Кредитование апк в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:31, доклад

Описание работы

В Казахстане сельскохозяйственные товаропроизводители работают в условиях льготного налогообложения, проводятся мероприятия по борьбе с болезнями растений, удешевляется стоимость элитных семян, племенной продукции, минеральных удобрений, работают программы лизинга сельскохозяйственной техники, государственных закупок зерна и животноводческой продукции, внедряются пилотные проекты по кредитованию через систему кредитных товариществ, реализуются "Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 гг.", "Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 гг."

Работа содержит 1 файл

реферат кредитование АПК.docx

— 27.27 Кб (Скачать)

Задачи  должны быть направлены: на определение  реального соотношения цен посредством  свободного ценообразования на рынках материально-технических ресурсов и сельскохозяйственной продукции; обеспечение равных прав и условий  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (демонополизация и защита экономической  конкуренции, содействие развитию предпринимательства, свободное продвижение товаров  и ресурсов, прозрачность рынков); определение уровня гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию с учетом оценки издержек производства и соблюдения технологических процессов и соотношения рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию и на средства производства; для обеспечения паритета цен определить порядок предоставления дотаций и компенсаций затрат на производство сельскохозяйственной продукции (горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, средства защиты растений, животных и т. д.), государственное регулирование цен на продукцию естественных монополии на материально-технические ресурсы.

Одной из актуальных проблем является кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для эффективного использования  кредитных ресурсов в сельском хозяйстве, и прежде всего государственных  средств, необходимо организовать специализированные кредитные ресурсы, развивать сеть кредитных кооперативов, ипотечное  кредитование под залог земли; снижать  процентные ставки, расширять залоговые  операции (фьючерсные и форвардные сделки); возобновить систему краткосрочного (под текущие затраты) и долгосрочного (на пополнение основных фондов) кредитования; применять методы компенсации по удешевлению кредита. 
Развитие ипотечного кредита в сельском хозяйстве обусловлено острейшей потребностью сельскохозяйственных товаропроизводителей в кредитных ресурсах, обеспеченных залогом недвижимости, и прежде всего земли. В сельском хозяйстве наиболее развита ипотека под залог имущества (основных фондов). Однако в залог берется сельскохозяйственная техника выпуска 1999 г., которой товаропроизводители практически не располагают. Следует отметить, что в случае нарушения товаропроизводителями обязательств залоговое имущество (сельскохозяйственная техника) переходит в собственность кредитора. 
Долгосрочное кредитование под залог земельных участков и прав землепользования не получило своего развития в связи с отсутствием спроса на землю, необъективной ценой и неплатежеспособностью сельскохозяйственных товаропроизводителей. Их финансовое положение не позволяет выделить ссуды банками второго уровня без гарантии государства. Вместе с тем непривлекательность вложений предпринимательского и банковского капиталов в землепользование и повышение плодородия земли объясняется неразвитостью земельного рынка. Поэтому эластичность спроса и предложения земли - слабая; предпринимательский риск - значительный; замедлен оборот капитала земли, незначительна ликвидность.

Формирование  ипотечного кредита затрудняется отсутствием  специализированной банковской системы, призванной обеспечить залог земельных  участков, прав землепользования, земельных  аукционов, а также отсутствием  региональной оценки земли. Однако следует  отметить, что появление огромного  числа собственников в сельскохозяйственном производстве становится одной из предпосылок  развития ипотеки.

В республике для развития ипотеки земли в  сельском хозяйстве разработаны  отдельные нормативные акты. Но при  этом отсутствует комплексность  решения проблемы ипотечного кредитования. Для привлечения долгосрочных финансовых средств по ипотечному кредитованию в сельском хозяйстве предлагается открытие сети акционерных ипотечных банков, частично инвестируемых и регулируемых государством. Их создание требует решения комплекса вопросов, связанных с формированием уставного капитала, регулированием процентных ставок по кредиту, взаимоотношениями с другими банками и т.д.

Образование специального государственного учреждения, регулирующего и контролирующего  деятельность системы ипотечных  банков, позволит решить проблемы их ликвидности. Основными функциями этого учреждения должны быть: формирование ресурсов в размере находящегося под залогом имущества (недвижимости) в качестве ценных бумаг на фондовой бирже; предоставление гарантий ипотечным банкам; обеспечение выдаваемых ими кредитов под залог земли и права землепользования; реализация имущества (земли и прав землепользования) во внесудебном порядке; регулирование процентных ставок по ипотечному кредитованию; контроль за использованием средств ипотечных банков, выделенных сельскохозяйственным товаро-производителям.

