Контрольно-ревизионное управление Министерства Финансов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль — это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. Соответственно государственный финансовый контроль — это финансовый контроль, осуществляемый государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан. Основной целью государственного финансового контроля является контроль за исполнением бюджета, поскольку последний представляет собой форму образования и расходования общественных средств для обеспечения деятельности органов власти по проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов Российской Федерации.

Содержание

Введение____________________________________________________2
Глава I. (Теоретическая часть)
Роль. Функции. Задачи Контрольно-ревизионного
управления Министерства финансов Российской Федераци _________5
Роль. Функции. Задачи Контрольно-Ревизионного
управления Республики Башкортостан___________________________9
Необходимость расширения функций финансового контроля_______14
Правовое обеспечение контроля за исполнением
федерального бюджета _______________________________________18
Глава II. (Практика)
Результаты проверки соблюдения бюджетного
законодательства при осуществлении
бюджетного процесса за 2009 год______________________________25
Заключение.________________________________________________28
Приложение 1______________________________________________30
Приложение 2______________________________________________32
Список используемой литературы___________________

Работа содержит 1 файл

вся.docx

— 77.49 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение____________________________________________________2

     Глава I. (Теоретическая часть)

     Роль. Функции. Задачи Контрольно-ревизионного

     управления  Министерства финансов Российской Федераци _________5

     Роль. Функции. Задачи Контрольно-Ревизионного

     управления Республики Башкортостан___________________________9

     Необходимость расширения функций финансового  контроля_______14

     Правовое  обеспечение контроля за исполнением

     федерального  бюджета _______________________________________18

     Глава II. (Практика)

     Результаты  проверки соблюдения бюджетного

     законодательства  при осуществлении

     бюджетного  процесса за 2009 год______________________________25

     Заключение.________________________________________________28

     Приложение 1______________________________________________30

     Приложение 2______________________________________________32

     Список используемой литературы_____________________________34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Финансовый  контроль — это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных  государством и собственниками. Соответственно государственный финансовый контроль — это финансовый контроль, осуществляемый государственными органами или от имени  государства в целях обеспечения  единой государственной финансовой политики и финансовых интересов  государства и его граждан. Основной целью государственного финансового  контроля является контроль за исполнением  бюджета, поскольку последний представляет собой форму образования и  расходования общественных средств для обеспечения деятельности органов власти по проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов Российской Федерации.

     Органами  финансового контроля называют органы, специально создаваемые для осуществления  контрольных полномочий, либо органы исполнительной власти, на которые  наряду с их основными задачами возлагаются  контрольные функции в соответствующей  отрасли финансовой сферы. Конкретные полномочия и функции каждого  органа устанавливаются при его  создании нормативным документом-законом, постановлением, положением о данном органе. Государственный финансовый контроль осуществляют Счетная палата Российской Федерации, Контрольное  управление Президента Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная  таможенная служба, Центральный Банк Российской Федерации, Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, главные распорядители, распорядители  бюджетных средств.

     До  весны 2004 года в структуре Минфина  существовал Департамент финансового  контроля, который назывался Контрольно-ревизионное  управление - КРУ Минфина России. Но в ходе административной реформы было принято принципиальное политическое решение о том, что надзорные, контрольные и иные не правоустанавливающие структуры выделяются из министерств и преобразуются в независимые организации: соответственно, в федеральные службы (надзоры) и федеральные агентства - организации, оказывающие платные услуги населению. Поэтому было принято решение о выделении КРУ и Департамента валютного контроля из системы Минфина России и их преобразовании, слиянии в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.

     Динамика  основных показателей работы государственных  органов финансового  контроля и  Контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации свидетельствует о  том, что количество и суммарное  денежное выражение финансовых нарушений  из года в год растет. Одной из главных причин такого положения  является слабость законодательной  базы, бессистемность и правовая неопределенность финансового контроля.

