Кредитование апк в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:31, доклад

Описание работы

В Казахстане сельскохозяйственные товаропроизводители работают в условиях льготного налогообложения, проводятся мероприятия по борьбе с болезнями растений, удешевляется стоимость элитных семян, племенной продукции, минеральных удобрений, работают программы лизинга сельскохозяйственной техники, государственных закупок зерна и животноводческой продукции, внедряются пилотные проекты по кредитованию через систему кредитных товариществ, реализуются "Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 гг.", "Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 гг."

Работа содержит 1 файл

реферат кредитование АПК.docx

— 27.27 Кб (Скачать)

Кредитование  АПК в Казахстане 

Кредитование  АПК в Казахстане

     В Казахстане сельскохозяйственные товаропроизводители  работают в условиях льготного налогообложения, проводятся мероприятия по борьбе с  болезнями растений, удешевляется стоимость  элитных семян, племенной продукции, минеральных удобрений, работают программы  лизинга сельскохозяйственной техники, государственных закупок зерна  и животноводческой продукции, внедряются пилотные проекты по кредитованию через систему кредитных товариществ, реализуются "Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 гг.", "Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 гг."

Первая  программа направлена на обеспечение продовольственной безопасности республики на основе формирования эффективной системы агропромышленного комплекса и производства конкурентоспособной продукции. Для этого предусматривается решение следующих задач: обеспечение продовольственной безопасности; формирование эффективной системы агробизнеса; увеличение объемов продаж сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки на внутреннем и внешнем рынках; рационализация мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

Вторая  - предусматривает решение следующих задач: разработку первоочередных мер по развитию экономической деятельности, инвестированию строительства, ремонта и реконструкции объектов социальной и инженерной инфраструктуры; организацию мониторинга социально-экономического развития и экономической безопасности сельских территорий; оценку земельных ресурсов; разработку нормативов и стандартов обеспеченности сельских жителей услугами социальной и инженерной инфраструктуры; реализацию программ стимулирования переселения сельских жителей; определение модели эффективного сельского расселения и проведения мероприятий по ее реализации. Эти задачи предполагаются реализовать в два этапа исходя из возможностей ресурсов из республиканского и местного бюджетов.

Первый  этап (2004-2006 гг.) предусматривает: подготовку и утверждение национальных стандартов социальной и инженерной обеспеченности сельских жителей для формирования на их основе сбалансированной по доходам  и стоимости услуг модели оптимального сельского расселения; определение  мер государственного регулирования  оптимизированных миграционных потоков  и поддержки сельских мигрантов (необходимо разработать нормативно-правовые документы). На втором этапе (2007-2010 гг.) будет произведена оценка каждого  сельского населенного пункта; реализованы  меры по оптимизации сельского расселения и обеспечению высокого уровня жизни  населения.

В настоящее  время сельскохозяйственные товаропроизводители  работают в условиях льготного налогообложения, для них устанавливается специальный  налоговый режим: для крестьянских (фермерских) хозяйств применяется уплата единого земельного налога в размере 0,1% стоимости земельного участка (вместо налогов: земельного, индивидуального подоходного, НДС, на транспортные средства, на имущество); для юридических лиц - патентная система в размере 20% (вместо налогов: корпоративного подоходного, социального, земельного, на имущество, на транспортные средства, на добавленную стоимость). Применение этой налоговой системы позволило довести удельный вес налогов и платежей в бюджет в общем объеме валового внутреннего продукта сельского хозяйства республики до 5%, при удельном весе налогов по всем отраслям экономики 19,4%. При этом уменьшение налоговой базы сельскохозяйственных товаропроизводителей составило за 2002 г. около 20 млрд. тенге. Снизится налогообложение товаропроизводителей с учетом уменьшения НДС с 16 до 15%, ставки социального налога - с 20 до 7, индивидуального подоходного налога с 30 до 20%.

При поддержке  правительством сельского хозяйства  прирост по сравнению с предыдущим годом сельскохозяйственной продукции  по Казахстану составил в 1999 г. и 2000 г. по 8,2%, в 2001 г. - 16,9, в 2002 г. - 6,6%. Сельское хозяйство  развивается темпами, которые соответствуют  темпам роста потребительского спроса. Объем инвестиций в сельское хозяйство  республики возрос в 2002 г. по сравнению  с 1998 г. в 3,4 раза. Также проводятся мероприятия  по защите растений и удешевляется стоимость элитных семян, племенной продукции  животноводства, минеральных удобрений, работают программы лизинга сельскохозяйственной техники, государственных закупок зерна, животноводческой продукции, пилотные проекты по кредитованию через систему кредитных товариществ, государственная агропродовольственная программа и т.п.

