Косвенные налоги и
их характеристика
Выполнил: студент 2-го курса
Ахметов Алимхан
Вопросы:
- 1. Косвенные налоги и их характеристика
- 2. Налог на добавленную стоимость (НДС)
- 3. Акцизы
1. Косвенные налоги
и их характеристика
- Косвенными считаются налоги на определенные товары и услуги, взимаемые с предприятий, которые в свою очередь перекладывают их на покупателя путем установления соответствующей надбавки к цене. Другими словами, основной отличительной особенностью косвенных налогов является то, что они попадают в бюджет государства не непосредственно от предприятий и граждан, которые покупают товары, а от продавцов соответствующих товаров. В отличие от прямых налогов косвенные не зависят от доходов налогоплательщика. Взимание этих налогов происходит в процессе потребления товаров, и они включаются в их цену.
В общепринятой практике налогообложения косвенные налоги делятся на следующие группы:
- акцизы - налог на товары, взимаемый на внутреннем рынке производителя или продавца товара. В свою очередь различают индивидуальные акцизы и универсальные, т.е. однократные, многократные;
- налог на добавленную стоимость, который взимается непосредственно с получателей дохода и включается в цену товаров (работ и услуг).
- таможенные пошлины - денежные сборы за товары, ввозимые или вывозимые за пределы страны;
- фискальные монопольные налоги - разновидность косвенных налогов, устанавливаемых государством на наиболее важные товары массового потребления. Государство, монополизируя производство или продажу товара (либо одновременно), продает их по ценам значительно выше стоимости производства. Эта разница и есть фискальный монопольный налог, ставки по которому не устанавливаются, а твердо фиксируется лишь продажная цена данного товара .
- К косвенным налогам относятся также поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные доходы в виде таможенных пошлин, налогов на экспорт и импорт, разница в ценах товаров, реализуемых на внутреннем рынке, и их фактурной стоимостью).
Следует отметить, что в доходах государственного бюджета поступления от косвенных налогов составляют порядка 26%. Однако рост налогов на потребление имеет также и недостатки, наиболее возможными из которых является их инфляционный и регрессивный характер. Но положительный эффект этих налогов перекрывает их отрицательное влияние. Если будут расти цены, а с ними и бюджетные расходы, то поступления от этих налогов будут увеличиваться с ростом цен. Это позволит получить средства для реализации социальных программ. В бюджетную систему будет встроен автоматический антиинфляционный механизм.
Необходимо иметь в виду, что существует общая закономерность в системе налогообложения: при кризисном состоянии экономики, стагнации - застое в производстве, торговле и в др. секторах экономики - происходит объективная переориентация налогообложения на потребление. Это вызывается сокращением налоговой базы в производственной сфере в связи с падением производства. В том проявляется также своеобразная социальная направленность косвенных налогов на определенное выравнивание в распределительном процессе. Мировой опыт подтверждает подобную практику.
Опыт применения косвенного налогообложения в зарубежных странах свидетельствует о том, что такие налоги превалируют в структуре налоговых доходов в основном при нестабильности в экономике. Поэтому в каждой стране существует проблема оптимального соотношения прямых и косвенных налогов. Следовательно, совершенствуя систему обложения косвенными налогами в целом, необходимо проводить глубокий научный анализ и правильное их распределение.
В этом вопросе необходимо внести ясность в разработанные инструкции, подробнее разъясняя структуру разновидностей косвенных налогов, обеспечивая их прозрачность движения и налоговых поступлений в соответствующие бюджеты. Главным критерием в основе совершенствования косвенных должно быть присутствие объективной основы для их взимания с учетом четкого разъяснения всех положений по их расчету, бухгалтерскому учету и уплате в бюджет.
2. Налог на добавленную
стоимость
- Из косвенных налогов наиболее значительным является налог на добавленную стоимость - НДС, введенный с 1992 г. Он занимает 20% в общих налоговых поступлениях в бюджет государства. Плательщик налога возмещает понесенные в результате его уплаты государству потери путем повышения цен и перекладывает уплату налога на покупателя. Объектом обложения налогом является «добавленная стоимость», которая представляет собой продукцию без материальных затрат (чистую продукцию с амортизацией); в добавленную продукцию могут включаться комплексные расходы, например затраты на рекламу, и некоторые другие.
