Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:34, курсовая работа
Включение России в общемировые процессы требует повышения конкурентоспособности ее экономики как на внутреннем, так и на международном рынках. Успех экономики страны во многом определяется достижениями ее хозяйствующих субъектов. А успешная предпринимательская деятельность компаний во многом зависит от использования в производственном процессе новейших достижений науки и техники, обеспеченности современным оборудованием. Эти процессы тесно связаны с обновлением основных производственных фондов организаций, их модернизации на технологической основе, что требует немалых инвестиций. Основным источником инвестиций по-прежнему остаются собственные средства организаций, но их, как правило, не хватает.
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………….……….....…3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ……….…..5
1.1. Анализ развития рынка лизинга в России ……………..……………………….….5
1.2. Динамика источников финансирования лизинга………………………………..…8
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА КАК
ФИНАНСОВОГО ИНСТРУМЕНТА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………11
2.1. Проблемы и перспективы российского рынка лизинговых услуг в России …....11
2.2. Государственная поддержка как финансовый метод регулирования
лизинговых отношений………………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….……..18
ПРИЛОЖЕНИЯ
-Проект ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса РФ, ФЗ "О финансовой аренде (лизинге) и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
-Проблема автоматизации лизинговой деятельности.
По-прежнему серьезной проблемой остается отчетность перед контролирующими органами.
Продолжает действовать
Тенденциями, которые будут свойственны лизинговому бизнесу ближайших лет, являются: повышение стоимости фондирования, запуск программ без оценки финансового состояния, сделки М&А по всему спектру лизинговых компаний, а также снижение доли банковского кредитования в пассивах компании.
По мере развития лизинга в России происходило упорядочение соотношения заемного капитала к собственному капиталу лизинговых компаний. Формирующиеся тенденции установления этого соотношения способствуют выработке приемлемого норматива левериджа для лизингового бизнеса в стране. Следовательно, возникает резонный вопрос: насколько размерность показателей, приведенных в таблице 2.1, приемлема для нормального развития лизингового бизнеса? Чтобы на него ответить, целесообразно выяснить пропорции, которые складываются в других странах.
Таблица 2.1
Леверидж на лизинговом рынке России в 2009 - 2011 гг.
Источник финансирования |
2009 |
2010 |
2011 |
Сумма |
Заемные средства, млрд. руб. |
143,2 |
338,8 |
438,4 |
920,4 |
Средства лизингодателей
и |
|
|
|
292,8 |
Собственные
средства лизингодателей, |
|
|
|
93,7 |
Коэффициент левериджа |
2,46 |
3,39 |
3,26 |
3,14 |
Леверидж |
7,82 |
8,49 |
12,35 |
9.82 |
Источник: «Эксперт РА»
В перспективе, по мере развития отечественного лизингового рынка, леверидж может несколько возрасти.
На наш взгляд, целесообразно предложить следующие меры по совершенствованию лизингового законодательства:
- расширение способов
и оснований приобретения
- возможность получения рассрочки (отсрочки) уплаты таможенных платежей в отношении предмета лизинга;
- определение таможенной стоимости имущества, а также применение режима временного ввоза (вывоза) с учетом специфики лизинговых сделок;
- законодательное закрепление упрощенной процедуры валютного регулирования лизинговых правоотношений;
- разработка и внедрение упрощенного механизма изъятия предмета лизинга у недобросовестного лизингополучателя;
- уточнение норм налогового законодательства с учетом особенностей осуществления лизинговых сделок;
- уточнение действующего порядка отражения лизинговых операций в бухгалтерском учете.
Это далеко не исчерпывающий перечень мер по совершенствованию лизингового законодательства. На деле их значительно больше, поэтому существует необходимость детального исследования этих проблем.
Таким образом, как бы ни развивался рынок лизинговых услуг, судьба его напрямую зависит не только от состояния экономики, но и от стабильности нормативно-правовой базы. Стабильность лизинговых отношений обеспечивается, помимо специального законодательства, еще и продуманным государственным регулированием в сфере налогообложения, таможенного права, валютного регулирования.
2.2. Государственная поддержка как финансовый метод регулирования лизинговых отношений
Для привлечения финансовых ресурсов в инвестиции предприятий путем проведения лизинговых операций помимо создания законодательной и нормативной базы необходимо обеспечить благоприятные для этого экономические условия, в том числе гарантируемые государством.
Государственная поддержка всех операций в деятельности лизинговых компаний, которая регулируется законодательной базой Российской Федерации, правительственными постановлениями, решениями и постановлениями органов государственной власти (в границах их полномочий) субъектами Российской Федерации, подразделяется на две основные группы:
-общие направления развития лизинга в России;
-специальные направления (то есть развивающиеся по отдельным отраслям).
Государственная поддержка
частного капитала заключается в
долевом участии организации лизинговой инфраструктуры по некоторым
инвестиционно-лизинговым проектам, а
также распределении предприятиям, реализовывающим
инвестиционную программу, государственных
заказов на поставку товаров для нужд
государства. Для выполнения данных лизинговых
проектов государство выделяет лизингополучателям
инвестиционные кредиты. Также предоставляет
кредитным учреждениям (в том числе банковским
учреждениям) в установленном законодательном
порядке льготное налогообложение. Финансовые
кредитные учреждения освобождаются от
уплаты налога на прибыль, которую они
получают после лизингового кредитования
участникам лизинговых отношений для
выполнения заключенного договора сроком
не менее трех лет.
