Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:55, реферат
Лизинговый бизнес привлекателен и распространен во всем мире. Через него как основной источник привлечения капитала для новых инвестиций финансируется сегодня восьмая часть мирового объема поставок оборудования предприятий. Развитие лизинга способствует развитию таких задач, как структурная перестройка, обновление основных производственных фондов, повышение конкурентоспособности продукции и эффективности инвестиций, внедрение научно-технических достижений. Лизинг стимулирует аккумулирование средств частных инвесторов, в том числе и населения.
2
Лизинговый бизнес привлекателен и распространен во всем мире. Через него как основной источник привлечения капитала для новых инвестиций финансируется сегодня восьмая часть мирового объема поставок оборудования предприятий. Развитие лизинга способствует развитию таких задач, как структурная перестройка, обновление основных производственных фондов, повышение конкурентоспособности продукции и эффективности инвестиций, внедрение научно-технических достижений. Лизинг стимулирует аккумулирование средств частных инвесторов, в том числе и населения.
В пользу актуальности данной проблемы для экономики РБ приведем 4 негативны е тенденции, имеющие место в РБ:
1. В 2001г. общий объем инвестиций составил лишь 49% к уровню 1990г. Капиталовложения в промышленности меньше амортизационных отчислений на 13%, в сельском хозяйстве – на 57,8%. В результате вкладываемых в модернизацию средств не хватает даже для простого воспроизводства основных фондов, не говоря уже о расширенном. Что касается банковской сферы, то банки предпочитают вариант краткосрочного коммерческого кредитования под высокие проценты. Через банки осуществляется менее одной шестой части инвестиций в основной капитал.
2. Большие масштабы недоинвестирования производства привели к тому, что значительная часть машин и оборудования функционирует за пределами экономически оправданных сроков службы. Если к концу 1990г. коэффициент износа основных фондов по народному хозяйству в целом составлял 33,3%, то к концу 1999г. – 49,2%. В промышленности износ активной части основных производственных фондов в 1999г. составлял 76%. В мировой практике критическим считается износ в 60%, далее начинаются техногенные аварии и катастрофы.
3. Около 60 % всех основных технологий, применяемых сегодня в экономике РБ, разработано еще до 1990 г. Только 4% технологических процессов в промышленности Беларуси соответствует мировому уровню.
4. Иностранные инвестиции имеют незначительный удельный вес в общих инвестициях республики – порядка 4 %, что составляет на душу населения около 200 дол. США (в России в 5 раз больше), в том числе доля прямых (наиболее перспективных) инвестиций составляет около 12 %.
Таким образом, сегодня традиционные источники капитальных вложений (собственные средства предприятий, банковские кредиты, государственные дотации) не в состоянии обеспечить обновление основных производственных фондов предприятий. Это сказывается на конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Мировой опыт предлагает многовариантные схемы переоснащения материально-технической базы производства как стартового условия оживления экономических процессов и выпуска конкурентоспособной продукции. Одной из таких схем является лизинг.
Существенная роль лизинга в экономическом механизме инвестиционной деятельности подчеркивалась в Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, где развитие лизинга признавалось одним из основных средств решения задач модернизации производства в условиях ограниченности финансовых ресурсов.
Для начала рассмотрим основные тенденции развития лизинговой отрасли в РБ.
В Беларуси в настоящее время формируется рынок лизинговых услуг, который характеризуется незначительной внутриотраслевой конкуренцией и превышением спроса над предложением.
В Республике Беларусь большинство сделок приходится на лизинг автотранспортных средств. Особое место здесь занимает международный лизинг. Белорусские предприятия не только получают необходимые им автотранспортные средства из-за рубежа, но и имеют возможность расширить рынки сбыта своей продукции на условиях лизинга. Например, разработаны схемы поставки грузовиков-тяжеловозов «БелАз» в Якутию на условиях двух-, трехгодичного лизинга.
Внутри страны лизинг также способствует решению проблем сбыта изготовленной предприятиями продукции, прежде всего техники, которая не находит сбыта из-за финансовых проблем потенциальных потребителей. Наличие разнообразных видов лизинга позволяет решать даже проблему реализации дорогостоящего оборудования. Например, такой вид как раздельный лизинг дает возможность принять участие в финансировании лизингового объекта нескольким финансовым учреждениям-заимодавцам.