       Актуальность проблемы не вызывает  сомнения, но также очевидно, что  государственный финансовый контроль  сегодня на перепутье. В работе  над единой концепцией государственного  финансового контроля в Российской  Федерации наметились два направления.  Контрольно-ревизионные органы Минфина  России и Минфин в целом  являются сторонниками эволюционного  развития системы контроля. Необходимо  ясное понимание того, что государственный  финансовый контроль состоит  из непосредственно контрольно-ревизионной  работы и оперативного и адекватного  реагирования на выявленные финансовые  нарушения. С контрольно-ревизионной  работой особых проблем нет.  Есть квалифицированные кадры,  есть методологии и есть результат.  Значительно хуже, пока, обстоят  дела со второй составляющей  государственного финансового контроля - оперативным и адекватным реагированием  на выявленные финансовые нарушения. 

     Именно  здесь надо исправлять ситуацию, создавать  условия для эффективной работы.

     Цель  работы – изучение роли Контрольно-Ревизионного Управления  в контроле за целевым использованием бюджетных средств. Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:

     1) указать полномочия КРУ;

     2) определить роль КРУ;

     3) показать взаимодействие КРУ с другими контрольными органами;

     4) выявить полномочия территориальных  органов КРУ на территории  Республики Башкортостан;

     5) охарактеризовать контрольную деятельность КРУ.

     Задача  работы - выявить проблемы и найти  решения правового характера  для эффективной работы по контролю за исполнением федерального бюджета.

     Объект  исследования – деятельность Контрольно-Ревизионного Управления.

     Предмет исследования – контроль за целевым использованием бюджетных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА I.

       РОЛЬ. ФУНКЦИИ. ЗАДАЧИ. КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     Развитие  рыночных отношений в России, появление  акционерных, арендных предприятий, коммерческих банков и других хозяйственных структур, присущих рынку, потребовало коренной реорганизации системы финансового  контроля. [Приложение 1] [13; С. 687]

     На  базе контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации были созданы Территориальные  управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, которые стали осуществлять функции по контролю и надзору  в финансово-бюджетной сфере и  функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов  Российской Федерации.

     В связи с тем, что управления валютного  контроля имели статус региональных управлений, они находились не в  каждом субъекте Российской Федерации. Поэтому в первую очередь вновь  созданные Территориальные управления Росфиннадзора столкнулись с проблемой, связанной с необходимостью комплектования своих штатов специалистами по валютному контролю. «Кадровый голод» не должен был повлиять на осуществление одной из основных функций территориальных управлений, поэтому многие руководители территориальных управлений приняли в то время решение о переподготовке и повышении квалификации имеющихся сотрудников. [16; С. 60]

     Отличительной особенностью вновь созданных территориальных  управлений Росфиннадзора от контрольно-ревизионных управлений Минфина России в части осуществления бюджетного контроля стало то, что территориальные управления Росфиннадзора перестали контролировать средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. [2; С. 24]

     С 2004 года территориальные управления Росфиннадзора осуществляют финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, а также бюджетных кредитов и ссуд.

     За  достаточно короткое время существования  Федеральной службы финансово-бюджетного надзора произошло довольно много  изменений в нормативно-правовых актах, неизменным оставалось внимание государства к функциям Росфиннадзора по осуществлению им финансового и валютного контроля на всей территории России.

     При общем уменьшении ограничений в  проведении валютных операций законодательством  были пересмотрены санкции за нарушения  валютного законодательства. Устанавливается  конкретная ответственность за несоблюдение правил и норм при осуществлении  валютных операций и представлении  форм учета и отчетности по этим операциям, а также за нарушения  единых правил оформления паспортов  сделок. [2; С. 25]

