Лизинг как способ финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является обобщение мирового опыта в сфере лизинга, рассмотрение возможных путей перенесения его на российскую почву. В работе рассматриваются виды лизинговых сделок, формы лизинга, указываются преимущества и недостатки лизинга, проводится сравнение лизинга с одной из наиболее распространенных форм инвестирования – арендой.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и экономическое значение лизинга
§1. Сущность экономической категории «лизинг»
§2. Субъекты лизинга и лизинговая деятельность
§3. Предмет лизинга
§4. Разновидности лизинг
§5. Отличие лизинга от аренды. Преимущества лизинга
Глава 2. Развитие лизинга в Российской Федерации
§1. Становление лизинга в России
§2. Нормативное регулирование лизинга в РФ
§3. Современное состояние лизингового рынка в России
§4. Модельные расчеты лизинговой сделки
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсач по лизингу.docx

— 64.62 Кб (Скачать)

7. В зависимости  от географического фактора различают  внутренний и внешний лизинг. При внутреннем лизинге все  участники сделки являются резидентами  одной страны. Внешний, или международный  лизинг подразумевает, что хотя  бы один из участников сделки  является резидентом иностранного  государства. 

Внешний лизинг в свою очередь подразделяют на экспортный и импортный. При экспортном лизинге резидентом иностранного государства является лизингополучатель, а при импортном лизинге — лизингодатель. Для России в настоящее время характерен импортный лизинг.

8. По виду лизинговых  платежей выделяют лизинг с  денежным платежом (денежный), когда  все расчеты между участниками  сделки осуществляются только  в денежной форме; лизинг с  компенсационным платежом (компенсационный), при котором услуги лизингодателя  оплачиваются либо поставками  товаров, произведенных с использованием лизингового имущества, либо встречными услугами; лизинг со смешанным платежом (смешанный), когда применяется сочетание денежной и компенсационной форм расчетов. В Российской практике лизинговые договора очень часто строятся по схеме компенсационного лизинга.

9. По суммарному  размеру лизинговых платежей  за весь срок действия договора  лизинга на практике различают  еще три вида лизинга: мелкий, стандартный и средний.

Мелкий лизинг (до 50000$) широко распространен во многих странах. Предметом таких сделок обычно является непроизводственное оборудование, т.е. незадействованное в процессе производства оборудование - компьютеры, оргтехника, телефонные станции, системы  безопасности, оснащение офисных  помещений.

В настоящее время  в России рынок мелких лизинговых сделок ограничен. Лизинговые компании очень неохотно занимаются мелкими  сделками, поскольку при обычном  подходе объем работы по оформлению и исполнению любой мелкой сделки не намного меньше, чем объем работы по средней сделке, в то время  как масса прибыли гораздо  меньше.

Между тем в развитых странах сектор мелких сделок является заметной частью лизинговой индустрии, хотя, например, в Великобритании в  самом начале своего становления  лизинговые компании ориентировались  только на крупные и гораздо реже - средние сделки, как это происходит сегодня в России. Сегодня причина, по которой лизинговые компании стали  работать в этом секторе, заключается  в том, что они научились работать на нем: заключая большое количество мелких сделок, они получают относительно менее рискованный бизнес, приносящий повышенную норму прибыли.

Стандартный лизинг располагается  в диапазоне 50000$-40 млн.$, что соответствует цене таких популярных видов оборудования, как мини-пекарни, завод по разливу воды и др.

Крупные лизинговые сделки (от 40-50 млн.$) ориентированы на объекты, как самолеты, суда, энергетическое оборудование и т.д. Работа в этом секторе рынка требует наличия больших финансовых ресурсов, а также серьезной подготовки специалистов лизинговых компаний, способных создать для отдельных заказчиков специальные финансовые схемы. [6]

В России в отличие  от развитых стран рынок крупных  лизинговых сделок практически не существует.

В западных странах  и в России рынок лизинговых услуг  характеризуется многообразием  форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции. 

§5. Отличие лизинга  от аренды. Преимущества лизинга 

Лизинг имеет определенное сходство с арендой. Например, при  обычной аренде имущества арендодатель точно так же передает его во временное  владение и пользование арендатору за определенное вознаграждение.

Однако лизинг является самостоятельным видом договорных отношений и обладает целым рядом  характерных особенностей, отличающих его от аренды.

Во-первых, лизинг отличается от аренды тем, что в сделке, как  правило, участвуют три стороны: лизингодатель, лизингополучатель  и поставщик (продавец) имущества. При  аренде же взаимодействуют только два  участника: арендодатель и арендатор.

Во-вторых, предметом  договора лизинга является специально приобретенное, а в некоторых  случаях даже специально изготовленное  имущество. В аренду же обычно сдается  имущество, которым арендатор располагает  на момент заключения сделки.

В-третьих, выбор необходимого лизингового имущества и его  поставщика осуществляется самим лизингополучателем.

В-четвертых, важной отличительной  чертой лизинга является невозможность  внесения изменений в установленный  договором срок, в течение которого стороны обладают гарантированным  правовым статусом. Объясняется это  тем, что срок договора обязательно  соизмеряется с нормативным сроком службы имущества и лежит в  основе расчета лизинговых платежей.[8]

Наконец, лизингополучатель  в отличие от арендатора может  выкупать лизинговое имущество по окончании  срока действия договора по заранее  согласованной цене.

С помощью лизинга  смягчается проблема ограниченности ликвидных  средств, затраты на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия договора. Высвобождаются средства для вложения в другие виды активов. Лизингополучатель может зафиксировать  в договоре лизинга удобную для  себя периодичность лизинговых платежей, а также способ их расчета и  форму выплаты.

