Контрольная работа по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Вопрос № 14. Налоговая система РБ. Налоговое планирование
Задача 28/2. Определить сумму погашенной задолженности и начислить проценты за пользование кредитом

Работа содержит 1 файл

ГФ - Вариант 8 - ИПД.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

      Вопрос  № 14. Налоговая система РБ. Налоговое планирование. 

     Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов из взимания.

     Налоговая система государства должна строиться  исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики.

     Принципы  организации налоговой системы  экономическая наука определяет с точки зрения влияния налогов на социально-экономическое развитие общества и благосостояние его граждан.

     Определяемые  наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две группы.

     Первая  группа включает всеобщие, или классические, принципы, которые так или иначе используются в налоговых системах стран мира. Сегодня эти принципы считаются основой межнациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства. Эти принципы или правила впервые были сформулированы А. Смитом еще в XVIII в. в классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов».

     Первый  принцип - принцип равномерности - требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения.

     Второй  принцип - принцип определенности - требует, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

     Третий  принцип - принцип удобства - предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т. е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.

     Четвертый принцип - принцип экономности - предполагает сокращение издержек взимания налогов, расходы по сбору налогов должны быть минимальными.

     Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс принципов, выделенных как государством, так и плательщиками:

     принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;

     принцип однократности обложения  одного и того же объекта за определенный период;

     принцип стабильности налоговой  системы в течение длительного времени;

     принцип оптимальности налоговых  изъятий, т.е. обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц.

     Вторая  группа принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие применимы лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством.

     В Республики Беларусь имеются особенности налогообложения, характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. В частности, не допускается: установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; установление налогов, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение и пределах республики капитала, товаров, денежных средств или ограничивают законную деятельность налогоплательщиков; установление дополнительных налогов или использование повышенных либо дифференцированных ставок налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица.

     Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:

  • налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;
  • налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;
  • налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества;
  • административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

     Характерным признаком научной обоснованности и устойчивости национальных систем налогообложения является совпадение провозглашенных в законе и реально действующих налоговых форм. В налоговых законодательствах такого соответствия пока не достигнуто, что связано с трудностями перехода к рынку. Провозглашенные принципы налогообложения остаются пока не реализованными на практике. Не соблюдается принцип однократности налогообложения, эластичности налоговых ставок, равнонапряженности налоговых изъятий. Допускается избирательный подход к определению системы налоговых льгот и санкций для отдельных налогоплательщиков.

     Принцип стабильности налоговой системы  характеризуется не только длительным постоянством состава налогов, условий сбора, но и закреплением за звеньями (уровнями) бюджетной системы в качестве их собственной доходной базы.

     Налоговое устройство в любом государстве  предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации и в процессе дальнейшего ее реформирования. Этот принцип предполагает выработку единой стратегии налогообложения, унификацию национальных подходов к организации налоговых отношений, их соответствие требованиям, широко применяемым в зарубежных странах.

     Таким образом, налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания.

     Сложившаяся в Беларуси налоговая система  формирует налоговое бремя, оказывающее достаточно сильное давление на экономику. Наиболее общий показатель налоговой нагрузки на экономику – это доля налоговых доходов государственного бюджета в валовом внутреннем продукте страны. На протяжении последнего десятилетия совокупная налоговая нагрузка (с учетом доходов бюджетных и внебюджетных фондов) в Республике Беларусь составляла более 40 % ВВП, при этом чисто налоговая нагрузка колебалась в пределах 26–30 %. Справедливости ради следует отметить, что во многих европейских странах налоговая нагрузка примерно такая же. Однако доходы на душу населения в этих странах несколько выше, чем в Беларуси, поэтому такое налоговое бремя оказывается там не столь тяжелым для экономики.

     Чрезмерная  налоговая нагрузка стала основной причиной уклонения от уплаты налогов в Беларуси. Так, одной из причин сокрытия полученной прибыли является расширительный подход к определению ее налогооблагаемой части. Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, необходимо еще уплатить местные налоги, штрафы и некоторые иные отчисления. В то же время, например, в России, налог уплачивается из прибыли, предварительно очищенной от всех финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

     Определенное  несовершенство порядка налогообложения  в Республике Беларусь препятствует минимизации налогового бремени  и не позволяет в полной мере эффективно задействовать стимулирующий потенциал налогов.

     Вместе  с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, за время своего существования налоговая система Беларуси, по мнению экспертов, показала себя способной обеспечивать стабильные поступления в бюджет и превратилась в реальный инструмент экономического регулирования.

     Перспективы реформирования налоговой системы  Беларуси связаны с ее рационализацией. Это, прежде всего, снижение налоговой нагрузки на реального производителя и сокращение масштабов предоставления налоговых льгот.

     Основные  направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь связаны с решением следующих конкретных задач:

  • сокращением количества и уменьшением размеров налогов и отчислений, уплачиваемых из выручки;
  • снижением размеров отчислений от фонда оплаты труда;
  • пересмотром порядка формирования налоговой базы по налогу на прибыль;
  • объединением в единые платежи сходных или отменой мелких налогов с высокими издержками по взиманию;
  • максимальным упрощением налогообложения малого предпринимательства.

     Налоговая система должна обеспечивать стабильность общего уровня налоговой нагрузки не менее чем на пять лет.

     Налоговое планирование – это целенаправленные действия налогоплательщика, способствующие уменьшению его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.

     Под налоговым планированием понимается выбор оптимального сочетания построения правовых форм отношений и возможных  вариантов их интерпретации в  рамках действующего налогового законодательства.

     При налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок, которые с точки зрения налогового обложения деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно было бы понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога в 40-50 % и не перебираются в «налоговые гавани», где ставки этого налога равны 2-5 % или он вовсе не применяется.

     На  самом деле и в странах с  нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым менеджментом платят налоги по эффективной налоговой ставке не выше 20-25 %. А эти ставки сравнимы с уровнем налогообложения в странах – «налоговых гаванях», поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и «налоговыми гаванями» далеко не всегда предопределен в пользу последних. Во многих ситуациях и те, и другие играют на равных. Снижение высоких нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит избирательный характер.

     Практически во всех западных странах существуют значительные налоговые льготы или  даже прямые субсидии и компенсации  для экспортной деятельности, для  инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих  мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах, и т.д. Республика Беларусь также не является исключением: перечень льгот, предоставляемых по всем видам налогов и обязательных платежей, достаточно велик, чтобы предприятие, определив для себя приоритетные направления своей деятельности, имело возможность оптимизировать налоги.

     Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, предусматривающим различные налоговые  режимы в зависимости от статуса  налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры налогоплательщика.

     Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности. Налоговое планирование можно определить как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок (особенно при проведении крупных инвестиционных программ), весьма дорогостоящи и их компенсация может повлечь за собой крупные финансовые потери. Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение. Следует также соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"