В Беларуси уже делаются первые шаги по расширению рынков сбыта отечественной продукции с помощью лизинга. Т.е. имеет место так называемый «сбытовой лизинг» (имеющий цель ускорения сбыта продукции). Однако неразрешенность многих правовых проблем создает ряд трудностей в работе лизинговых компаний.
В Республике Беларусь чрезвычайно популярен возвратный лизинг квартир и автомашин[1]. С помощью него можно получить на законном основании большую сумму денег, не расставаясь со своим имуществом. Таким образом, возвратный лизинг необходим в нашей республике особенно предприятиям со сложным финансовым положением, тем более, что он не исключает возможности последующего выкупа имущества. К сожалению, в нашей стране не создана нормативная база для физических лиц, которые желали бы воспользоваться рынком лизинговых услуг.
Что касается лизингового законодательства в РБ, то на раннем этапе развития в РБ лизинговые отношения в основном обеспечивались с помощью традиционных институтов гражданского права (договоров поручения, аренды, займа, купли-продажи), которые не могли адекватно регулировать отношения по поводу лизинговой сделки в связи с общностью их правового воздействия и игнорированием экономической стороны лизинга.
Начало активной работы по созданию специального лизингового законодательства было положено, когда Советом Министров Республики Беларусь в целях улучшения инвестиционного климата и упорядочения лизинговой деятельности было разработано и утверждено Положение о лизинге на территории Республики Беларусь.
Одним из важных условий развития лизинговых отношений является их специальное правовое обеспечение и унификация национального права с международным. Издание Указа Президента Республики Беларусь от 02.07.1998 г. №352 «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» обеспечило единообразный правовой режим лизинговых отношений, упростило процедуру реализации обязательств, вытекающих из договоров международного финансового лизинга.
Как отмечают эксперты, за более чем десятилетнюю историю развития лизинговых отношений в республике Беларусь создана одна из лучших нормативных баз по вопросам лизинговых отношений в странах СНГ. Так, существующие нормы свободной амортизации объекта лизинга и возможность полной амортизации за год являются практически беспрецедентными в мировой истории развития лизинговых отношений.
Действительно, белорусское лизинговое законодательство по возможности применения различных видов лизингя является демократичным. Но это скорее теоретически, а на практике – обратная картина: лизинг не занимает достойного места в структуре финансовых инвестиционных инструментов, как на Западе, где объем лизинговых операций составляет около 30 % общего объема инвестиций.
В Республике Беларусь официальной статистики не ведется, однако имеются материалы Национального банка, по которым можно определить приблизительную долю лизинга в объеме инвестиций и, соответственно, его место на финансовом рынке. Таким образом, рынок лизинговых услуг Республики Беларусь не превышает 2,5-3% от инвестиций в основные средства.[2] На основании анализа инвестиционного климата Республики Беларусь следует отметить, что за 2001 и 2002 года ситуация не изменилась в лучшую сторону. Таким образом, можно сделать вывод, что лизинг на сегодняшний день в отечественной экономике не получил должного распространения по аналогии с другими европейскими странами. Потенциал этого финансового механизма практически не используется.
Для примера, объемы вновь заключенных лизинговых договоров в Чехии превышали в 1996-1998гг. уровень в 27% от общего объема инвестиций в основной капитал, что сопровождалось активным процессом смены технологий и бурным экономическим ростом. В Эстонии в 2001г. доля лизинговых операций превысила 29,5% суммарных инвестиций в основные средства.
Теперь попытаемся определить причины того, что лизинг на сегодняшний день в отечественной экономике не получил должного распространения.
Руководители лизинговых компаний в качестве основных фактов, сдерживающих развитие лизинга в Республике Беларусь, называют низкую деловую активность и высокие процентные ставки на отечественном финансовом рынке.
Одной из причин снижения привлекательности лизинга как формы инвестирования явилось введение с 01.01.2000г. новой системы исчисления НДС. В практике ведения лизинговой деятельности данная система сразу выявила свои противоречия.
