Лизинг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

На условиях современных темпов научно-технического прогресса происходят глубокие изменения в орудиях и средствах производства, предлагаемых на рынке, одно поколение машин и оборудования и т.п. быстро сменяет другое. Чтобы сохранить место на рынке, обеспечить конкурентоспособность своей продукции, предприятия и фирмы должны систематически обновлять технологии, применяемые машины, оборудование и другую технику. Но необходимость такого рода затрат зачастую наталкивается на финансовые возможности предприятий, которые не всегда могут осуществить крупные вложения средств. Не отвечают этим требованиям и сложившиеся традиционные формы кредитных отношений. Также такой формой является и лизинг, дающий предприятию право длительного пользования объектом сделки его систематического обновления и не требующий больших единовременных затрат на его приобретение. Лизинг, по сути, - это инвестирование через различные формы аренды оборудования, станков, т.д.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы лизинговых отношений
1.1 Сущность и классификация лизинга
1.2 Система построения лизинговых отношений и расчетов в РФ
1.3 Проблемы и перспективы развития лизинговых отношений в РФ
Глава 2 Анализ современного развития лизинговых отношений в РФ и в Алтайском крае
2.1 Анализ и развитие лизинговых отношений в РФ, и в Алтайском крае
Заключение
Приложение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Лизинг в России.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Суть данного методического подхода состоит в том, что величина лизингового платежа определяется как сумма возмещения стоимости имущества (амортизации) и величины процентов на стоимость имущества (все затраты, которые несет лизингодатель при покупке и поставке имущества лизингополучателю). 

2. Методика расчета  лизинговых платежей, основанная  на теории финансовых рент. Данный  метод расчета лизинговых платежей  предполагает равенство современной(текущей)  стоимости потока лизинговых  платежей и стоимости имущества  со всеми дополнительными расходами при его приобретении. По условиям расчета определяется единая величина лизинговых платежей по периодам, которая в дальнейшем распределяется на процентные платежи и суммы возмещения стоимости имущества. 

Минэкономики  России разработаны и утверждены методические рекомендации по расчету лизинговых платежей. Приведенные методики носят рекомендательный характер и могут использоваться наряду с другими методами расчета лизинговых платежей. В соответствии С Методическими рекомендациями Минэкономики России платежи по лизинговому соглашению складываются из суммы амортизационных отчислений от стоимости арендуемого оборудования, платы за используемые лизингодателем кредитные ресурсы, комиссионных выплат лизингодателю и платежей за дополнительные услуги, предоставленные лизингодателем. В лизинговые платежи могут включаться стоимость выкупаемого имущества, если договором предусмотрен выкуп имущества. Лизинговые платежи уплачиваются в виде отдельных взносов. При заключении договора со стороны устанавливают общую сумму лизинговых платежей. 

1.3  Проблемы  и перспективы развития лизинговых  отношений в России 

Становление лизинга  в России можно отнести к началу 90-х годов 20 века, когда рыночная переориентация экономики и внедрение  новых форм хозяйствования позволили расширить виды предпринимательской деятельности, в том числе и на основе лизинговых взаимоотношений. 

До начала 90-х  годов в России применялся в ограниченных масштабах и в основном советскими внешнеторговыми организациями  для приобретения и –реже- реализации современных машин и оборудования по международным контрактам. Аренда автотранспортных средств, близкая к лизингу, применялась в 80-е годы, когда компания «Совтрансавто» осуществляла разовые сделки по приобретению на условиях аренды с последующим выкупом грузового транспортного оборудования. 

Важной предпосылкой развития лизинга на отечественном  рынке в начале 90-х годов явилось  стремительное развитие предпринимательства. Быстро формирующиеся организационно-правовые формы предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, стали активно развивать арендные и лизинговые отношения. На рынке появилось большое количество потенциальных клиентов, нуждающихся в современном технологичном оборудовании, но не способных совершить крупные вложения финансовых средств в это оборудование. На фоне того, что в целом по России коэффициент выбытия основных фондов значительно превышает коэффициент обновления по данным Федеральной службы государственной статистики Росстат, для предприятий лизинг является подчас единственным решением проблемы обновления и совершенствования основных фондов. 

Спрос на лизинговые услуги со стороны российских предприятий  привел к созданию отечественных  лизинговых компаний. Появились первые лизинговые компании, например, «Балтийский лизинг», «Лизингбизнес» и продолжают работать и в настоящее время. Банки на тот момент являлись единственными финансовыми институтами, которые могут располагать свободно денежными средствами. В России финансовое обеспечение, поддержка со стороны финансово-кредитной сферы являются необходимой составляющей развития лизингового рынка. 

