Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:12, реферат
Корпоративная облига́ция — облигация, выпускаемая корпорациями (юридическими лицами) для финансирования своей деятельности. Как правило, корпоративная облигация является долгосрочным долговым инструментом со сроком погашения более года.
Рынок корпоративных ценных бумаг как один из сегментов финансовой системы является неотъемлемым элементом жизнеспособной рыночной экономики
1. Корпоративные облигации. Рынок корпоративных ценных бумаг как один из сегментов финансовой системы.
2. Виды корпоративных облигаций
3. Рынок корпоративных облигаций в Республике Беларусь. Пути и перспективы его развития
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО
«ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
финансов
РЕФЕРАТ
на
тему: Корпоративные
облигации
слушатель
ФПК, ПБ-1101 О.В. Шешолко
Проверила Н.Л.
Давыдова
ПИНСК 2011
Содержание
Корпоративная облига́ция — облигация, выпускаемая корпорациями (юридическими лицами) для финансирования своей деятельности. Как правило, корпоративная облигация является долгосрочным долговым инструментом со сроком погашения более года.
Рынок корпоративных ценных бумаг как один из сегментов финансовой системы является неотъемлемым элементом жизнеспособной рыночной экономики.
Для финансирования текущих затрат и будущих проектов корпорации необходимы средства. В этом случае корпорация прибегает к их заимствованию через выпуск облигационных займов. Размещение облигационных займов осуществляют инвестиционные дилеры (посредники). Они могут выкупить у эмитента весь заем с целью перепродажи своим клиентам. Выпуск облигаций - это более дешевый способ финансирования, чем выпуск акций , так как по закону процент по облигациям выплачивается из прибыли до налогообложения.
Облигации
являются способом привлечения крупных
объемов долгосрочного заемного
финансирования. Поэтому закономерно,
что эмитентами корпоративных облигаций
являются как раз те, кто в таком
финансировании нуждается - крупные
предприятия, имеющие стабильный бизнес.
Это, прежде всего крупные предприятия
добывающей и обрабатывающей промышленности,
компании по оказанию коммунальных услуг,
а также финансовые институты - в
первую очередь банки. Облигации
редко применяются
Облигации никогда не служат инструментом финансирования малого бизнеса. Это финансовый инструмент для крупных и, возможно, средних предприятий. В каждой стране есть некая минимальная величина, делающая выпуск облигаций рентабельным. Для американского рынка эта величина составляет порядка 50 млн. долл., во Франции - порядка 10 млн., в Бразилии и Перу она составляет порядка $5 млн.
Для того чтобы облигации применялись как финансовый инструмент, на них должен быть спрос. Спрос на облигации предъявляют инвесторы - то есть субъекты экономики, имеющие временно свободные денежные средства. При этом в большинстве случаев у инвесторов существует достаточно большой выбор альтернатив вложений своих средств - банковские депозиты, покупка акций, покупка иностранной валюты и золота, недвижимости и т. д. Ниже мы рассмотрим факторы, определяющие покупку инвестором именно облигаций, а не других инструментов.
Можно выделить следующие основные группы инвесторов, приобретающих корпоративные облигации:
- Банки
- Небанковские финансовые
- Частные инвесторы
- Корпоративные инвесторы
По сравнению с инвестициями в акции инвестиции в облигации ориентированы на более консервативный круг, соответственно и структура держателей облигаций несколько иная, нежели держателей акций. Облигации в долгосрочном периоде времени являются далеко не самым доходным инструментом. За период 1970- 1990 годов (20 лет) средняя доходность облигаций в США составила 9,53% годовых, что заметно ниже доходности вложений в акции (12,32%), золото и антиквариат за аналогичный период.
Почему же тем не менее облигации пользуются спросом у инвесторов? Тому есть ряд причин:
1.
Низкий риск. Держатели надежных
облигаций могут с большой
долей вероятности быть
2.
Удобство вложений. Золото и антиквариат
также представляют собой
Покупка
корпоративной облигации во многом
эквивалентна выдаче кредита. При этом,
однако, выдача кредита обычно предпочтительна
для банков, поскольку кредит в
большинстве случаев выдается банками
своим клиентам, с которыми у банков
имеются длительные связи, и имеется
возможность осуществлять мониторинг
их деятельности. В отличие от банков
другие группы финансовых институтов,
такие как страховые компании
и инвестиционные фонды, не имеют
возможности заниматься прямым кредитованием.