В результате формирования рыночного механизма  хозяйствования в аграрной сфере  экономики и, прежде всего в сельском хозяйстве, повышается эффективность  производства. Растут урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животных, производство основных видов сельскохо-зяйственной продукции. Внедрение мероприятий организационно - технологически - экономического характера привело к тенденции повышения рентабельности сельскохозяйственного производства за счет выпуска конкурентоспособной продукции, т. е. появился собственный источник финансирования - прибыль. В среднем за 1995-1998 гг. убыток предприятий со статусом юридического лица составил 25,3 млрд. тенге, в том числе на одно хозяйство 8,4 млн. тенге, уровень убыточности от реализации всех видов сельскохозяйственной продукции - 21,5%, из нее продукции растениеводства -13, животноводства - 34,7%; удельный вес убыточных хозяйств в их общем количестве -76,5%, за 1999-2001 гг. прибыль - 3,8 млрд. тенге, уровень рентабельности от реализации сельскохозяйственной продукции - 16,3%, в том числе продукции растениеводства - 23,6, животноводства - уровень убыточности 6,5%, удельный вес убыточных хозяйств - 51%. В 2002 г. прибыль достигла 10 млрд. тенге, удельный вес убыточных хозяйств - 48,5%.

Опыт  показывает, что при рыночных отношениях применительно к условиям Казахстана крупные сельскохозяйственные формирования эффективнее ведут свое производство. В них используются научнее основы для получения устойчивой урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных (соблюдаются севообороты, организовано на должном уровне семеноводство и племенное животноводство, повышается плодородие почв), совершенствуется производственная система, в которой действуют обслуживающие агросервисные, заготовительные, перерабатывающие предприятия, позволяющие рационально использовать производственный потенциал. Функционируют инфраструктура и сфера услуг. Эти хозяйства узкоспециализированы, в них имеются производственные помещения, технологическое оборудование, они обеспечены материально-техническими и трудовыми ресурсами, развита кормовая база.

Эффективно  осуществляют производство ПК "Ташкарасу", "Ширин" Уйгурского района, КТ "Хильниченко и К" Ескельдинского района, ПК "Луч Востока" Талгарского района, СПК "Мамыр" Карасайского района Алматинской области, в которых доля собственных средств в общем объеме ресурсов превышает оптимальный уровень; производство осуществляется в основном за счет собственных средств, часть из которых вкладывается в наиболее мобильные активы, что позволяет предприятию маневрировать собственными средствами, финансирование осуществляется за счет прибыли. Эти предприятия имеют ликвидные балансы, в них текущие активы в полной мере покрываются краткосрочными активами. Они рентабельно ведут производство. Так, в КТ "Хильниченко и К" уровень рентабельности имущества (активов) в среднем за 2000-2001 гг. составил 21,5%, рентабельность: внеоборотных активов - 45,3%, оборотных активов - 41, инвестиций - 26,3, собственного капитала - 27,3, реализованной продукции - 33,7, совокупного используемого капитала-21,5%. В то же время ситуация в агропромышленном комплексе остается сложной по финансовому обеспечению, только около 40% общего количества предприятий и около 35% крестьянских (фермерских) хозяйств республики платеже-, кредитоспособны и представляют финансово устойчивые формирования, остальные сельскохозяйственные формирования ведут простое воспроизводство, и большинство из них банкроты (26% сельскохозяйственных предприятий и около 60% крестьянских (фермерских) хозяйств). 
Стремление получить больше продукции за счет использования интенсивных способов производства без соблюдения научно обоснованной системы земледелия, и прежде всего агротехники, привело к истощению, эрозии, засолению и прочим процессам деградации почв. В целом это усилило снижение урожайности сельскохозяйственных культур. Об этом свидетельствуют интервенция импортного производства, падение платежеспособности населения, неплатежеспособность сельскохозяйственных формирований. В розничной торговле импорт продовольствия достигает 40%, в крупных городах - 70%. Государство практически потеряло контроль над торговлей продовольствием, отдав ее частным посредникам, что привело к вытеснению продуктов с внутреннего рынка, изъятию доходов у сельских товаропроизводителей коммерческими структурами.

Отрасль, по общепринятым стандартам, считается  конкурентоспособной, если на нее приходится не менее 3,25% мирового экспорта: доля же Казахстана в мировом экспорте по сельскохозяйственным продуктам составляет 0,25%. Поэтому при подготовке к  вступлению в ВТО следует увеличить  объем государственной поддержки  сельского хозяйства в связи  с устаревшими технологиями, низкой рентабельностью сельскохозяйственной продукции.

