Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:17, курсовая работа
На условиях современных темпов научно-технического прогресса происходят глубокие изменения в орудиях и средствах производства, предлагаемых на рынке, одно поколение машин и оборудования и т.п. быстро сменяет другое. Чтобы сохранить место на рынке, обеспечить конкурентоспособность своей продукции, предприятия и фирмы должны систематически обновлять технологии, применяемые машины, оборудование и другую технику. Но необходимость такого рода затрат зачастую наталкивается на финансовые возможности предприятий, которые не всегда могут осуществить крупные вложения средств. Не отвечают этим требованиям и сложившиеся традиционные формы кредитных отношений. Также такой формой является и лизинг, дающий предприятию право длительного пользования объектом сделки его систематического обновления и не требующий больших единовременных затрат на его приобретение. Лизинг, по сути, - это инвестирование через различные формы аренды оборудования, станков, т.д.
Введение
Глава 1 Теоретические основы лизинговых отношений
1.1 Сущность и классификация лизинга
1.2 Система построения лизинговых отношений и расчетов в РФ
1.3 Проблемы и перспективы развития лизинговых отношений в РФ
Глава 2 Анализ современного развития лизинговых отношений в РФ и в Алтайском крае
2.1 Анализ и развитие лизинговых отношений в РФ, и в Алтайском крае
Заключение
Приложение
Список литературы
Суть данного
методического подхода состоит в том,
что величина лизингового платежа определяется
как сумма возмещения стоимости имущества
(амортизации) и величины процентов на
стоимость имущества (все затраты, которые
несет лизингодатель при покупке и поставке
имущества лизингополучателю).
2. Методика расчета
лизинговых платежей, основанная
на теории финансовых рент. Данный
метод расчета лизинговых
Минэкономики
России разработаны и утверждены методические
рекомендации по расчету лизинговых платежей.
Приведенные методики носят рекомендательный
характер и могут использоваться наряду
с другими методами расчета лизинговых
платежей. В соответствии С Методическими
рекомендациями Минэкономики России платежи
по лизинговому соглашению складываются
из суммы амортизационных отчислений
от стоимости арендуемого оборудования,
платы за используемые лизингодателем
кредитные ресурсы, комиссионных выплат
лизингодателю и платежей за дополнительные
услуги, предоставленные лизингодателем.
В лизинговые платежи могут включаться
стоимость выкупаемого имущества, если
договором предусмотрен выкуп имущества.
Лизинговые платежи уплачиваются в виде
отдельных взносов. При заключении договора
со стороны устанавливают общую сумму
лизинговых платежей.
1.3 Проблемы
и перспективы развития
Становление лизинга
в России можно отнести к началу
90-х годов 20 века, когда рыночная
переориентация экономики и внедрение
новых форм хозяйствования позволили
расширить виды предпринимательской деятельности,
в том числе и на основе лизинговых взаимоотношений.
До начала 90-х
годов в России применялся в ограниченных
масштабах и в основном советскими
внешнеторговыми организациями
для приобретения и –реже- реализации
современных машин и оборудования по международным
контрактам. Аренда автотранспортных
средств, близкая к лизингу, применялась
в 80-е годы, когда компания «Совтрансавто»
осуществляла разовые сделки по приобретению
на условиях аренды с последующим выкупом
грузового транспортного оборудования.
Важной предпосылкой
развития лизинга на отечественном
рынке в начале 90-х годов явилось
стремительное развитие предпринимательства.
Быстро формирующиеся организационно-
Спрос на лизинговые
услуги со стороны российских предприятий
привел к созданию отечественных
лизинговых компаний. Появились первые
лизинговые компании, например, «Балтийский
лизинг», «Лизингбизнес» и продолжают
работать и в настоящее время. Банки на
тот момент являлись единственными финансовыми
институтами, которые могут располагать
свободно денежными средствами. В России
финансовое обеспечение, поддержка со
стороны финансово-кредитной сферы являются
необходимой составляющей развития лизингового
рынка.
Многие лизинговые
компании создавались изначально как
филиалы крупных промышленных групп.
Они занимаются заключением и
реализацией лизинговых договоров
для своих учредителей и их клиентов, и
только небольшой процент их деятельности
приходится на долю внешних клиентов.
В России лизинг
определяют как один из видов предпринимательской
деятельности, направленной на инвестирование
свободных или привлеченных финансовых
средств в имущество, передаваемое по
договору физическим и юридическим лицам
на определенный срок. Важным шагом в развитии
лизинговых операций в отечественной
практике было решение относить суммы
лизинговых платежей, включая платежи
по процентам за кредиты банков и других
кредитных учреждений, на себестоимость
продукции(работ, услуг) лизингополучателя.
Сумма лизинговых платежей за весь период
должна включать: полную стоимость лизингового
имущества, плату лизингодателю за кредитные
ресурсы, использованные им для приобретения
имущества, комиссионное вознаграждение
лизингодателю, возмещение страховки
имущества, если оно застраховано лизингодателем.
Таким образом,
ГКРФ выделяет три стороны лизинговых
отношений: лизингополучатель, лизингодатель,
поставщик имущества. Собственником имущества,
при этом, является лизингодатель, а лизингополучатель
использует имущество для предпринимательских
целей. Лизинговая сделка носит трехсторонний
характер: продавец-арендодатель-
На протяжении
последних нескольких лет на российском
рынке успешно развивается
Анализ ситуации
на рынке лизинговых услуг в России,
начиная с 1995 года, свидетельствует
о положительной динамике развития.