Многие лизинговые компании создавались изначально как  филиалы крупных промышленных групп. Они занимаются заключением и  реализацией лизинговых договоров  для своих учредителей и их клиентов, и только небольшой процент их деятельности приходится на долю внешних клиентов. 

В России лизинг определяют как один из видов предпринимательской  деятельности, направленной на инвестирование свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок. Важным шагом в развитии лизинговых операций в отечественной практике было решение относить суммы лизинговых платежей, включая платежи по процентам за кредиты банков и других кредитных учреждений, на себестоимость продукции(работ, услуг) лизингополучателя. Сумма лизинговых платежей за весь период должна включать: полную стоимость лизингового имущества, плату лизингодателю за кредитные ресурсы, использованные им для приобретения имущества, комиссионное вознаграждение лизингодателю, возмещение страховки имущества, если оно застраховано лизингодателем. 

Таким образом, ГКРФ выделяет три стороны лизинговых отношений: лизингополучатель, лизингодатель, поставщик имущества. Собственником имущества, при этом, является лизингодатель, а лизингополучатель использует имущество для предпринимательских целей. Лизинговая сделка носит трехсторонний характер: продавец-арендодатель-арендатор. Под договор финансовой аренды не попадают двусторонние сделки арендодатель-арендатор, характерные, как правило, для оперативного лизинга. 

На протяжении последних нескольких лет на российском рынке успешно развивается импортный  международный лизинг с участием ряда иностранных фирм. Японские компании специализируются на поставке сельскохозяйственной техники, американские-авиационной техники. Иностранные компании с каждым годом все более охотно выходят на российский рынок, о чем свидетельствует возрастающий объем сделок по операциям международного лизинга. 

Анализ ситуации на рынке лизинговых услуг в России, начиная с 1995 года, свидетельствует  о положительной динамике развития. Темпы роста лизинговых операций увеличиваются и опережают рост валового внутреннего продукта и  промышленного производства. За пять лет(2000-2005г) объем лизинговых операций на российском рынке вырос в шесть раз. Такая динамика нашла отражение и на международном рынке[12]. 

Представляет  интерес анализ структуры лизинговых активов в Российской Федерации. Наибольшую долю в общем объеме лизинговых активов в 2005 году составляли железнодорожное оборудование-15,7%, автотранспортные средства-14,5%, авиатехника-14,1%, телекоммуникационное оборудование-13,0% сельскохозяйственное оборудование-9,3%, энергетическое-3,6%. 

По оценкам экспертов лизинговых компаний и ассоциации «Рослизинг», развитие лизинга в России в дальнейшем будет происходить на фоне увеличения общего объема лизинговых операций, а также освоения новых сфер лизинговой деятельности. Успешное развитие лизинга во многом зависит от политической и экономической стабильности в стране. 

Можно выделить ряд основных причин, которые сдерживают развитие лизинговой деятельности. 

1. Недостаток  финансовых ресурсов лизинговых  компаний, которые зависят от  банков-учредителей. При ухудшении финансового положения банка финансовое положение лизинговой компании становится неустойчивым. 

2. Достаточно  высокие процентные ставки по  кредитам. Российские банки предоставляют  кредиты на небольшой срок  три-пять лет, с высокой процентной  ставкой, в то время как лизинговым компаниям необходимы средства на более длительный период с приемлемой процентной ставкой. 

3. Отсутствие  вторичного рынка оборудования. 

4. Не всегда  благоприятные условия налогового  и валютного законодательства. 

5. Таможенные  барьеры, препятствующие развитию международного лизинга. 

6. Недостаточная  квалификация кадров. 

7. Неразвитая  инфраструктура лизингового рынка,  отсутствие развитой сети лизинговых  компаний, юридических и консалтинговых  фирм, которые работают с лизингом. 

8. Отсутствие  системы информационного обеспечения  лизинга, которая обеспечивала  бы наличие постоянно восполняемой  и доступной информации о предложениях  на рынке лизинговых услуг[7].

Однако несмотря на проблемы, лизинг является перспективным  видом инвестиционной деятельности. Спрос на лизинговые услуги в России в настоящее время очень высок, так как потребности в модернизации и обновления основных фондов у российских предприятий достаточно большие, а доступные финансовые ресурсы и механизмы ограничены. 
 