Анализ  показывает, что основными причинами  тяжелого финансового состояния  сельскохозяйственных предприятий  являются: формирование нерегулируемого  рынка; разрыв сложившихся хозяйственных  связей между сельскохозяйственными  предприятиями и всеми хозяйствующими субъектами рынка; неэффективная приватизация сельскохозяйственных предприятий; диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и услуги, сырье и продовольствие; монополизм агросервисных, заготовительных и торговых предприятий, низкий уровень государственной финансовой поддержки товаропроизводителей; либерализация внешнеэкономической деятельности без учета конкурентоспособности продукции; низкий уровень адаптации сельского населения к условиям рынка. В большинстве сельскохозяйственных формирований из-за недостатка финансовых средств, прибыли, кредитов, инвестиций, государственной финансовой поддержки нерационально используется их производственный потенциал, что не позволяет вести производство на самоокупаемости и самофинансировании.

На сложившееся  положение села влияют экономическая  зависимость сельского хозяйства, от смежных отраслей, поставляющих средства производства и энергоресурсы, неразвитость базы переработки, хранения, транспортировки. В связи с этим сельскохозяйственное производство является непривлекательным для инвестиций. Так, доля сельского хозяйства в производстве ВВП республики за 2002 г. составила 8,7%, а объем инвестиций в сельское хозяйство в общем объеме инвестиций в экономику - 1,7%. В структуре инвестиций удельный вес составляет: по всем отраслям экономики - в нефинансовые активы - 57,8%, в строительство - 30%; по сельскому хозяйству - в нефинансовые активы - 80,5 и в строительство - 16,3%. 
Расчеты показывают, что объем валовой сельскохозяйственной продукции должен возрасти в 2010 г. по сравнению с 2002 г. в 2,2 раза, удельный вес валовой продукции сельского хозяйства в ВВП страны составит в пределах 10%. Мировой опыт показывает, что оптимальная структура экономики достигается тогда, когда надолго сельского хозяйства приходится 10-11%. С ростом валовой продукции сельского хозяйства и развитием сельских территорий возрастает поток инвестиций из всех источников и по всем направлениям отрасли и достигнет 190 млрд. тенге. При этом инвестиции, направленные в сельское хозяйство, по отношению к ВВП в целом возрастут с 12,3 до 28,9% (удельный вес инвестиций по всем отраслям экономики в ВВП страны в 2001 г. составил 61,2%).

В аграрном секторе республики при проведении государственных мероприятий необходимо учитывать множество сопутствующих  факторов, прямо или косвенно влияющих на эффективность проводимой государственной  политики. Расчеты показывают, что для производства дешевой высококачественной продукции, соблюдения научно обоснованной системы ведения сельскохозяйственного производства, необходимо чтобы размер государственной финансовой поддержки в расчете (на 2010 г.) на 1 га пашни достиг 3453 тенге, на 1 условную голову животных - 2747 тенге, т. е. в структуре затрат в растениеводстве государственная финансовая поддержка должна составить 20%, в животноводстве -11%.

Прямая  государственная поддержка должна быть направлена на стимулирование эффективности  сельскохозяйственного производства. Бюджетные дотации и компенсации  необходимо выплачивать эффективно функционирующим товаропроизводителям, независимо от форм хозяйствования. В  регионах массового и устойчивого  сельскохозяйственного производства государственные меры поддержки  следует направлять на повышение  его эффективности, а в регионах депрессивного сельского хозяйства  субсидии должны быть переориентированы  на создание дополнительных источников доходов для сельского населения. Целесообразно увеличить финансовые государственные расходы на сельскохозяйственное машиностроение и перерабатывающую промышленность. Следует повысить через  Продовольственную корпорацию государственный  заказ на зерно и хлопок в размере  до 50% по ценам, возмещающим затраты  и позволяющим получать определенную доходность, с обязательным бюджетным  финансированием (50% - на выполнение основных работ и 50% - при реализации продукции).

Для повышения  эффективности сельскохозяйственного  производства необходима разработка механизма  финансирования сельскохозяйственных формирований: из всех источников (собственные, бюджетные, иностранные); всех видов  кредитования, включая ипотечное; за счет различных цен (рыночные, залоговые, гарантированные); налогов (патент, единый земельный налог и т. д.); страхования, включая государственное страхование  продукции растениеводства, животноводства и основных средств; государственной финансовой поддержки (дотации, субсидии, льготные бюджетные кредиты и льготные инвестиции) и т. д. Требуется также выработка мероприятий, направленных на получение максимума прибыли - основного источника финансирования, бюджетного финансирования и иностранных инвестиций - международные кредиты и прямые иностранные инвестиции. Нужны и предложения по формированию системы цен, применительно к условиям аграрного производства.

Информация о работе Кредитование апк в РК