Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:31, доклад
В Казахстане сельскохозяйственные товаропроизводители работают в условиях льготного налогообложения, проводятся мероприятия по борьбе с болезнями растений, удешевляется стоимость элитных семян, племенной продукции, минеральных удобрений, работают программы лизинга сельскохозяйственной техники, государственных закупок зерна и животноводческой продукции, внедряются пилотные проекты по кредитованию через систему кредитных товариществ, реализуются "Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 гг.", "Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 гг."
Задачи
должны быть направлены: на определение
реального соотношения цен
Одной
из актуальных проблем является кредитование
сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для эффективного использования
кредитных ресурсов в сельском хозяйстве,
и прежде всего государственных
средств, необходимо организовать специализированные
кредитные ресурсы, развивать сеть
кредитных кооперативов, ипотечное
кредитование под залог земли; снижать
процентные ставки, расширять залоговые
операции (фьючерсные и форвардные
сделки); возобновить систему
Развитие ипотечного кредита в сельском
хозяйстве обусловлено острейшей потребностью
сельскохозяйственных товаропроизводителей
в кредитных ресурсах, обеспеченных залогом
недвижимости, и прежде всего земли. В
сельском хозяйстве наиболее развита
ипотека под залог имущества (основных
фондов). Однако в залог берется сельскохозяйственная
техника выпуска 1999 г., которой товаропроизводители
практически не располагают. Следует отметить,
что в случае нарушения товаропроизводителями
обязательств залоговое имущество (сельскохозяйственная
техника) переходит в собственность кредитора.
Долгосрочное кредитование под залог
земельных участков и прав землепользования
не получило своего развития в связи с
отсутствием спроса на землю, необъективной
ценой и неплатежеспособностью сельскохозяйственных
товаропроизводителей. Их финансовое
положение не позволяет выделить ссуды
банками второго уровня без гарантии государства.
Вместе с тем непривлекательность вложений
предпринимательского и банковского капиталов
в землепользование и повышение плодородия
земли объясняется неразвитостью земельного
рынка. Поэтому эластичность спроса и
предложения земли - слабая; предпринимательский
риск - значительный; замедлен оборот капитала
земли, незначительна ликвидность.
Формирование
ипотечного кредита затрудняется отсутствием
специализированной банковской системы,
призванной обеспечить залог земельных
участков, прав землепользования, земельных
аукционов, а также отсутствием
региональной оценки земли. Однако следует
отметить, что появление огромного
числа собственников в
В республике для развития ипотеки земли в сельском хозяйстве разработаны отдельные нормативные акты. Но при этом отсутствует комплексность решения проблемы ипотечного кредитования. Для привлечения долгосрочных финансовых средств по ипотечному кредитованию в сельском хозяйстве предлагается открытие сети акционерных ипотечных банков, частично инвестируемых и регулируемых государством. Их создание требует решения комплекса вопросов, связанных с формированием уставного капитала, регулированием процентных ставок по кредиту, взаимоотношениями с другими банками и т.д.
Образование
специального государственного учреждения,
регулирующего и
Источниками
обеспечения гарантии погашения
ипотечных кредитных ресурсов должны
быть: проценты от сделок с земельными
участками и правом землепользования
при их реализации; часть поступлений
от земельного налога в виде определенного
процента; доля дохода от участия в
рынке ипотечного кредитования; средства
республиканского и местного бюджетов.
Одна из проблем кредитования через банки
- отсутствие ликвидного залога, и прежде
всего земли у сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Подходом к ее решению стало создание
ЗАО "Аграрная кредитная корпорация",
задачей которого является кредитование
сельского хозяйства в размере 35-50% уставного
капитала кредитных товариществ и выделение
краткосрочных кредитов (сроком до 1 года)
с уплатой вознаграждения 3% годовых и
долгосрочных - 5% годовых. Она также консультирует
и принимает меры по стабилизации финансового
состояния кредитных товариществ. В дальнейшем
корпорация, выходя из состава учредителей,
будет продавать им свою долю капитала,
что позволит осуществлять самостоятельную
финансовую деятельность. Кредитные товарищества
служат источником оборотных средств,
необходимых для развития инфраструктуры
села, занятости сельского населения и
привлечения рабочей силы на селе.
В республике создано ЗАО "КазАгрофинанс" с разветвленной сетью филиалов, со 100%-ным участием государства, организован государственный лизинговый фонд. Однако по той же причине - недостатка финансовых ресурсов у товаропроизводителей и отсутствия отлаженного механизма лизинговых операций - реализация государственной программы по покупке техники требует совершенствования. В связи с этим на покупку сельскохозяйственных машин, увеличение уставного капитала ЗАО "КазАгрофинанс", создание сервис-центров по оказанию услуг, ремонта, реализации запасных частей и оборудования в 2005 г. предполагается выделить из республиканского бюджета 10,3 млрд. тенге.
Для сокращения
затрат в сервисном обслуживании
предлагается расширить сеть МТС, сервисных
центров, что потребует значительных
капитальных вложений. Источником средств
формирования этих подразделений должны
быть: долгосрочные кредиты коммерческих
банков под льготный процент, возмещаемый
из государственного бюджета; привлечение
средств отечественных
Механизм функционирования сельскохозяйственных
формирований должен быть направлен на
экономию всех видов ресурсов. Их деятельность
надо строить на внутрихозяйственных
отношениях, увязывать с собственностью
на землю, с применением интенсивных технологий,
со специализацией производства.
Для развития
рыночной модели сельского хозяйства
наиболее эффективна биржевая торговля,
способная обеспечить справедливость
цен, снизить нагрузку на государственный
бюджет, увеличить налоговые
Одно
из направлений решения
Финансовое
обеспечение