики государства, а также работы правоохранительной системы. Отсутствие постоянства и справедливости в применяемых к малому предпринимательству налоговых правоотношениях служит основным барьером на пути к его эффективному функционированию.
О громадном налоговом прессе на бизнес очень много говорят и пишут. Однако налогов при этом на практике «выжимается» из бизнеса совсем немного. Те налоговые поступления, которые государство получает сейчас, оно получило бы и в том случае, если бы численность контролирующих и карающих органов была уменьшена на порядок, а налоги на малый бизнес – существенно сокращены. Фактически государство получает доход от акцизных товаров и таможенных пошлин. Налоги с оборота, на прибыль и на имущество – основные для малого бизнеса — платятся лишь в той степени, которую предприниматели считают нужной. (приложение 5) Налоги будут платить по доброй воли в двух случаях. Во-первых, в случае снижения налогов до психологически разумного уровня, который, видимо, составляет около 10-15% от прибыли. Во-вторых, в случае расширения бизнеса до такой степени, когда предприниматель уже не сможет его достаточно эффективно контролировать сам и ему придется полагаться на нанятых менеджеров.
Нельзя не упомянуть об институциональных российского предприятия. Которые российский бизнес более личным и неформальным, более теневым. Российское предпринимательство является не только комплексом отношений сторон (учредителей, персонала, менеджмента), закрепленных юридической поддержкой государства, а прежде всего отношениями между данным бизнесом и органами власти, т. Е. в бизнесе участвуют официальные интересы и интересы представителей власти. В результате в российской экономике широко распространены предприятия-сети. Они объединяют людей давно знакомых, знающих человеческие ресурсы каждого и использующие друг друга по мере надобности.19
Для частичного решения этих проблем, на мой взгляд, необходимо создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, которая включает:
Помимо этого все налоговые законы и процедуры должны быть прозрачными и как можно более простыми, чтобы их было легко толковать и применять к малым предприятиям. Прозрачность делает необходимой публикацию всех законов и их разъяснение, бесплатное распределение бланков налоговых документов, а также брошюр, описывающих налоговые обязательства для вновь открывающихся или действующих субъектов малого предпринимательства. В то же время необходимо поддерживать стабильность налоговой системы путем отказа от искушения часто менять законы и методы их внедрения в целях помочь предприятиям планировать свои налоговые обязательства.20
Информация о работе Малый бизнес и государственная поддержка его развития