Курсовая работа по "Финансы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….…….. 3
1 Предпосылки возникновения финансов …………………………….……… 4
2 Роль финансов в процессе общественного производства …………….…… 6
3 Функции финансов ………………………………………………………… 10
3.1 Распределительная функция …………………………………………. 10
3.2 Контрольная функция ………………………………………………… 11
4 Практическая часть. Понятие бюджета …………………………………. 14
4.1 Анализ доходной части бюджета Хабаровского края за 2009г. …... 15
4.2 Анализ расходной части бюджета Хабаровского края за 2009г. ..... 18
4.3 Анализ сбалансированности баланса ……………………………....... 23
4.4 Анализ соответствия бюджетного планирования задачам и приоритетам бюджетной политики ……………………………………………………….. 24
Список использованных источников ……………………………………… 26

Работа содержит 1 файл

курсовая Финансы.docx

— 62.25 Кб (Скачать)

Финансовые отношения  возникают, на стадиях распределения  и перераспределения национального  дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства.

Например, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок ее распределения  на составные элементы (возмещение израсходованных средств производства, заработная плата, прибыль и т.д.). Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д. В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.

Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения — пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.п.

 

3.2 Контрольная функция

 

Другой важнейшей функцией финансов является контрольная, которая тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство  осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов — это, прежде всего, контроль в процессе объективно существующих денежных отношений, который пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения  и использования общественного  продукта и национального дохода. Его главное назначение состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.

Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. С помощью контроля рублем воздействуют на процесс реализации продукции, выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.

Таким образом, контроль рублем стимулирует рост доходов, рациональное и бережливое расходование средств  и материальных ценностей, побуждает  предприятия устранять недостатки, улучшать хозяйственную деятельность, повышать ее эффективность, принимать меры против бесхозяйственности и расточительства. Особенность контроля рублем заключается в том, что он воздействует непрерывно в процессе поступления и расходования средств и не связан со специальными проверками и обследованиями.

Объектом контрольной  функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Повышение эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами, работниками финансовых отделов, достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Только при таких условиях результаты финансового контроля позволяют проанализировать и объективно оценить положение дел и принять решения, направленные на корректировку хода воспроизводственного процесса.

Итак, можно сделать вывод, что с помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общегосударственной жизни - в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: государственный, территориальный, местный. И, наконец, финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Распределительная функция  финансов органически связана с  контрольной, в значительной степени  ее обуславливает. Контрольная функция  финансов заключается в контроле за распределением ВВП, национального  дохода по соответствующим фондам и  расходованием их по целевому назначению.

Основу контрольной функции  финансов составляет движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в не фондовой формах. Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением ВВП. Благодаря контрольной функции финансов, ее «сигналам» общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно денежные ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли ими используются и т.д.

Контрольная функция действует  в тесном единстве с распределительной. Одновременное действие обеих функций  позволяет полностью проявиться экономической сущности финансов.

 

 

4 Практическая часть. Понятие бюджета

 

Согласно бюджетному кодексу  РФ, бюджет представляет собой форму  образования и расходования денежных средств для обеспечения функций  органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами.

Бюджет – форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный  и муниципальный кредит, расходы) в их статике и динамике, т.е. через  бюджет осуществляется постоянная мобилизация  ресурсов, их межбюджетный баланс и  рациональное расходование. Бюджет как  основная финансово-правовая и отправная  для бюджетной деятельности категория. Бюджет в Российской Федерации есть ведущее звено всей финансовой системы и основная финансовая категория, предопределяющая жизнеспособность государства и его структур. В бюджетах концентрируются основные доходы и расходы государства и других его общественно - территориальных образований. От формирования реалистичного закона о бюджете зависит общая социальная и экономическая ситуация в России.

На основе данных об исполнении регионального бюджета Хабаровского края за 2011 год проведем анализ плановых показателей.

Анализ бюджета  будет включать следующие вопросы: анализ доходной части бюджета, анализ расходной части бюджета, анализ сбалансированности бюджета, анализ соответствия бюджетного планирования задачам и  приоритетам бюджетной политики.

 

 

 

 

 

5 Анализ доходной части бюджета Хабаровского края за 2009 год

 

Доходы бюджета  выражают экономические отношения, возникающие у государства с  предприятиями, организациями и  гражданами в процессе формирования фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей вносимые ими в государственный  бюджет. Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. На основе данных о составе и структуре доходов бюджета выделим наиболее значимые доходные статьи бюджета.