Источниками обеспечения гарантии погашения  ипотечных кредитных ресурсов должны быть: проценты от сделок с земельными участками и правом землепользования при их реализации; часть поступлений  от земельного налога в виде определенного  процента; доля дохода от участия в  рынке ипотечного кредитования; средства республиканского и местного бюджетов. 
Одна из проблем кредитования через банки - отсутствие ликвидного залога, и прежде всего земли у сельскохозяйственных товаропроизводителей. Подходом к ее решению стало создание ЗАО "Аграрная кредитная корпорация", задачей которого является кредитование сельского хозяйства в размере 35-50% уставного капитала кредитных товариществ и выделение краткосрочных кредитов (сроком до 1 года) с уплатой вознаграждения 3% годовых и долгосрочных - 5% годовых. Она также консультирует и принимает меры по стабилизации финансового состояния кредитных товариществ. В дальнейшем корпорация, выходя из состава учредителей, будет продавать им свою долю капитала, что позволит осуществлять самостоятельную финансовую деятельность. Кредитные товарищества служат источником оборотных средств, необходимых для развития инфраструктуры села, занятости сельского населения и привлечения рабочей силы на селе.

В республике создано ЗАО "КазАгрофинанс" с разветвленной сетью филиалов, со 100%-ным участием государства, организован государственный лизинговый фонд. Однако по той же причине - недостатка финансовых ресурсов у товаропроизводителей и отсутствия отлаженного механизма лизинговых операций - реализация государственной программы по покупке техники требует совершенствования. В связи с этим на покупку сельскохозяйственных машин, увеличение уставного капитала ЗАО "КазАгрофинанс", создание сервис-центров по оказанию услуг, ремонта, реализации запасных частей и оборудования в 2005 г. предполагается выделить из республиканского бюджета 10,3 млрд. тенге.

Для сокращения затрат в сервисном обслуживании предлагается расширить сеть МТС, сервисных  центров, что потребует значительных капитальных вложений. Источником средств  формирования этих подразделений должны быть: долгосрочные кредиты коммерческих банков под льготный процент, возмещаемый  из государственного бюджета; привлечение  средств отечественных инвесторов, а также под гарантию государства  кредитов иностранных банков. Предусматривается  снизить таможенные пошлины и  налоги по операциям лизинга, на сдачу  имущества в лизинг, в том числе  НДС лизингодателя, и освободить от уплаты налогов на прибыль, полученную по договорам на срок не менее 3 лет, приобретенное имущество не облагать налогом. 
Механизм функционирования сельскохозяйственных формирований должен быть направлен на экономию всех видов ресурсов. Их деятельность надо строить на внутрихозяйственных отношениях, увязывать с собственностью на землю, с применением интенсивных технологий, со специализацией производства.

Для развития рыночной модели сельского хозяйства  наиболее эффективна биржевая торговля, способная обеспечить справедливость цен, снизить нагрузку на государственный  бюджет, увеличить налоговые поступления, стимулировать кредитование банками  сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог контрактов. Товаропроизводители  нуждаются в действенном страховании  продукции растениеводства, животноводства и основных средств. Это особенно важно в условиях рискованного производства. Поэтому необходима разработка научно-методических подходов к реформированию конкретных форм содействия и контроля государства по использованию совершенных страховых технологий, реализация которых (тарифные ставки, стандарты, законодательные акты) позволит расширить сферу применения и уточнения видов обязательного страхования и будет направлена на развитие экономики сельского хозяйства.

Одно  из направлений решения привлечения  кредитных ресурсов и упрощения  процесса реализации зерна является система зерновых расписок (зерновых векселей), которые служат в качестве платежного и залогового средства для  взаиморасчетов. Зерновая расписка - один из основных инструментов финансирования торговли зерном, ценная бумага, эмитируемая  зарегистрированным зернохранилищем. Ликвидность переуступаемых складских  расписок, стоимость которых определяется рыночной ценой зерна, должна обеспечиваться обязательным приемом их органами государственной  власти в счет погашения кредитов, бюджетных ссуд, оплаты платежей. Их владелец имеет право свободного распоряжения зерном и может в  любой момент вывезти его из элеватора, оплатив услуги по хранению. Зерновые расписки могут служить средством  исполнения поставок по фьючерсным контрактам и стать единым документом для  торговли зерном.

Финансовое  обеспечение сельскохозяйственных предприятий нуждается в усилении государственной поддержки. Следовательно, должны быть подготовлены предложения  и рекомендации по совершенствованию  методов, принципов и порядка  государственной финансовой поддержки  с учетом производства и соблюдения технологии производства сельскохозяйственной продукции, что позволит значительно  повысить их эффективность. При этом возникает необходимость в обновлении законодательно-нормативных документов. 
 

Информация о работе Кредитование апк в РК