Согласно Закону Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» «НДС представляет собой Отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ, услуг, а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. НДС, подлежащий уплате в бюджет, по облагаемому обороту определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начислениями за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за полученные товары, выполненные работы или оказанные услуги» . В последнем проявляется механизм зачета по налогу. Итак, налог па добавленную стоимость - это один из косвенных налогов, который взимается непосредственно с получателей дохода и включается в цену товаров (работ и услуг), завышая ее.
НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога, начисленного за реализованные товары, работы или услуги, и суммой налога, подлежащего уплате за приобретенные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Эффективность применения НДС доказана зарубежным опытом, так как именно этот налог (исходя из интересов государства) сочетается с либерализацией цеп — чем выше цены, тем больше сумма налога (при неизменной ставке). Первоначально НДС был введен во Франции, а затем распространен в странах Европы. Он по праву называется «европейским налогом», поскольку одним из обязательных условий для вхождения в европейское сообщество является его внедрение.
- В настоящее время НДС применяется более чем в 40 странах мира. Содержание и порядок уплаты данного налога во многих государствах одинаков. Отличия заключаются лишь в методах определения суммы НДС, различиях - в ставках и льготах. Например, пониженные ставки, в пределах 2-10%, характерны для продовольственных, медицинских и других социально значимых товаров и услуг. К так называемым «стандартным» услугам и промышленным товарам устанавливаются ставки от 12-32
%. И, наконец, к предметам роскоши ставки составляют свыше 25 %. Вместе с тем европейские страны пытаются установить единую ставку НДС - на уровне 15%. Основной направленностью введения данного налога является предотвращение кризиса перепроизводства, вытеснение с рынка слабых производителей. Поэтому он выступает в роли элемента политики сдерживания производства.
В условиях нестабильности экономики неправомерное применение НДС негативно отражается не только на потребителях, но и отрицательно воздействует на производителей.
Несрабатывание в полной мере принципа оборачиваемости приводит зачастую к исчислению НДС на практике не с добавленной стоимостью, а как разницы между налогом, полученным от покупателей, и налогом, уплаченным поставщиком по приобретенным товарам (работам и услугам).
Обобщая изложенное, нужно отметить, что НДС присущи как недостатки, так и преимущества, которые отражены в табл. 1.
- Таблица 1. Преимущества и недостатки налога на добавленную стоимость
1 Прямо связывает налоговые поступления с ростом цен, несмотря на неизменные ставки, и является эффективным рычагом предотвращения инфляционного процесса бюджетных средств Высокая ставка НДС снижает покупательную способность населения и сужает рынок сбыта для производителей, а также не позволяет производителям быстро реализовать свою продукцию из-за ограниченных возможностей покупателей
2 Посредством дифференциации ставок НДС дает государству значительную свободу маневра потребительского спроса В определенной степени является регрессивным косвенным налогом, поскольку полностью перекладывается на конечного потребителя
3 Выполняет фискальную функцию и успешно сочетается исходя из интересов государства с либерализацией цен и инфляцией Момент уплаты НДС поставщикам по сырью и материалам не совпадает с моментом получения НДС от покупателей в цене реализованной продукции
4 Выступает инструментом государственного регулирования экономики, а также рычагом борьбы с кризисом перепроизводства Применение метода начисления в налоговом учете вынуждает отвлекать собственные оборотные средства для уплаты налога
5 Ставки НДС в мировой практике отличаются не только по уровню, но и по количеству, пониженные ставки применяются к продовольствию, повышенные - к предметам роскоши Высокие ставки НДС не обеспечивают процесс самофинансирования, ускоряя рост цен
6 В мировой практике является элементом политики сдерживания производства, проводимого с целью кризиса перепроизводства, ускоренного вытеснения с рынка слабых производителей Неправильное использование регулирующих возможностей и внутреннего содержания негативно отражается на предпринимательской деятельности, особенно в сфере производства.