Глава2 Анализ современного развития лизинговых отношений в Р.Ф и в Алтайском крае 

  

2.1 Анализ и  развитие лизинговых отношений  в Р.Ф. и в Алтайском крае 

Первые лизинговые компании начали появляться в России в начале 90-х годов, большинство  из которых были учреждены коммерческими банками и финансово-промышленными группами. 

В 1996-2000 годах  активно шло формирование регионального  законодательства, разрабатывались  мероприятия по поддержке лизинговой деятельности. 

Региональная  поддержка лизинга существенно  разнилась, кроме того по мере расширения объемов банковского кредитования поддержка лизинговой деятельности также претерпевала изменения. 

Наиболее распространенными  формами государственной поддержки  являлись - субсидирование части процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам, целевое бюджетное финансирование лизинговых операций, создание целевых бюджетных фондов, льготное налогообложение лизинговых компаний, субсидирование части стоимости предмета лизинга лизингополучателю. 

Чрезвычайно популярной и наиболее часто используемой формой государственной поддержки являлось предоставление различных льгот  по налогам и налоговых «каникул». При этом использовались различные  налоговые льготы - уменьшенные ставки по налогу на прибыль, освобождение от уплаты налога на имущество и т.д. Данные нормы поддержки нашли свое отражение в инвестиционном законодательстве Республики Карелия, Псковской, Новгородской, Томской, Московской областей и многих других субъектов. Именно по этой причине действия лизинговых компаний и операции с использованием лизинговых схем вызывали иногда вполне обоснованные претензии налоговых и финансовых органов страны. С ужесточением финансовой дисциплины, сокращением налоговых льгот началось постепенное «очищение» рынка лизинговых услуг от такого рода лизингодателей. 

Исходя из анализа  регионального законодательства, лизинг зачастую используется для финансирования операций по обновлению основных фондов в наиболее приоритетных отраслях региональной специализации, а также для развития инфраструктуры. Практически во всех субъектах лизинговыми операциями затронут агропромышленный комплекс, лесное хозяйство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Особую роль региональные власти отводят лизингу при финансировании малого бизнеса. 

В настоящее  время в России более 2500 лизинговых компаний, из которых активно работают более 200. Они учреждаются при  российских банках, иностранных банках, в рамках ФПГ, поставщиками оборудования, физическими лицами ("независимые"), государственными структурами. 

В последние  два года появилась возможность  включить в лизинговый оборот значительное количество различных видов оборудования, которое ранее либо не являлось предметом  лизинговых операций, либо применялось  в сделках в ограниченном количестве, например, железнодорожный подвижной состав, машиностроительное и энергетическое оборудование. В результате чего лизинг в России в последние годы демонстрирует исключительную динамику развития (55-70% роста в год). По данным журнала «Эксперт» совокупный портфель лизинговых компаний по показателю объема лизинговых платежей к получению на 01.01.2007, согласно оценке, составил порядка 12 млрд. долларов, увеличившись за год на треть, объем полученных лизинговых платежей оценивается в размере 3,5-5 млрд. долларов. 

Учитывая, что  на 2007 год заявлено увеличение объемов  финансирования государственных лизинговых компаний, в том числе в рамках национальных проектов «Развитие АПК» и «Доступное и комфортное жилье», а также увеличение количества коммерческих банков, производителей и поставщиков техники, оборудования позволяют прогнозировать уверенный рост объемов лизинговых договоров и увеличение доли лизинга в объеме инвестиций и ВВП страны, ее регионов. 

Развитие лизинга  в Алтайском крае 

Состояние основных фондов экономики является определяющим фактором уровня конкурентоспособности предприятий и региональной экономики. 

Технологическая структура экономики Алтайского края воспроизводит практически  все общероссийские черты: высокий  износ основных фондов, неполная загрузка имеющихся мощностей, низкий уровень использования инноваций. 

В промышленности края базовые отраслевые комплексы  оснащены в основном устаревающими  технологиями третьего и четвертого технологических укладов. Только в  отдельных отраслях (медицинская  и пищевая промышленность, стройиндустрия), где коэффициент обновления в последние годы превышает средний по экономике в 3-8 раз, существуют производства пятого технологического уклада. Доля полностью изношенных фондов по кругу крупных и средних предприятий составляет практически 20%. Степень износа производственного оборудования в целом по промышленности достигла почти 70%, а его средний возраст - 15-20 лет. 

Информация о работе Лизинг в России