Контрольная работа по "Финансы и кредит"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:06, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеет государственный кредит.
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Содержание

Вопрос 1. Развитие форм государственного кредита в современных условиях………………………………………………………………………..3
Вопрос 2. Сущность финансов……………………………………………….12
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Вопрос 1.docx

— 34.08 Кб (Скачать)

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт  экономики и управления

Кафедра финансов и бухгалтерского учёта 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Финансы и кредит»

Вариант 1 
 
 
 
 

Выполнил  студент

Гр. ЗЭУм-317с

Борисова  О.А. 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2012

Содержание 

Вопрос 1. Развитие форм государственного кредита в современных условиях………………………………………………………………………..3

Вопрос 2. Сущность финансов……………………………………………….12

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 1. Развитие форм государственного кредита в современных условиях 

Сущность  и значение государственного кредита

В настоящее  время огромное значение для нормального  функционирования всей экономической  системы в целом имеет государственный  кредит.

       Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

       Деятельность  государства как заемщика средств в количественном отношении является преобладающей.

       Деятельность  государства как кредитора –  в количественном отношении значительно  ниже.

       Деятельность  государства как гаранта проявляется  в тех случаях, когда государство  берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими  и юридическими лицами.

     Развитие  государственной формы кредита  имеет длительную историю. Такая  форма кредита возникла с появлением государства, которая начала использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. С установлением международных  связей между различными странами рядом с внутренним государственным кредитом начинает развиваться система международного государственного кредитования.

     Система государственного кредита в ее современном  понимании (государственные займы, казначейские обязательства и т.п.) возникло в XVII-XVIII вв. сначала в Голландии, Испании и Великобритании, а затем  и в других западных странах. Государственные  займы стали использоваться в  связи с необходимостью уменьшения и ликвидации бюджетных дефицитов.

     Особенно  широкое распространение государственный  кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под непосредственным влиянием экономической теории Кейнса и его последователей. Необходимость получения займов государством тесно связана с состоянием государственных финансов, наличием и расходованием финансовых средств в стране, то есть с бюджетным дефицитом. Кейнс считал бюджетный дефицит меньшим злом, чем катастрофическое падение производства в период экономического кризиса и предлагал увеличить государственные расходы за пределы текущих доходов государства, чтобы вывести экономику из кризиса. [5]

     Как один из видов кредита государственный  кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов  он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства  известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами. [3]

     Государственный кредит можно сравнить с другими  формами кредита, в первую очередь  с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк.

     По  утверждению В.С. Волынского: нельзя смешивать такие понятия, как  частный и государственный кредит. Он выделяет следующие различия между  этими формами кредита:

     Во-первых, «государственный кредит отличается от частного участниками сделки». Государство  обычно выступает в качестве заемщика, а кредитодателями – различные  учреждения, предприятия и частные  лица.

     Во-вторых, «заемщик и кредиторы в сфере  государственного кредита могут  меняться местами.»

     В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то «государственный кредит представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании  ссудного и фиктивного капитала».

     В то же время сходство данных форм кредита  связано с тем, что они имеют  единый источник образования.

     В сфере государственного кредита  центральное правительство, а также  местные органы власти традиционно  выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для  покрытия бюджетных дефицитов. Главной  формой привлечения денежных средств  является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство  эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и процента. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами государства. В отличие  от банковского кредита, кредиторами  выступают не только банки, но и страховые  компании, предприятия и частные  лица. Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку  ценных бумаг.

     В настоящее время государство  стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем  отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного  производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким  использованием привлеченных средств. Причины активного участия государства  как кредитора различны: нежелание  частного капитала развивать отрасли  инфраструктуры из-за отсутствия или  недостатка высокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в  борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке. Волынский  отмечает, что «сочетание кредитора  и заемщика в лице современного государства  может рассматриваться как новое  явление в кредитно – финансовой сфере».

     Движение  капитала в сфере международных  экономических отношений, связанное  с предоставлением валютных и  товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации.

     Таким образом, исходя из выше изложенного, можно  сделать вывод, что государственный  кредит отличается от частного по форме  предоставления денежных средств и  по участникам сделки.

Формы государственного кредита

     Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный  кредит. Но широкое международное  разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обусловливает интенсивное  развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной  валюте. В систему государственных  кредитных отношений включается также условный государственный  кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п. [2]

     Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные  займы.

     Сберегательное  дело принадлежит к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы  собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

     Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые  предоставляются на основании правительственных  соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

     Оформление  государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг - облигациями  и казначейскими обязательствами (векселями).

     Облигации представляют собой долговое обязательство  государства, по которому в установленные  сроки возвращается долг и выплачивается  доход в форме процента или  выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

     Облигация имеет номинальную стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она продается и перепродается  в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница  между курсовой ценою и номинальной  стоимостью представляет собой курсовую разницу.

     Казначейские  обязательства (векселя), имеют характер долгового обязательства, направленного  только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в  форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне - и долгосрочные.

     В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) - и  внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций  и финансовых институтов. [1]

     По  праву эмиссии подразделяют государственные  и местные займы.

     Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный  бюджет.

     Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие  местные бюджеты.

     По  признаку характера использования  ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

     Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются  и перепродаются на рынке ценных бумаг.

     Нерыночные  займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы  не могут их перепродавать.

     В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансы и кредит"