Создавая благоприятные экономические
условия для лизинговых компаний в законодательном
порядке, государством предоставляются
налоговые и кредитные льготы. Уменьшаются
ставки таможенных пошлин импортируемых
на территорию Российской Федерации различных
видов технологического оборудования,
не имеющих на отечественном рынке аналогов.
На сегодняшний день российское государство проводит целенаправленную политику по поддержанию лизинговых отношений в стране. Учитывая мировой опыт широкого применения лизинговых операций, развитие лизинга в России направлено на достижение следующих целей:
-создание благоприятных условий для развития лизинговой деятельности как эффективного механизма по преодолению промышленного спада, а также повышению активизации инвестиционных течений в экономике государства;
-поддержка и развитие малого и среднего бизнеса в стране;
-поощрение глобального
развития индивидуального
-увеличение в области
производства эффективности
Важную стимулирующую роль в развитии лизинга играют государственные гарантии. Государственные гарантии за счет бюджета развития РФ являются поручительством Правительства РФ и предоставляются на конкурсной основе.
Важным условием получения государственных гарантий по финансовому лизингу является разработка бизнес-плана инвестиционного проекта, представляемого вместе с другой документацией в Министерство экономического развития и торговли РФ (Приложение 4).
Предоставление льгот
Как видим, государство уделяет большое внимание развитию лизинга. Но необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в части разработки и введения в действие ряда законопроектов более «низкого» порядка (в форме писем, методических рекомендаций), которые осуществляли бы разъяснение по ряду «проблематичных» статей и положений уже существующих документов. Необходимо также устранение существующих законодательных налоговых противоречий по применению предлагаемых норм, правил и различных льгот, поскольку речь идет о специфической процедуре инвестирования, содержащей в себе различные элементы хозяйственных отношений. Именно разъясняющий механизм позволит в дальнейшем максимально возможно использовать все предлагаемые способы амортизации в зависимости от особенностей производственного процесса. Подобные действия позволят уйти от увеличения расчетной нагрузки при формировании реальных и подлежащих налогообложению финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие лизинга в России на протяжении последних 5-7 лет носит взрывной характер. Ежегодные темпы роста составляют 30 – 50 %. Причиной этого служат два основных фактора: освоение лизингом новых отраслей экономики и ее рост. Однако при анализе текущего состояния дел приходишь к выводу, что лизинг до сих пор не исчерпал и половины ресурса его развития.
Развитие лизингового бизнеса в России зависит, прежде всего, от надежных гарантий, сокращающих риски для отечественных и зарубежных участников лизинговых операций.
Проанализировав динамику развития рынка лизинга в России пришли к выводу, что объем лизингового бизнеса в 2011 году увеличился по сравнению с 2009г. на 985 млрд.руб. и составил 1300 млрд. руб. и совокупный лизинговый портфель на 01.01.2012 составил 1,86 трлн. руб.
Увеличение объема новых сделок в 2011 году до 741 млрд. рублей (18 млрд. евро) произошло благодаря активизации деятельности в некоторых отраслях экономики - в частности, в сельском хозяйстве и строительстве, а также благодаря внедрению лизинговыми компаниями новых интересных программ финансирования в этих сферах. Главным фактором, сдерживающим развитие рынка, остается нехватка объема предоставляемых лизингодателям заемных средств.
Тройку лидеров рынка по объему новых сделок в 2011 году занимают - "ВЭБ-Лизинг", "ВТБ-Лизинг" и "Сбербанк Лизинг". В сумме на данные компании пришлось 43% объема новых сделок (в 2010-м – 41,1%). Крупнейшей лизинговой компанией России по объему портфеля и сумме полученных платежей стала компания ВТБ Лизинг.
Наибольшую долю в источниках финансирования занимают банковские кредиты - более 65%. Следующим по значимости ресурсом для наращивания объемов бизнеса являются авансовые платежи лизингополучателей 13,1%. А на долю собственных средств для финансирования приходится всего 9 процентов, что рассматривается как негативная тенденция.
Важную стимулирующую роль в развитии лизинга играют государственные гарантии. Государственные гарантии за счет бюджета развития РФ являются поручительством Правительства РФ и предоставляются на конкурсной основе.
Целесообразно предложить следующие меры по совершенствованию лизингового законодательства в России:
- расширение способов
и оснований приобретения
- возможность получения рассрочки (отсрочки) уплаты таможенных платежей в отношении предмета лизинга;
- определение таможенной стоимос
- законодательное закрепление упрощенной процедуры валютного регулирования лизинговых правоотношений;
- разработка и внедрение упрощенного механизма изъятия предмета лизинга у недобросовестного лизингополучателя;
- уточнение норм налогового законодательства с учетом особенностей осуществления лизинговых сделок;
- уточнение действующего порядка отражения лизинговых операций в бухгалтерском учете.
Выполнение данных мероприятий создаст благоприятные условия для развития лизинговой деятельности, поддержит малый и средний бизнес в стране, позволит лизинговому сектору развиваться свободно и по рыночным принципам.
Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что лизинг в РФ постепенно будет наращивать свои обороты, и будет играть все более весомую роль в экономике России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Лизинга, как финансового инструмента развития экономики России