Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:37, контрольная работа
В классической экономической теории инфляция - это процесс повышения общего уровня цен и, как следствие, снижение покупательной способности денег, или их обесценивание.
Признаки инфляции начали проявляться с широким распространением
денег в экономической жизни.
Виды инфляции и ее влияние на уровень доходов населения…………..3
Социальное партнерство………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...27
- Соответствующая культура, традиции, формы взаимодействия, соотношения указанных органов и порядок, последовательность разработки и исполнения, приоритетность документов, которые ими принимаются.
Базовое значение для
реального распространения
Идеология социального партнерства основывается на признании: неизбежности и необходимости мирного сосуществования в обществе различных социальных групп с их специфическими, часто противоположными интересами; объективности проявления и конфликта интересов, борьбы между социальными группами, возможности вести эту борьбу в цивилизованных формах и достигать ее конструктивного завершения в виде взаимоприемлемого компромисса, что соответствует перспективным задачам общественного прогресса.
Роль социального партнерства
в функционировании гражданского общества
и рыночной экономики многогранна.
В странах с социально
- организационно-экономическим рычагом повышения эффективности производства, что, в свою очередь, становится мощным фактором повышения социальных гарантий и ускорения накопления капитала, в обеспечении которых и состоит важная задача социального партнерства - реализация интересов сторон;
- элементом механизма развития социально ориентированной рыночной экономики;
- организационно-экономически-
- фактором формирования социально-ответственной политики, которая предусматривает различные формы ответственности: выражение недоверия уполномоченному лицу, освобождение от должности, возмещения причиненных убытков за невыполнение условий договоренности;
- организационным принципом гармонизации отношений собственности, по согласованию партнеров определяет равнозначные условия создания дополнительной стоимости на рынках труда, природных ресурсов и капитала через согласование политики оплаты труда, цен, налогов и т.д.
Социальное партнерство
между сторонами социально-
Основные формы социального партнерства следующие:
- совместные консультации представителей сторон на всех уровнях;
- коллективные переговоры на всех уровнях;
- заключение договоров и соглашений на всех уровнях;
- согласование на национальном и региональном уровнях политики доходов и социально-экономической политики в целом, включая основные критерии и показатели социальной справедливости, меры по защите местного рынка труда;
- совместное решение коллективных трудовых споров (конфликтов), предотвращения на всех уровнях;
- организация примирительных и арбитражных процедур на всех уровнях;
- участие наемных работников в управлении производством;
- участие представителей сторон в работе органов социального партнерства на всех уровнях;
- совместное управление представителей сторон фондами социального страхования;
- участие работников в доходах предприятия на условиях, определенных коллективным договором;
- рассмотрение претензий и разногласий, возникающих между сторонами социального партнерства соответствующего уровня и их решения путем компромиссов, сотрудничества, согласования позиций;
- обмен необходимой информацией;
- контроль за выполнением общих договоренностей на всех уровнях [8;c.502-204].
Социальное партнерство как форма согласования интересов сторон может быть эффективным лишь в том случае, если оно базируется на взаимосогласованных принципах. Международной организацией труда выработаны принципы, которые могут и должны составить основу концепции социально-трудового партнерства на любом уровне. Это следующие принципы:
1. Всеобщее и прочное согласие может быть установлено только на основе социальной справедливости.
2. Непредоставление в какой-либо стране работникам нормальных условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся.
3. Свобода слова и
свобода объединения являются
необходимыми условиями
4. Нищета является
угрозой для общего
5. Все люди, независимо от расы, веры и пола, имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, постоянства в экономике и равных возможностей.
6. Полная занятость и рост жизненного уровня.
Социальное партнерство при ведении коллективных переговоров должно осуществляться на следующих принципах:
- равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав работников и работодателей;
- знания и уважения прав и обязанностей друг друга, недопущение конфронтации;
- уважение, открытость и доверие в отношениях;
- открытость и доступность равноправных переговоров;
- умение выслушать партнера;
- соблюдение культуры общения, полемики, дискуссии, критики;
- обязательность и надежность, нацеленность на достижение договоренности.
Эффективное функционирование системы социального партнерства обеспечивается равноправием и равноценностью сторон. Неравноправие ведет к преобладанию интересов сильной стороны, ее диктата и игнорирования интересов слабого партнера. Результатом этого будет не социальное согласие, а конфронтация сторон. Баланс интересов могут обеспечить только равноправные стороны. Большое значение имеет также и равноценность сторон. Если равноправие обеспечивается нормативными актами, то равноценность во многом зависит от общей экономической ситуации, а также от личных качеств участников переговоров: уровня культуры, знаний, умений, толерантности. Партнеры по переговорам и в ходе консультаций должны быть одинаковой степени компетентными. Поэтому важной задачей является формирование профессионально-компетентных органов и всех других институтов социально-трудового партнерства [2;c.125].