     Причем  административная ответственность  за нарушения валютного законодательства становится очень существенной, что  заставляет участников внешнеэкономической  деятельности серьезнее относиться к исполнению публично-правовых обязанностей, установленных нормами права. Для органов Росфиннадзора изменения валютного законодательства Российской Федерации обернулись увеличением количества возбуждаемых дел об административных правонарушениях и, как следствие, увеличением нагрузки, что потребовало для отдельных территориальных управлений (находящихся в центрах внешнеэкономической активности резидентов) пересмотра штатных расписаний и усиления направления деятельности по валютному контролю. [2; С. 27]

     Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

     1) проведение ревизий и проверок  правомерности и эффективности  использования средств федерального  бюджета, средств государственных  внебюджетных фондов и материальных  ценностей, находящихся в федеральной  собственности, на территории  Российской Федерации и за  рубежом, а также осуществление  таких ревизий и проверок по  мотивированному обращению руководителей  правоохранительных органов федерального  уровня и руководителей правоохранительных  органов субъектов Российской  Федерации;

     2) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений  законодательства Российской Федерации  в финансово-бюджетной сфере;

     3) осуществление надзора за исполнением  законодательства Российской Федерации  о финансово-бюджетном контроле  и надзоре органами финансового  контроля федеральных органов  исполнительной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления;

     4) осуществление в пределах своей  компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

     5) организация с участием агентов  валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных  органов исполнительной власти  проверок полноты и правильности  учета и отчетности по валютным  операциям, а также по операциям  нерезидентов, осуществляемым в  валюте Российской Федерации;

     6) организация формирования и ведения  единой информационной системы  контроля и надзора в финансово-бюджетной  сфере. [1]

     С 2006 года в полномочия Федеральной  службы финансово-бюджетного надзора  входит контроль за проведением государственных закупок, осуществляемыми бюджетными учреждениями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
     РОЛЬ. ФУНКЦИИ. ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.      
     
      

 
     Контрольно-ревизионное  управление является структурным подразделением Счетной палаты Республики Башкортостан. 

     Контрольные полномочия управления распространяются на все государственные органы (в  том числе их аппараты) и учреждения в Республике Башкортостан, на внебюджетные фонды Республики Башкортостан, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения  вне зависимости от видов и  организационно-правовых форм, если они  получают, перечисляют, используют средства из бюджета Республики Башкортостан или используют республиканскую собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные законодательством Республики Башкортостан или органами государственной власти РБ налоговые и иные льготы и преимущества. [12; С. 368]

     На  деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия распространяются в части, связанной  с получением, перечислением или  использованием ими средств бюджета  Республики Башкортостан, использованием республиканской собственности  и управлением ею, а также в  части предоставленных законодательством  Башкортостана или органами государственной  власти РБ государственных гарантий, налоговых и иных льгот и преимуществ. [12; С. 368]

     Одной из основных задач контрольно-ревизионного управления является осуществление  контроля за полнотой и своевременностью возмещения ущерба в бюджет республики, нанесенного в результате нецелевого и неэффективного использования государственных средств министерствами, ведомствами и иными организациями и учреждениями. По итогам контрольных мероприятий в адрес Министерства финансов РБ, распорядителей средств республиканского бюджета, иных участников бюджетного процесса, глав муниципальных образований республики и руководителей Советов муниципальных образований направляются представления и информационные сообщения. [2; С. 27]

     Счетной палатой используются все предоставленные  действующим законодательством  возможности по устранению негативных последствий финансовых нарушений, возврату средств, использованных не по целевому назначению. [2; С. 27]

     В состав управления входят три отдела: текущего, оперативного и регионального  контроля.