Темпы роста лизинговых операций
увеличиваются и опережают рост
валового внутреннего продукта и
промышленного производства. За пять
лет(2000-2005г) объем лизинговых операций
на российском рынке вырос в шесть раз.
Такая динамика нашла отражение и на международном
рынке[12].
Представляет
интерес анализ структуры лизинговых
активов в Российской Федерации.
Наибольшую долю в общем объеме лизинговых
активов в 2005 году составляли железнодорожное
оборудование-15,7%, автотранспортные средства-14,5%,
авиатехника-14,1%, телекоммуникационное
оборудование-13,0% сельскохозяйственное
оборудование-9,3%, энергетическое-3,6%.
По оценкам экспертов
лизинговых компаний и ассоциации «Рослизинг»,
развитие лизинга в России в дальнейшем
будет происходить на фоне увеличения
общего объема лизинговых операций, а
также освоения новых сфер лизинговой
деятельности. Успешное развитие лизинга
во многом зависит от политической и экономической
стабильности в стране.
Можно выделить
ряд основных причин, которые сдерживают
развитие лизинговой деятельности.
1. Недостаток
финансовых ресурсов
2. Достаточно
высокие процентные ставки по
кредитам. Российские банки
3. Отсутствие
вторичного рынка оборудования.
4. Не всегда
благоприятные условия
5. Таможенные
барьеры, препятствующие развитию международного
лизинга.
6. Недостаточная
квалификация кадров.
7. Неразвитая
инфраструктура лизингового
8. Отсутствие
системы информационного
Однако несмотря
на проблемы, лизинг является перспективным
видом инвестиционной деятельности.
Спрос на лизинговые услуги в России в
настоящее время очень высок, так как потребности
в модернизации и обновления основных
фондов у российских предприятий достаточно
большие, а доступные финансовые ресурсы
и механизмы ограничены.
Глава2 Анализ современного
развития лизинговых отношений в Р.Ф и
в Алтайском крае
2.1 Анализ и
развитие лизинговых отношений
в Р.Ф. и в Алтайском крае
Первые лизинговые
компании начали появляться в России
в начале 90-х годов, большинство
из которых были учреждены коммерческими
банками и финансово-промышленными группами.
В 1996-2000 годах
активно шло формирование регионального
законодательства, разрабатывались
мероприятия по поддержке лизинговой
деятельности.
Региональная
поддержка лизинга существенно
разнилась, кроме того по мере расширения
объемов банковского кредитования поддержка
лизинговой деятельности также претерпевала
изменения.
Наиболее распространенными
формами государственной
Чрезвычайно популярной
и наиболее часто используемой формой
государственной поддержки
Исходя из анализа
регионального
В настоящее
время в России более 2500 лизинговых
компаний, из которых активно работают
более 200. Они учреждаются при
российских банках, иностранных банках,
в рамках ФПГ, поставщиками оборудования,
физическими лицами ("независимые"),
государственными структурами.
В последние
два года появилась возможность
включить в лизинговый оборот значительное
количество различных видов оборудования,
которое ранее либо не являлось предметом
лизинговых операций, либо применялось
в сделках в ограниченном количестве,
например, железнодорожный подвижной
состав, машиностроительное и энергетическое
оборудование. В результате чего лизинг
в России в последние годы демонстрирует
исключительную динамику развития (55-70%
роста в год). По данным журнала «Эксперт»
совокупный портфель лизинговых компаний
по показателю объема лизинговых платежей
к получению на 01.01.2007, согласно оценке,
составил порядка 12 млрд. долларов, увеличившись
за год на треть, объем полученных лизинговых
платежей оценивается в размере 3,5-5 млрд.
долларов.
Учитывая, что
на 2007 год заявлено увеличение объемов
финансирования государственных лизинговых
компаний, в том числе в рамках
национальных проектов «Развитие АПК»
и «Доступное и комфортное жилье»,
а также увеличение количества коммерческих
банков, производителей и поставщиков
техники, оборудования позволяют прогнозировать
уверенный рост объемов лизинговых договоров
и увеличение доли лизинга в объеме инвестиций
и ВВП страны, ее регионов.
Развитие лизинга
в Алтайском крае
Состояние основных
фондов экономики является определяющим
фактором уровня конкурентоспособности
предприятий и региональной экономики.
Технологическая
структура экономики Алтайского
края воспроизводит практически
все общероссийские черты: высокий
износ основных фондов, неполная загрузка
имеющихся мощностей, низкий уровень использования
инноваций.
В промышленности
края базовые отраслевые комплексы
оснащены в основном устаревающими
технологиями третьего и четвертого
технологических укладов. Только в
отдельных отраслях (медицинская
и пищевая промышленность, стройиндустрия),
где коэффициент обновления в последние
годы превышает средний по экономике в
3-8 раз, существуют производства пятого
технологического уклада. Доля полностью
изношенных фондов по кругу крупных и
средних предприятий составляет практически
20%. Степень износа производственного
оборудования в целом по промышленности
достигла почти 70%, а его средний возраст
- 15-20 лет.