При взаимных консультациях и контроле нужно придерживаться следующих принципов:
- регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества;
- систематичность контроля и неизбежность ответственности;
- ответственность за непредоставление информации;
- гласность в ходе осуществления контроля за соблюдением договоров и соглашений.
При решении коллективных трудовых споров (конфликтов) партнеры должны придерживаться следующих принципов:
- приоритетность примирительных методов и процедур, применяемых примирительной комиссией и трудовым арбитражем;
- применение забастовки только как крайней меры разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов);
- стремление сторон к скорейшему урегулированию коллективных трудовых споров и подписания соглашения.
Государство в социальном партнерстве играет несколько важных ролей: владельца, работодателя, законодателя, арбитра (посредника), координатора. Относительно государственных предприятий органы государственной власти выступают как работодатели, и, соответственно, выполняют характерные для работодателей функции (в частности, заключение и выполнение коллективных договоров). Другие основные функции государства в системе социального партнерства следующие: законодательная, правотворческая, нормотворческая, прогностическая, организаторская, контрольная и арбитражная.
Ради создания и развития
в нашей стране эффективной системы
социального партнерства
- согласование между партнерами на национальном уровне основных направлений социально-экономической политики в целом, включая разработку минимальных социальных стандартов, основных критериев и показателей социальной справедливости, мер защиты субъектов социально-трудовых отношений;
- формирование и совершенствование механизмов и институтов, способствующих согласованию интересов социальных партнеров на всех уровнях;
- создание соответствующих органов для решения задач развития социального партнерства и регулирования социально-трудовых отношений;
- содействие расширению участия трудящихся в управлении предприятиями, в собственности и в прибылях, а также в государственных и общественных делах;
- развитие и стимулирование переговорного характера процесса урегулирования конфликтов и противоречий, возникающих между сторонами;
- формирование реальных отношений социального партнерства на государственных предприятиях;
- поощрение работодателей и работников к развитию отношений социального партнерства;
- содействие распространению идеологии и культуры социального партнерства.
Развитие отношений
социального партнерства
В связи с этим как сами работники, так и работодатели становятся заинтересованными в привлечении наемных работников к сознательному, активному участию в управлении предприятием, а это вызывает необходимость учитывать интересы, мнения, позиции работников.
Работодатели заинтересованы в стабильном получении высокой прибыли, развитии производства, укреплении позиций на рынке, повышении имиджа предприятия, усилении конкурентоспособности продукции. Но сейчас уже ни у кого нет сомнений относительно того, что высоких экономических результатов можно достичь лишь при условии эффективного использования человеческих ресурсов. Теорией человеческого капитала убедительно доказано, что инвестиции в развитие персонала дают высокий и стабильный экономический и социальный эффект [7;c.133-134].
Организации и объединения работодателей являются одним из основных субъектов социального партнерства. Методы создания этих организаций и объединений, их функционирования и сотрудничества с профсоюзами и органами власти являются важной составляющей механизма социально-трудового партнерства. Предпосылкой создания организаций и объединений работодателей является собственно наличие этого слоя в обществе.
Нынешнее состояние
отношений социальных партнеров в сфере труда следует охарактеризовать
как преобладание формальных процедур
социального партнерства, которые не имеют
веских реальных экономических последствий.
В ближайшей перспективе всем сторонам
социально-трудовых отношений предстоит
занять свою нишу в деле регулирования
национального рынка труда с целью его
социализации: основной задачей профсоюзов
должно стать реальное улучшение условий
продажи трудовых услуг наемными работниками;
предприниматели должны осознать как
реальный факт успешности своего бизнеса
от социального положения в
стране и на предприятии, следовательно
учитывать и другие, помимо обогащения,
цели предпринимательской деятельности
и человеческой жизни в целом; государство
должно создать механизм поощрения сторон
к решению социально-трудовых проблем
методами социального партнерства.
Можно сделать вывод, что социальное партнерство - это, прежде всего, определение неодинаковости интересов различных общественных сил, признание права каждой группы иметь собственные экономические интересы, которые могут не совпадать с интересами другой группы. Вместе с тем социальное партнерство - это осознанное желание сторон достичь взаимопонимания, соглашаться на компромиссы, сотрудничать ради социального мира, что является важной предпосылкой поступательного развития экономики, а, следовательно, и повышения качества жизни.
Социальное партнерство предполагает постоянный диалог между субъектами отношений в сфере труда, переговорные, договорные процессы согласования интересов. Поэтому правомерно утверждать, что социальное партнерство - это особый тип отношений в социально-трудовой сфере, который предусматривает применение различных форм и методов согласования интересов работников, работодателей и их представительных органов, с помощью достижения консенсуса, обработки и общей реализации мероприятий по различным направлениям социально-экономического развития.
Для широкой характеристики сущности социального партнерства, понимания роли и места в современной экономической системе принципиально важно учитывать следующие обстоятельства:
Наемные работники и работодатели и их представительные органы имеют не только общие, но и отличительные, а иногда и противоположные социально-экономические интересы.