Одно из них заключается в том, что существует определенный перечень субъектов хозяйствования, имеющих льготу по НДС в размере от 50% до 100%. Следовательно, они не насчитывают данный налог на стоимость реализуемой продукции, оказываемых работ и услуг и не являются плательщиками данного налога. К таким субъектам хозяйствования можно отнести индивидуальных препринимателей, предприятия, оказывающие медицинские услуги или ориентированные на экспорт, сельскохозяйственные (ставка НДС = 10%) и т.п. Заключая договор на лизинг с лизинговой компанией или банком, вышеупомянутые субъекты обязяны уплачивать НДС, начисленный на лизинговые платежи в размере 20%. Этя сумма реально увеличивает стоимость лизинговой услуги, так как лизингополучатели не могут зачесть уплаченный по договору лизинга НДС. Можно предположить, что большинство таких предприятий будет откладывать сроки инвестирования в свой бизнес, накапливать необходимые средства на покупку основных средств, брать кредиты либо обращаться обращаться за этими услугами к иностранным лизинговым компаниям, предлагающим лизинговые услуги без НДС, поскольку зарубежные компании, оказывающие услуги лизинга на экспорт, имеют льготу по налогу в своей стране. К последнему прибегают резиденты Беларуси, основным видом деятельности которых являются, например, международные перевозки.
Выход из такой ситуации может подсказать российский опыт. У лизингополучателей России также возникают ситуации, когда при реализации ими товаров (работ, услуг) налогообложение производится по ставке 0 или 10 %. В таком случае возникшая разница направляется на погашение обязанностей компании – лизингополучателя по уплате других налогов или сборов, которые подлежат зачислению в федеральный бюджет. Если по истечении 3 месяцев налогоплательщик все еще не полностья компенсировал уплаченный НДС, то бюджет должен вернуть эту разницу налогоплательщику. При невыполнении бюджетом своих обязательств на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты, исходя из ставки рефинансирования ЦБ.
Показательным является и опыт Латвии, где лизинговые платежи (при проведении как банковского, так и небанковского лизинга) не облагаются НДС.
Кроме того, лизинг как экспортная услуга не имеет льготы по НДС. Это обстоятельство не дает возможности конкурировать с западными лизинговыми инвесторами на международном рынке лизинговых услуг.
Особенности отечественной экономики также влияют на развитие рынка лизинговых услуг. Быстрые темпы инфляции в значительной мере создают барьеры для увеличения объема лизинговых сделок из-за высоких процентов за пользование кредитными ресурсами. Высокие проценты приводят к тому, что при долгосрочном характере лизингового соглашения многократно повышается стоимость объекта лизинга. Это снижает сроки лизинговых соглашений, что нивелирует эффект получения прибыли за счет привлечения чужих ресурсов. Стабилизация экономики Республики Беларусь приведет к снижению процентных ставок и позволит приблизить сроки лизинговых контрактов к общепринятым в мировой практике (2-5 лет для лизинга оборудования и 8-16 лет для лизинга недвижимости). Стабилизация экономики приведет также к установлению единого валютного курса, что позволит осуществлять сделку по международному лизингу, практика которых в настоящее время технически крайне затруднена.
Еще одним сдерживающим фактором для быстрого развитие сферы лизинговых отношений является необходимость предоставления залога или гарантий на сумму процентов за пользование кредитными ресурсами, что не дает мелким и средним фирмам (SMF) возможность использования лизинга. В западных странах залогом является только объект лизинга, так как проценты за пользование кредитными ресурсами составляют лишь его небольшую долю. Поэтому на западе SMF составляют наибольшую долю клиентов лизинговых компаний.
Законодательством РБ участникам лизинговых отношений при международном импортном лизинге предоставлен ряд льгот. В частности, лизингодателям-нерезидентам гарантируется беспрепятственный перевод за границу лизинговых платежей в иностранной валюте после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Кроме того, установлено, что при оформлении объектов лизинга в таможенном режиме свободного обращения может быть предоставлена рассрочка по уплате таможенных платежей, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок действия договора лизинга, но не более чем на 5 лет.
Однако данный приказ не учитывает ряд проблем, связанных с реализацией процесса получения рассрочки. Рассрочка уплаты таможенных платежей обеспечивается залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица либо внесением на депозитный счет таможни, производящей таможенное оформление, подлежащих уплате сумм таможенных платежей. Таким образом, требуется изъятие из оборота лизингополучателя дополнительных средств (либо в форме имущества, которое требуется для предоставления залога, либо в форме денежных ресурсов). В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей может использоваться гарантия банка или кредитного учреждения, включенного в реестр гарантов уплаты таможенных платежей. Однако при предоставлении гарантии банк потребует залог на всю сумму гарантии и комиссионное вознаграждение за предоставление данной услуги (около 3%), что опять означает удорожание стоимости операции.