 

Таблица 1 Анализ доходной части бюджета  Хабаровского края на 2009г.

№ п/п

Наименование 

показателя

Сумма,

млн. руб.

В % к общей сумме доходов

В % в разделе

Прямые налоги в разделе. %

Косвенные налоги в разделе, %

1

2

3

4

5

6

7

1.

Налоговые доходы – всего, в том  числе:

35689,68

56,8

100

88,3

11,7

1.1

- налог на прибыль

5267,63

8,4

15

15

 

1.2

- налог на доходы физических  лиц

20034,77

32

56,7

56,7

 

1.3

- налоги на товары и услуги, лицензионные сборы (без акцизов)

1207,60

2

3

 

3

1.4

- акцизы

3095,16

5

8,7

 

8,7

1.5

- налоги на совокупный доход

894,78

1,4

2,5

2,5

 

1.6

- налог на имущество

4441,23

7,1

12

12

 

1.7

- платежи за пользование природными  ресурсами

748,51

0,9

2,1

2,1

 

2.

Неналоговые доходы – всего, в том  числе:

4737,24

7,5

100

   

2.1

- доходы от имущества, находящегося  в государственной собс-сти

786,24

1,3

16,6

   

1

2

3

4

5

6

7

2.2

- административные платежи и  сборы

2783,96

4,4

59

   

2.3

- штрафные санкции, возмещение  ущерба

548,63

0,8

11,4

   

2.4

- прочие неналоговые доходы

618,41

1

13

   

3.

Финансовая помощь из федерального бюджета

16580,83

25,7

100

   

4.

Доходы целевых бюджетных фондов

3484,94

6

100

   

5.

Доходы от предпринимательской  деятельности

2301,97

4

100

   

6.

ВСЕГО ДОХОДОВ

62794,66

100

     

 

Общая величина планируемых доходов бюджета  Хабаровского края на 2009 год составила 62794,66 млн. руб. Доходы бюджета планируется наполовину сформировать за счет поступлений налогов – 35689,68 млн. руб. или 56,8% от общей величины доходов.

В составе налоговых  доходов наибольший удельный вес  занимают поступления следующих  видов налогов:

- налог на  доходы физических лиц – 32% или 20034,77 млн. руб.;

- налог на  прибыль – 8,4% или 5267,63 млн. руб.;

- налог на  имущество – 7,1% или 4441,23 млн. руб.

При планировании бюджетов за последние  годы наблюдается перераспределение  доходов в пользу федерального бюджета. В связи с этим возрастает необходимость  изыскивать дополнительные резервы  пополнения доходов бюджета. Резервами  роста налоговых доходов являются: сокращение числа налогов и налоговой  нагрузки, отмена многих неэффективных  льгот и нерыночных налогов, простота в определении налогооблагаемой базы при исчислении налогов.

Необходимо  отметить, что в составе налоговых  доходов преобладают поступления  от прямых налогов – 88,3% и в незначительной мере косвенных – 11,7% от размера группы доходов.

Второй группой  доходов является финансовая помощь из федерального бюджета. Средства данной статьи доходов планируются в размере 16580,83 млн. руб. или 25,7% от общей величины доходов, т. е. почти треть бюджета Хабаровского края зависит от помощи федерального бюджета. Это во многом связано с тем, что ежегодно при утверждении федерального бюджета страны пересматриваются нормативы отчислений налогов между уровнями бюджетной системы и происходит это не пользу местных и региональных бюджетов.

Третьей группой  доходов по удельному весу в общей  величине доходной части бюджета  являются доходы целевых бюджетных  фондов и неналоговые доходы. На долю этих статей приходится 10 % и 7,5% всех доходов соответственно.

В составе неналоговых  доходов можно выделить

- административные платежи и сборы – 2783,96 млн. руб., что составляет 59% от размера доходов данной группы.

Резервом  роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Анализ расходной части бюджета Хабаровского края за 2009 год

 

Расходы государственного бюджета – это экономические  отношения, возникающие в связи  с распределением фонда денежных средств государства  и его  использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Функциональная  классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку  расходов бюджетов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства.

Информация о работе Курсовая работа по "Финансы"