Вторая подфункция государственного
кредита -регулирующая. В первую очередь
государство регулирует денежные потоки,
воздействуя на величину ссудного процента:
выступая заемщиком на рынке ссудных капиталов,
оно повышает спрос на этот капитал, в
результате чего повышается норма ссудного
процента. Тем самым государство вступает
в конкуренцию на этом рынке и вытесняет
с него частных инвесторов («эффект вытеснения»).
Это вызывает ограничение их инвестирования
в определенные виды бизнеса. Одновременно
при покупке ценных бумаг государства
достигается сокращение денег (наличных
и безналичных) в обращении, что может
быть эффективным для ликвидации последствий
эмиссии денег. Таким образом, если
с помощью перераспределительной функции
кредита государство непосредственно
направляет денежные ресурсы в определенные
отрасли (или на развитие необходимых
производств), то путем регулирующей функции
достигается дополнительное косвенное
воздействие на субъектов хозяйственных
отношений, не принимающих участия в отношениях
по государственному кредиту.
Роль государственного кредита
сводится к его возможностям
в мобилизации временно свободных
средств населения, предприятий,
организаций и направления их
на финансирование, первоочередных
нужд государства.
Государственный кредит различается
по видам: внутренний, внешний
(международный), условный. Во внутреннем
кредите государственно-кредитные отношения
возникают между правительством, местными
органами власти, предприятиями, организациями
и населением данной страны с разносторонних
позиций: и как заемщиков, и как кредиторов.
В международном кредите в
отношения вступают правительства,
местные органы власти - с одной
стороны, и правительства, банки,
компании других государств, а
также международные финансово-банковские
организации - с другой. Сторона,
представляющая (дающая) кредит, называется
государством-донором или организацией-донором,
а страна, получающая кредит, - страной-реципиентом.
Условный государственный кредит
представляется как обязательства
правительства по гарантиям, выданным
кредиторам других стран под
займы, полученные отечественными
заемщиками: предприятиями, организациями,
фирмами, местными органами власти.
В случае неисполнения условий
займа правительство отвечает
по наступившим обязательствам
отечественного заемщика - оплачивает
за счет бюджетных средств
сумму займа с имущества или
других активов заемщика.