     
      

 
     
      

 
 

     Основные  задачи отделов контрольно-ревизионного управления:

     1. осуществляет контроль  и надзор: за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре [20; С.212];

     2. осуществляет функции  получателя средств федерального  бюджета, предусмотренных на содержание  территориального управления и  реализацию возложенных на территориальное управление функций;

     3. осуществляет прием  граждан, обеспечивает своевременное  и полное рассмотрение устных  и письменных обращений граждан,  принятие по ним решений и  направление заявителям ответов  в установленный законодательством  Российской Федерации срок;

     4. осуществляет в  рамках своей компетенции производство  по делам об административных  правонарушениях в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

     5. обеспечивает мобилизационную  подготовку территориального управления;

     6. организует профессиональную подготовку работников территориального управления, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

     7. представляет в  Федеральную службу финансово-бюджетного  надзора аналитическую информацию  по результатам контрольных мероприятий  и предложения по совершенствованию  законодательства Российской Федерации  в финансово-бюджетной сфере,  а также планы контрольной  работы территориального управления  и отчеты о деятельности территориального  управления;

     8. обеспечивает соответствующий  режим хранения и защиты полученной  в процессе деятельности территориального  управления информации, составляющей  государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну,  тайну связи и иной конфиденциальной  информации;

     9. осуществляет в  соответствии с законодательством  Российской Федерации работу  по комплектованию, хранению, учету  и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности  территориального управления;

     10. проводит в установленном  порядке конкурсы и заключает  государственные контракты на  размещение заказов на поставку  товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для нужд территориального управления;

     11. участвует в  формировании и ведении единой  информационной системы контроля  и надзора в финансово-бюджетной  сфере;

     12. оказывает методологическую  помощь контрольным и финансовым  органам исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления по  вопросам контроля и надзора  в финансово-бюджетной сфере;

     13. осуществляет по  поручениям Федеральной службы  финансово-бюджетного надзора иные  функции в установленной сфере  деятельности, если такие функции  предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами  Президента Российской Федерации  или Правительства Российской  Федерации. [11; С. 352]

     В соответствии с поставленными задачами была разработана и утверждена структура  Управления, включающая 5 отделов:

     1.Организационно-аналитический  отдел; 

     2.Отдел  ревизии организаций соцсферы и госсаппарата;

     3.Отдел  контроля за использованием бюджетных средств в организациях оборонного комплекса и правоохранительных органов;

     4.Отдел  контроля за использованием бюджетных средств, выделяемых отраслям экономики, и ревизий хозяйствующих субъектов;

     5.Отдел  учета, отчетности и хозяйственно-правового  обеспечения.

       Фактически задача Управления  значительно шире круга, предусмотренного  бюджетным законодательством, и  в части неправомерного расходования  средств бюджетов, других финансовых  нарушений, причиненного ущерба  зачастую перекликается с задачами  текущего контроля, который осуществляется  в ходе рассмотрения отдельных  вопросов исполнения бюджетов  и вытекает из нарушения в  основном гражданского, трудового  права. [2; С. 28]

     И все-таки одной из первоочередных задач  Управления является возмещение причиненного государству ущерба. Только за 1 полугодие 2010 г. в результате применения всех форм восстановления средств, использованных с нарушением законодательства в финансово-бюджетной сфере, возмещено 16624 тыс. руб., из них добровольно возмещено 16544 тыс. руб. Правоохранительным органам передано 18 материалов ревизий, из них 2 материала (на сумму 29486 тыс. руб.) передано по инициативе Управления. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     НЕОБХОДИМОСТЬ РАСШИРЕНИЯ ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ. 

     В последнее 20 лет всё больше ощущается  необходимость разработки общей  концепции финансового контроля, охватывающий одновременно государственный  финансовый контроль (ГФК), аудит, а  также внутренний, муниципальный  и общественный финансовый контроль.

     Первым  шагом в этом направлении стало, как известно, создание в 1990 г. государственной  налоговой системы. В настоящее  время это довольно мощная служба финансового контроля с числом работников свыше 80 тысяч человек, призванная обеспечить действенный контроль за полнотой и своевременностью перечисления налога в бюджет всеми юридическими и физическими лицами. Этой службе Верховным Советом республики предоставлены широкие правовения, несвоевременное их перечисление, неудовлетворительное ведение бухгалтерского учета и т.д. [18]

     Однако  создание налоговой службы не исчерпывает  всех проблем укрепления финансовой дисциплины. Необходим не только контроль за полнотой поступления в бюджет доходов, но и тщательная проверка эффективности использования бюджетных средств, а также собственных финансовых ресурсов на каждом предприятии и в организации. В связи с этим только в текущем году были образованы Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете Российской Федерации и Контрольное Управление при Президенте России.