- Характеризуя НДС в целом, можно отметить о его универсальности, так как он охватывает все виды товаров и услуг. Во всех странах, применяющих НДС, включая и РК, существуют два объекта обложения данным налогом:
- реализация товаров (работ и услуг);
- импорт товаров.
При этом взимание НДС в первом случае возложено на налоговый орган, тогда как сбором НДС по импортируемым товарам занимаются таможенные органы. Соответственно существуют различия и в механизме взимания НДС в обоих случаях.
Говоря о добавленной стоимости, отметим, что она представляет собой прирост стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ и услуг. К примеру, при обработке продукции на каждом участке технологического процесса она приобретает качества, увеличивающие се полезность, а значит, и повышается стоимость эквивалентно количеству затрат на доведение продукции до ее готовности к выпуску. При движении же товаров добавленная стоимость возникает в результате понесенных продавцом затрат в виде коммерческих и иных торговых нацепок. При прохождении товаров через товаропроизводителей и продавцов продукция или товар приобретает каждый раз добавленную стоимость.
Плательщики от этого ничего не теряют, происходит лишь некоторое несовпадение во времени между периодом, в течение которого были произведены материальные затраты и реализована продукция, которая включается в ее себестоимость. Принятая условность не ущемляет интересов предприятий: сумма налога, переплаченная в одном месяце, может быть сэкономлена в другом и наоборот.
Иначе говоря, особенность НДС заключается в возможности его возмещения предприятию. Более эффективно механизм возмещения действует при ускорении оборачиваемости оборотных средств, что обеспечивает возвратность средств, затраченных на уплату НДС.
- Характеризуя НДС в целом, можно отметить о его универсальности, так как он охватывает все виды товаров и услуг. Во всех странах, применяющих НДС, включая и РК, существуют два объекта обложения данным налогом:
- реализация товаров (работ и услуг);
- импорт товаров.
При этом взимание НДС в первом случае возложено на налоговый орган, тогда как сбором НДС по импортируемым товарам занимаются таможенные органы. Соответственно существуют различия и в механизме взимания НДС в обоих случаях.
Говоря о добавленной стоимости, отметим, что она представляет собой прирост стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ и услуг. К примеру, при обработке продукции на каждом участке технологического процесса она приобретает качества, увеличивающие се полезность, а значит, и повышается стоимость эквивалентно количеству затрат на доведение продукции до ее готовности к выпуску. При движении же товаров добавленная стоимость возникает в результате понесенных продавцом затрат в виде коммерческих и иных торговых нацепок. При прохождении товаров через товаропроизводителей и продавцов продукция или товар приобретает каждый раз добавленную стоимость.
Плательщики от этого ничего не теряют, происходит лишь некоторое несовпадение во времени между периодом, в течение которого были произведены материальные затраты и реализована продукция, которая включается в ее себестоимость. Принятая условность не ущемляет интересов предприятий: сумма налога, переплаченная в одном месяце, может быть сэкономлена в другом и наоборот.
Иначе говоря, особенность НДС заключается в возможности его возмещения предприятию. Более эффективно механизм возмещения действует при ускорении оборачиваемости оборотных средств, что обеспечивает возвратность средств, затраченных на уплату НДС.
- По налогу на добавленную стоимость установлены льготы, которые периодические менялись за период его действия. Например действовали льготы в виде освобождения от уплаты налога некоторых видов оборотов, применения пониженной ставки и нулевой ставки.