Более того, они не осуществляют
расчетно-кассового
Действующее белорусское законодательство предусматривает выпуск как обеспеченных так и необеспеченных корпоративных облигаций. При этом, выпуск необеспеченных - достаточно ограничен для применения. Требование обеспеченности выпускаемых облигаций является значительным недостатком существующей системы правового регулирования и во многом нивелирует преимущества использования долговых ценных бумаг по сравнению с банковским кредитом.
Первый выпуск корпоративных облигаций в Республике Беларусь был осуществлен в конце 1997 г. белорусско-британским совместным предприятием "Белпаркет",| которое остро нуждалось в оборотных средствах в первый год своего существования. При этом необходимо заметить, что 5000 облигаций на сумму, эквивалентную 178,2 тыс. дол. США, на дату начала открытой продажи 10.10.1997 г. были размещены в основном среди
работников предприятия, поэтому нередко в печати этот выпуск называют закрытым.
Среди
особенностей выпуска — относительно
длительный срок обращения (более одного
года), а также льготы, предложенные
держателям облигаций: возможность
приобретать продукцию
В 2002 г. и 2003 г. строительная компания "Трест Промстрой" разместила первые в истории белорусского фондового рынка жилищные облигации. Срок обращения ценных бумаг обоих выпусков не превышал одного года, а объем выпусков составил 520 и 887,7 тыс. дол. США\( в валютном эквиваленте по официальному курсу Национального банка на день размещения). Доход по жилищным облигациям не выплачивался, а погашение осуществлялось, как правило, через передачу инвестору построенного жилого объекта, определенного в проспекте эмиссии, или по номинальной стоимости, проиндексированной с учетом инфляции за период обращения.
Таким
образом, до начала 2004 г. в Республике
Беларусь было произведено только три
выпуска корпоративных
В феврале 2004 г. ОАО "Джем-банк" были выпущены облигации со сроком обращения 366 дней на сумму, эквивалентную 556 586 дол. США. Доходность по ним определялась как ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на 01.02.2004 г. минус 2 процентных пункта.
Только
фиксация дохода, выплачиваемого по облигациям,
на весьма высоком уровне — 26% годовых
на протяжении всего срока обращения
облигаций, а также прогнозы Национального
банка по снижению ставки рефинансирования
до 14-18% к концу года позволили
сделать корпоративные
Освобождение Указом Президента Республики Беларусь "Об освобождении доходов, полученных физическими лицами в виде процентов по облигациям открытого акционерного общества "Сберегательный банк "Беларусбанк", от обложения подоходным налогом" от 29.12.2004 г. позволило этому банку осуществить несколько выпусков облигаций для физических лиц на предъявителя/и привлечь на срок более одного года определенный объем денежных ресурсов. Однако необходимо отметить, что выпуск таких облигаций нельзя признать значительным шагом в развитии рынка корпоративных ценных бумаг.
ОАО "Белгазпромбанк" 06.10.2005 г. разместил через ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" облигации своего первого выпуска для юридических лиц. Номинальная стоимость этих ценных бумаг составляет 100 тыс. белорусских рублей, вид облигаций — именные неконвертируемые дисконтные бездокументарные в виде записей на счетах, срок обращения — 180 дней с даты начала размещения, способ размещения — открытая продажа на аукционе в системе ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа". Общая сумма эмиссии облигаций составила 10 млрд белорусских рублей. На аукционе спрос превысил предложение и составил 11 млрд белорусских рублей. Доходность по цене отсечения составила 13,33% годовых. Исходя из данной ставки отсечения, банк привлек денежных средств на сумму 8,419 млрд белорусских рублей и ставка доходности по средневзвешенной цене составила 13,19% годовых. В январе 2006 г. облигации ОАО "Белгазпромбанк" включены в Ломбардный список ценных бумаг, принимаемых в залог по кредитам, выдаваемым банкам Национальным банком в порядке их рефинансирования.