     Помимо  этих органов в стране продолжают действовать ведомственный финансовый контроль и контрольно-ревизионные  службы Министерства финансов России (КРУ).  [5; С. 54]

     Таким образом, уже сейчас создано достаточное  число контролирующих органов. Однако, если между Контрольным Управлением при Президенте и КРУ Министерства финансов установлены тесные контакты и их работа координируется составлением совместного плана проверок, то между другими контрольными органами никакой координации не осуществляется и каждый работает по своим планам. Хуже того, никто не оказывает помощи и содействия в работе ведомственного контрольного аппарата, который в некоторых министерствах, госкомитетах и объединениях практически ликвидирован или преобразован в другие службы. [5; С. 54]

     В этих условиях основная тяжесть осуществления  государственного финансового контроля легла на Контрольно-ревизионное  управление Министерства финансов Российской Федерации и его органы на местах.

     Только  в детективных романах и фильмах  следователи сами анализируют финансовые документы, проводят проверки и доводят  дело до суда. В жизни все по-другому. Пока не будет проведена ревизия  или проверка финансово-хозяйственной  деятельности специалистами-ревизорами никакое дело об экономическом преступлении до суда доведено быть не может. Поэтому, если мы хотим бороться с организованной экономической преступностью, надо укреплять не только подразделения  правоохранительных органов, но и государственный  контрольно-ревизионный аппарат, укреплять  его численно, организационно, упорядочить  систему оплаты труда. [15; С. 47]

     Поэтому ни в коем случае нельзя допустить  развала государственного финансового  контроля, и прежде всего, следует повысить роль Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации и его органов на местах. Естественно, что исходя из современных задач, следует пересмотреть положение об этом органе и сосредоточить основное его внимание на проведении ревизий и проверок сохранности денежных средств и материальных ценностей, законности и эффективности использования бюджетных средств по всем направлениям и видам расходов, в том числе в иностранной валюте. Необходимо создать в составе этих органов специальные отделы для проведения ревизий и проверок по просьбам следственных и судебных органов.

     Наряду  с укреплением государственного финансового контроля развитие рыночных отношений, прежде всего акционерных форм собственности, вызывает необходимость создания хозрасчетных органов финансового контроля (аудита). Создание в республике сети аудиторских фирм позволит внедрить подлинно экономические принципы финансового контроля, основанные на договорных платных партнерских взаимоотношениях между аудиторами и проверяемыми ими акционерными фирмами. [14; 276]

     В настоящее время, в России, аудиторские фирмы организованы практически во всех крупных городах. Уже имеется свыше тысячи аудиторских фирм. Причем некоторые из них, такие как "Минаудит", "Росаудит", "Мосаудит" и другие, работают весьма успешно. В Москве и Санкт-Петербурге под видом совместных предприятий открыли свои филиалы и активно внедряются на аудиторском рынке крупнейшие аудиторские фирмы Великобритании, США, Германии и других стран.

     Проводится  определенная работа по подготовке аудиторов. Здесь активную роль играют крупнейшие высшие экономические учебные заведения; организованы курсы в Уфе, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и многих других городах республики.