Лизинговые платежи  относятся на себестоимость продукции, что существенно уменьшает налоговую  нагрузку предприятия. [11]

Практически на условиях лизинга можно получить объект лизинга  «под ключ», предоставив осуществление  всех формальностей лизинговой компании, и благодаря этому сконцентрировать усилия на решении других вопросов. Расходы по предоставляемым лизинговой компанией услугам включаются в  состав лизинговых платежей.

Немаловажно и то, что риск физического и морального износа оборудования целиком лежит  на лизингодателе. Лизингополучатель  же при относительно небольших затратах имеет возможность постоянно обновлять свой производственный аппарат.

Подводя итоги можно  сказать, что лизинг является сложной  формой предпринимательской и финансовой деятельности, которая позволяет  сочетать и комбинировать разного  рода преимущества (финансовые, налоговые, инвестиционные).

Глава 2. Развитие лизинга  в Российской Федерации 

§1. Становление лизинга  в России 

В России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и лишь в  международной торговле. Однако и  раньше напрокат сдавались легковые машины, а прокат по своей сущности близок к оперативному лизингу.

В 70- 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми  организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок.

Так, например, разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся  Минморфлотом СССР, являлся “бербоут - чартер” - наем морского судна без экипажа. Суть этой операции состояла в том, что в соответствии с условиями контракта, заключаемого “Совфрахт” Минморфлота СССР с посреднической фирмой, предоставляющей судно в аренду, на это судно, прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской стороны для эксплуатации. По окончании или до истечения срока аренды по взаимно заключенному соглашению в качестве обязательного условия предусматривалось приобретение корабля арендатором.

Достаточно активно  применялся лизинг международных автомобильных  перевозок внешнеторговым объединением “Совтрансавто”, которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.

Начало современного развития лизинговых операций на отечественном  рынке можно отнести к 1988 — 1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 “О плане счетов бухгалтерского учета”, в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику. Так, в 1988 г. было создано совместное советско-финское лизинговое СП “Арендмаш” по сдаче в аренду строительной техники инофирмам, работающим в СССР. В том же году было образовано, а с 1989 г. стало действовать АО “Совфинтрейд”, в уставе которого предусматривалось проведение лизинговых операций.

В 1990 г. было создано  четыре лизинговые компании: во Владивостоке — Дальневосточная акционерная  лизинговая компания “Дальлизинг” (сфера деятельности — лизинг рыболовецких судов, шахтного оборудования); в Нижнем Новгороде — торгово-лизинговое объединение “РОССИЯ” (операции со станочным оборудованием, прокатными станами, электронными системами); в Ярославле — лизинговая компания “Ярославтехлизинг”, а в Санкт-Петербурге — компания “Балтийский лизинг”.

В июле 1991 г. в Санкт-Петербурге появилась компания “Петролизинг”, а в 1992 г. в Москве — компании “Лизингбизнес”, “Межсбер-Юраско лизинг”, “Промстройлизинг”. В том же году образовалось Русское акционерное лизинговое общество — РАЛИО. В 1993 г. в Москве были зарегистрированы Русско-германская лизинговая компания (“РГ Лизинг”) и Русская авиационная акционерная лизинговая компания “Аэролизинг”, а в Пензе — компания “Лизинком”.

В октябре 1994 г. учреждается  Российская ассоциация лизинговых компании (Рослизинг), которая является некоммерческой организацией; она призвана выражать и отстаивать интересы профессиональных участников лизингового рынка.

Выполняя поручение  Президента Российской Федерации, Правительство  России своим постановлением от 29 июня 1995 г. № 633 утвердило Временное положение  о лизинге. Этот документ заложил  нормативные и методологические основы лизинговой деятельности в нашей  стране. [1]

Эффективность лизинга  напрямую зависит от гибкости государственной  амортизационной политики. В рамках общего курса на повышение роли амортизационных отчислений как одного из основных источников формирования инвестиций постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации” был установлен порядок, по которому ко всем видам движимого лизингового имущества, относящегося к активной части основных фондов, мог применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3.

Развивалась методическая база лизинга. Министерством экономики  и Министерством финансов Российской Федерации были разработаны типовой  устав акционерной лизинговой компании, примерная форма договора о финансовом лизинге, методические рекомендации по расчету лизинговых платежей. Минфин РФ также утвердил инструкцию по бухгалтерскому учету лизинговых операций.

Государственная поддержка  способствовала активизации лизинговой деятельности в стране. Увеличивалось  число лизинговых компаний, расширялся спектр их услуг. Растущий интерес к  лизингу стали проявлять ведущие  российские коммерческие банки.

В сентябре 1996 г. Комиссией  при Министерстве экономики Российской Федерации были выданы первые 17 лицензий на право заниматься лизинговой деятельностью. С февраля 1997 г. лицензии стали выдавать не только резидентам, но и нерезидентам. К началу 1998 г. были выданы лицензии уже 408 российским и 43 зарубежным компаниям, а к августу 1998 г. (до кризиса) лицензирование прошли 776 лицензиатов, в том числе 710 резидентов и 66 нерезидентов из Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, США, Швеции и других стран. К началу 1999 г. лицензии получили 823 компании, из них 753 резидента и 70 нерезидентов. [9]

Внедрение инвестиционного  механизма лизинга в экономику  России закономерно. В период радикальных  экономических реформ у нас в  стране возникла огромная потребность  в инвестициях в основные средства промышленности и социальной сферы. Устаревший парк машин и оборудования требовал реконструкции и замены. Сделать это в минимальные  сроки можно было, только используя  современные инвестиционные инструменты, одним из которых является лизинг. Несмотря на несовершенство Российского  законодательства и Российской экономики в целом, лизинг в России продолжает развиваться. Активность дальнейшего развития лизинга во многом зависит от совершенствования нормативно-правовой базы в РФ. 

Информация о работе Лизинг как способ финансирования