Освобождение распространяется на предоставленные обороты по реализации ряда товаров и услуг, как-то: приватизации государственной собственности; передачи (на безвозмездной основе) основных средств между государственными учреждениями и предприятиями; взносы в уставный капитал; услуг Национального банка Республики Казахстан; услуг государственных органов, связанных с взиманием государственной пошлины; почтовых и акцизных марок; услуг адвокатов; ритуальных похоронных услуг. Ряд оборотов, освобождаемых от налога, обусловлен соблюдением требований соответствия операций определенному их характеру; это обороты, связанные с землей и зданиями жилищного назначения, финансовые услуги, финансовый лизинг, услуги некоммерческих организаций (медицинские, ветеринарные, образовательные, библиотечные, учреждений культуры, науки, социальные, некоторые другие, аналогичные), обороты организаций инвалидов, геологоразведочные и геологопоисковые работы, продажа предприятий или их частей, некоторые виды импорта (национальной и иностранной валюты, лекарственных средств, гуманитарной помощи и подобных).
Ставка налога за время его действия последовательно снижалась с 26% до 20% а затем и до 16% .
По нулевой ставке облагается (при определенных условиях) экспорт товаров (при его подтверждении), работы и услуги, связанные с международными перевозками; реализация Национальному банку аффинированных драгоценных металлов (золота и платины).
НДС уплачивается также по разнице в ставках при импорте (в случаях различий в ставках согласно счета-фактуры и со ставкой для облагаемого импорта).
Вторыми по фискальному значению среди косвенных налогов являются таможенные платежи - пошлины и сборы, взимаемые с ввозимых, вывозимых, также транзитных товаров, предметов и услуг.
3. Акцизы
- В третью группу косвенных налогов входят акцизы. В налоговых поступлениях бюджета они занимают немногим более 3 %.
В Казахстане действует специальная инструкция № 36 «О порядке исчисления и уплаты акцизов». Кроме того, приято постановление Правительства РК от 28.01.2000 г. № 137 «О ставках акцизов на подакцизные товары, производимые в РК и ввозимые на таможенную территорию РК, реализуемые на территории РК, и игорный бизнес».
Акцизы - налоги на товары, включаемые в цену и оплачиваемые покупателем. Акцизы уплачивают производители товаров, имеющих в силу своих специфических свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Акцизами могут облагаться и услуги, при этом сумма налога включается в тариф.
Акцизы подразделяются на универсальные и индивидуальные. Универсальные акцизы взимаются с валового оборота в процентах к стоимости товаров и услуг; к ним можно отнести налоги с продаж, с оборотов. Индивидуальных акцизов может быть достаточно много. Так, в Казахстане установлены акцизы на продукцию и товары внутреннего производства и импортируемые из других стран: спирт и спиртные напитки, вина, пиво, табачные изделия, лососевые и осетровая рыбы и икра из таких рыб; изделия из хрусталя, ювелирные изделия из золота, серебра и платины, легковые автомобили, бензин и дизельное топливо, огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретаемого для органов власти), сырая нефть, электроэнергия, игорный бизнес, услуги дальней связи, лотереи.
Таким образом, большую часть перечня охватывают товары и продукты, не относящиеся к предметам первой необходимости. Перечень подакцизных товаров может меняться так же, как и ставки на них, что определяется необходимостью регулирования потребления отдельных товаров и текущими фискальными пенями государства.
- Характеризуя акцизы, отметим, что их формирование и взимание государством производится в различных формах:
- по сырью - применяется в тех случаях, когда готовая продукция может быть только из одного сырья;
- по полуфабрикатам - используется в связи с развитием технологических процессов, когда готовая продукция может производиться из различного сырья, поэтому начинает облагаться не сырье, а полуфабрикат;
- по мощности оборудования - более прогрессивная форма взимания акциза, так как налог зависит от расчета мощности применяемого оборудования;
- но готовой продукции - налог устанавливается по каждому из разновидностей товаров отдельно (предметы роскоши, обувь, ткани и т.д.).
Плательщиками акциза являются юридические и физические лица, в том числе и нерезиденты, включая филиалы, представительства, иные обособленные структурные подразделения, которые:
- производят подакцизные товары на территории РК;
- осуществляют оптовую и розничную торговлю бензином (за исключением авиационного), дизельным топливом;
- импортируют подакцизные товары на территорию РК;
Объекты обложения акцизами представлены в таблице 2.