     Аудиторские фирмы как наши, так и зарубежные, оказывают акционерным обществам  консультации управленческого характера, услуги по исчислению налогов, учетной  деятельности (подготовка финансовой отчетности по заказам), практическому  счетоводству (ведение регистров  и журналов). [5; С. 54]

     Дальнейшее  становление и развитие аудита сдерживается из-за отсутствия Закона об аудиторской  деятельности в Российской Федерации. Между тем, в проекте Закона, разработанном  Минфином России совместно с другими  республиканскими ведомствами еще  в начале 1992 г., предусмотрен целый  ряд жизненно важных положений, необходимых  для цивилизованного становления  аудита в республике, таких как "Общие  условия создания аудиторской службы", "Порядок проведения аудита", "Права  и ответственность аудиторов" и др. [5; С. 54]

     Принятие  Закона позволит приступить к разработке других законодательных актов и  положений, таких как Закон об этике аудитора, необходимых стандартов, тарифов на аудиторские услуги, порядка  выдачи лицензий. Принятие закона позволит нашему аудиту выйти и на международную  арену, наладить, уже официально, связи  с ассоциациями аудиторов и ревизоров  других стран, более активно использовать в наших условиях зарубежный опыт, наработки теории и практики внешнего и внутреннего аудита.

     Помимо  решения сопутствующих задач, напрашивается  и другое расширение финансового  контроля – за нефинансовой деятельностью  проверяемых. В ней тоже есть важные стороны, нуждающиеся, с народно-хозяйственных  позиций, в контролировании. При  аудите – это различные нефинансовые показатели, такие, как производство важнейший видов продукции в  натуральном выражении, количество занятых и т. д. А при проверке органами ГФК больницы или системы  скорой помощи города – показатели качества медицинского обслуживания (время  его ожидания, результативность и  др.). Создавать для нефинансового  контроля специальные структуры (помимо аудиторских фирм, органов ГФК  и тд.) врядли целесообразно. Логично в перспективе именно на них возложить такой контроль.

     Поэтому существует – и в дальнейшем будет  всё больше набирать обороты –  тенденция расширения финансового  контроля до информационного, в рамках которого контролировалась бы вся существенная информация (за исключением действительно  конфиденциальной т т.п.), порождаемая в проверяемой организации и необходимая для принятия решений её контрагентом на различных уровнях народного хозяйства. Но основная роль в информационном контроле в обозримой перспективе будет принадлежать финансовому контролю. [5; С. 54] 

     ПРАВОВОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА. 

     Бюджетная система Российской Федерации –  многоуровневая структура.

     Первый  уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, второй уровень – бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных  внебюджетных фондов, третий уровень  – местные бюджеты. На всех уровнях  самостоятельно и независимо друг от друга разрабатываются и утверждаются законы о бюджете и об исполнении бюджета на текущий финансовый год. Каждый из этих уровней состоит из представителей законодательной и  исполнительной власти, получателей  бюджетных средств и контролирующих органов, которые являются участниками  бюджетного процесса.

     Бюджетный процесс представляет собой систему  действий органов государственной  власти, органов местного самоуправления и других организаций по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов в доходной и расходной части, а также по контролю за их исполнением. На всех трех уровнях предусматривается независимый контроль. [17; С. 71]

     В настоящие время приоритетной нормой права, регламентирующей деятельность Управления по осуществлению контролирующих функций, является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Пункт 3 Статьи 157 Бюджетного кодекса РФ говорит о  том, что полномочия органов государственного финансового контроля определяются настоящим Кодексом, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного финансового контроля соответствующих  органов исполнительной власти. Статья 265 БК РФ делит этот контроль на предварительный, текущий и последующий. [6; С. 256; 415]

     Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета, то есть в то время, когда  финансово-хозяйственная операция уже совершилась и нашла своё отражение в бухгалтерском учете  учреждения.

     Статья 268 БК РФ закрепляет за Министерством  финансов Российской Федерации осуществление  внутреннего контроля за использованием средств главными распорядителями (министерства, ведомства, субъекты Федерации и закрытые территориальные образования), распорядителями (территориальные органы министерств и ведомств, исполнительные органы власти субъекта Федерации) и получателями бюджетных средств (бюджетные учреждения, организации и предприятия).[10; С. 417]

     Одним из нормативных актов, предусмотренным  Статьей 157 БК РФ, является постановление  Правительства Российской Федерации от 6 августа 2003 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской федерации». [9]

     Согласно  этому постановлению, являясь территориальным  органом Министерства финансов Российской Федерации, КРУ соответственно является участником бюджетного процесса, обладая  при этом определенными правами  и обязанностями.

     В контроле за исполнением федерального бюджета существует ещё много нерешённых вопросов. Главная причина – несовершенство законодательной базы. До сих пор нет федерального закона, определяющего правовые основы контроля. Нормативно-правовая база действующих органов контроля за исполнением федерального бюджета неоднородна и противоречива. Постановления Правительства РФ и приказы Министерства финансов РФ оказываются на практике порой более значимыми, чем Бюджетный кодекс РФ или Федеральный закон «О Счётной палате Российской Федерации». Следствием является отсутствие правовых и методологических основ осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. [7; С. 45]

     В настоящее время главным условием улучшения контроля за исполнением федерального бюджета является задача укрепить и сделать более чёткой и однозначной правовую базу органов государственного финансового контроля. Значительных доработок требует Бюджетный кодекс РФ.

     В частности, рзд. IX Бюджетного кодекса РФ «Государственный и муниципальный финансовый контроль», целесообразно представить в новой редакции, в которой необходимо дать как чёткое определение внешнего, внутреннего и ведомственного контроля, так определить соответствующие им органы государственного финансового контроля, осуществляющие указанные виды контроля. [8; С. 14]

     В частности, правовыми основами внешнего финансового контроля должны являться: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон «О Счётной палате Российской Федерации», внутреннего – Бюджетный кодекс РФ, нормативно-правовые акты Правительства РФ, нормативные акты Минфина РФ, ведомственного – регламенты, уставы деятельности структурных подразделений, органов внутреннего финансового контроля.

     Следует отдельно определить задачи внутреннего  контроля: разработка и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составление бюджетной отчётности и ведения бюджетного учёта, а также подготовку и организацию, осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств. [7; С. 45]

     В статьях, устанавливающих методы финансового  контроля, следует указать координацию  деятельности по нормативно-правовому  и методологическому обеспечению  контроля за исполнением федерального бюджета между Счётной палатой РФ и Правительством РФ. Также должны найти отражение понятие проведения ревизий и проверок. [8; С. 14]

     Систему органов финансового контроля следует  определить: органами внешнего финансового контроля является Счётная палата РФ и средства на её содержания предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Органами внутреннего финансового контроля является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральное Казначейство.

     В статье, отражающей проведение финансового контроля законодательными (представительными) органами государственной власти, следует отразить понятие текущего и последующего контроля за исполнением бюджетов законодательных (представительных) органов государственной власти. [8; С. 14]

     Статья, отражающая финансовый контроль, осуществляемый органами государственного внешнего финансового  контроля, должна быть детализирована. То есть содержать: область контроля (контроль за исполнением федерального бюджета), контроль по времени осуществления контрольных действий (текущий и последующий), а также форму осуществления внешнего финансового контроля: проверка своевременного исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета по объёмам, структуре и целевому назначению, определение эффективности и результативности использования средств федерального бюджета, проверка бюджетной отчётности об исполнении федерального бюджета, контроль за осуществлением ведомственного и финансового контроля в структурных подразделениях органов внутреннего финансового контроля. При этом следует учесть необходимость предоставления органов государственного внешнего контроля органами исполнительной власти любой необходимой информации, включая сведения, содержащие государственную и иную законом тайну, в пределах их компетенции, установленной Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами РФ. [8; С. 14]

     Статья, отражающая финансовый контроль, осуществляемый органами государственного внутреннего  финансового контроля, также должна быть детализирована. Она должна содержать область контроля (контроль за порядком исполнения федерального бюджета, контроль за использованием средств главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, а также контроль за ведением бюджетного учёта и бюджетной отчётности), контроль за временем осуществлением контрольных действий (текущий и последующий). [8; С. 14]

     В статье, отражающей ведомственный контроль, должны быть указаны полномочия, компетенция и область контроля органов ведомственного контроля, то есть главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. [8; С. 14]

     Кроме того, нужно ввести в Бюджетный  кодекс РФ понятие «бюджетный контроль», а не использовать в его отношении «финансовый контроль», который не позволяет законодательно отразить специфику его проявления и чётко разграничить без пересечения и дублирования полномочия и компетенцию органов в сфере контроля за исполнением бюджета, в том числе федерального. [8; С. 14]

     Необходимо  ввести уточнения в Бюджетный  кодекс РФ, в Положение о Минфине  РФ, отражающие полномочия данного  органа в лице его отраслевых департамента в части текущего контроля за составлением и ведением сводной бюджетной росписи федерального бюджета.

     Кроме того, в целях повышения результативности и эффективности мер, принимаемых  по итогам проведённых Счётной палаты проверок по исполнению федерального бюджета, целесообразно повысить статус и расширить полномочия счётной  палаты, внеся следующие изменения  в Бюджетный кодекс РФ и Федеральный  закон «О Счётной палате Российской Федерации»:

     Предоставление  ей права бесспорного, безакцептного  списания средств со счетов, нарушителей  бюджетной дисциплины и направления  указанных средств в федеральный бюджет, в тех случаях, когда представления и предписания не выполняются, а предусмотренные законом меры по приостановлению всех видов финансовых, платёжных и расчётных операций нарушителей могут быть преждевременными. [8; С. 15]

     Усиление  ответственности должностных лиц  органов государственной власти РФ и правоохранительных органов  РФ за полное и качественное исполнение обращений, представлений и предписаний  Счётной палаты РФ. [8; С. 16]

     Установить  Счётную палату РФ как «высший» орган  государственного финансового контроля с особым статусом и закрепить  её как орган «внешнего» контроля по отношению к собственно органам  исполнительной власти, согласно международной  терминологии. [8; С.16]

     В связи с этим необходимо внести соответствующую  статью Регламента Счётной палаты РФ дополнений, обязывающие инспекторов  Счётной палаты РФ, в ходе контрольных мероприятий, отражать ущерб при использовании средств федерального бюджета и федеральной собственности, от непоступления налогов и других платежей в федеральный бюджет, с учётом действующего законодательства  и судебной практики всесторонне отражать (в актах проверок) содержание ущерба и достоверно рассчитывать размер причинённого ущерба. [19; С. 432]

     Положения о независимости Счётной палаты РФ, её членов, подчинённости их только Конституции РФ и Федеральному закону о Счётной палате, следует закрепить  в Конституции РФ, а также уточнить и конкретизировать путём внесения соответствующих дополнений и изменений  в действующий федеральный закон  «О Счётной палате Российской Федерации». [7; С. 47]

     Следует отметить, что в целях решения  перечисленных проблем целесообразно, в первую очередь, сформировать и  усовершенствовать соответствующую  нормативно-правовую базу по обеспечению координации деятельности органов, осуществляющих государственные контрольные функции. На этой основе принять решение оптимизации организационно-штатных структур контрольных инстанций, унификаций полномочий контрольно-надзорных органов в сфере контроля за исполнением федерального бюджета и совершенствовании методического обеспечения. Внесение изменений в российское законодательство (в Бюджетный кодекс РФ, федеральный закон «О Счётной палате РФ» и другие акты) в части уточнения общих принципов финансового контроля за исполнением федерального бюджетов облегчит их правоприменение. Вышеуказанные правовые акты позволят исключить многочисленные юридические коллизии, возникающие между различными нормативными актами, а также внутри самих актов, создаваемых при отсутствии единых правил и принципов. [7; С.48]

     
      

 
     
      

  
 
     
      

Информация о работе Контрольно-ревизионное управление Министерства Финансов РФ