Контрольная работа по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:37, контрольная работа

Описание работы

В классической экономической теории инфляция - это процесс повышения общего уровня цен и, как следствие, снижение покупательной способности денег, или их обесценивание.
Признаки инфляции начали проявляться с широким распространением
денег в экономической жизни.

Содержание

Виды инфляции и ее влияние на уровень доходов населения…………..3
Социальное партнерство………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

D7628.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

- Соответствующая культура, традиции, формы взаимодействия, соотношения указанных органов и порядок, последовательность разработки и исполнения, приоритетность документов, которые ими принимаются.

Базовое значение для  реального распространения социального  партнерства в стране имеет распространение ее культуры и идеологии.

Идеология социального  партнерства основывается на признании: неизбежности и необходимости мирного  сосуществования в обществе различных  социальных групп с их специфическими, часто противоположными интересами; объективности проявления и конфликта интересов, борьбы между социальными группами, возможности вести эту борьбу в цивилизованных формах и достигать ее конструктивного завершения в виде взаимоприемлемого компромисса, что соответствует перспективным задачам общественного прогресса.

Роль социального партнерства  в функционировании гражданского общества и рыночной экономики многогранна. В странах с социально ориентированной  рыночной экономикой социальное партнерство является:

- организационно-экономическим рычагом повышения эффективности производства, что, в свою очередь, становится мощным фактором повышения социальных гарантий и ускорения накопления капитала, в обеспечении которых и состоит важная задача социального партнерства - реализация интересов сторон;

- элементом механизма развития социально ориентированной рыночной экономики;

- организационно-экономически-правовой основой защиты интересов всех субъектов социального партнерства;

- фактором формирования социально-ответственной политики, которая предусматривает различные формы ответственности: выражение недоверия уполномоченному лицу, освобождение от должности, возмещения причиненных убытков за невыполнение условий договоренности;

- организационным принципом гармонизации отношений собственности, по согласованию партнеров определяет равнозначные условия создания дополнительной стоимости на рынках труда, природных ресурсов и капитала через согласование политики оплаты труда, цен, налогов и т.д.

Социальное партнерство  между сторонами социально-трудовых отношений, их субъектами и органами осуществляется одновременно на разных уровнях и в разных формах.

Основные формы социального партнерства следующие:

- совместные консультации представителей сторон на всех уровнях;

- коллективные переговоры на всех уровнях;

- заключение договоров и соглашений на всех уровнях;

- согласование на национальном и региональном уровнях политики доходов и социально-экономической политики в целом, включая основные критерии и показатели социальной справедливости, меры по защите местного рынка труда;

- совместное решение коллективных трудовых споров (конфликтов), предотвращения на всех уровнях;

- организация примирительных и арбитражных процедур на всех уровнях;

- участие наемных работников в управлении производством;

- участие представителей сторон в работе органов социального партнерства на всех уровнях;

- совместное управление представителей сторон фондами социального страхования;

- участие работников в доходах предприятия на условиях, определенных коллективным договором;

- рассмотрение претензий и разногласий, возникающих между сторонами социального партнерства соответствующего уровня и их решения путем компромиссов, сотрудничества, согласования позиций;

- обмен необходимой информацией;

- контроль за выполнением общих договоренностей на всех уровнях [8;c.502-204].

Социальное партнерство  как форма согласования интересов  сторон может быть эффективным лишь в том случае, если оно базируется на взаимосогласованных принципах. Международной организацией труда выработаны принципы, которые могут и должны составить основу концепции социально-трудового партнерства на любом уровне. Это следующие принципы:

1. Всеобщее и прочное согласие может быть установлено только на основе социальной справедливости.

2. Непредоставление в  какой-либо стране работникам  нормальных условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся.

3. Свобода слова и  свобода объединения являются  необходимыми условиями постоянного  прогресса.

4. Нищета является  угрозой для общего благосостояния.

5. Все люди, независимо  от расы, веры и пола, имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, постоянства в экономике и равных возможностей.

6. Полная занятость  и рост жизненного уровня.

Социальное партнерство  при ведении коллективных переговоров должно осуществляться на следующих принципах:

- равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав работников и работодателей;

- знания и уважения прав и обязанностей друг друга, недопущение конфронтации;

- уважение, открытость и доверие в отношениях;

- открытость и доступность равноправных переговоров;

- умение выслушать партнера;

- соблюдение культуры общения, полемики, дискуссии, критики;

- обязательность и надежность, нацеленность на достижение договоренности.

Эффективное функционирование системы социального партнерства обеспечивается равноправием и равноценностью сторон. Неравноправие ведет к преобладанию интересов сильной стороны, ее диктата и игнорирования интересов слабого партнера. Результатом этого будет не социальное согласие, а конфронтация сторон. Баланс интересов могут обеспечить только равноправные стороны. Большое значение имеет также и равноценность сторон. Если равноправие обеспечивается нормативными актами, то равноценность во многом зависит от общей экономической ситуации, а также от личных качеств участников переговоров: уровня культуры, знаний, умений, толерантности. Партнеры по переговорам и в ходе консультаций должны быть одинаковой степени компетентными. Поэтому важной задачей является формирование профессионально-компетентных органов и всех других институтов социально-трудового партнерства [2;c.125].

При взаимных консультациях  и контроле нужно придерживаться следующих принципов:

- регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества;

- систематичность контроля и неизбежность ответственности;

- ответственность за непредоставление информации;

- гласность в ходе осуществления контроля за соблюдением договоров и соглашений.

При решении коллективных трудовых споров (конфликтов) партнеры должны придерживаться следующих принципов:

- приоритетность примирительных методов и процедур, применяемых примирительной комиссией и трудовым арбитражем;

- применение забастовки только как крайней меры разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов);

- стремление сторон к скорейшему урегулированию коллективных трудовых споров и подписания соглашения.

Государство в социальном партнерстве играет несколько важных ролей: владельца, работодателя, законодателя, арбитра (посредника), координатора. Относительно государственных предприятий органы государственной власти выступают как работодатели, и, соответственно, выполняют характерные для работодателей функции (в частности, заключение и выполнение коллективных договоров). Другие основные функции государства в системе социального партнерства следующие: законодательная, правотворческая, нормотворческая, прогностическая, организаторская, контрольная и арбитражная.

Ради создания и развития в нашей стране эффективной системы  социального партнерства государство  должно взять на себя и эффективно выполнять следующие функции:

- согласование между партнерами на национальном уровне основных направлений социально-экономической политики в целом, включая разработку минимальных социальных стандартов, основных критериев и показателей социальной справедливости, мер защиты субъектов социально-трудовых отношений;

- формирование и совершенствование механизмов и институтов, способствующих согласованию интересов социальных партнеров на всех уровнях;

- создание соответствующих органов для решения задач развития социального партнерства и регулирования социально-трудовых отношений;

- содействие расширению участия трудящихся в управлении предприятиями, в собственности и в прибылях, а также в государственных и общественных делах;

- развитие и стимулирование переговорного характера процесса урегулирования конфликтов и противоречий, возникающих между сторонами;

- формирование реальных отношений социального партнерства на государственных предприятиях;

- поощрение работодателей и работников к развитию отношений социального партнерства;

- содействие распространению идеологии и культуры социального партнерства.

Развитие отношений  социального партнерства обусловлено в современном мире еще и возрастающей сложностью и интеллектуализацией труда, возрастанием роли человеческого фактора на производстве, превращением наемного работника из простого исполнителя в активного, творческого, образованного субъекта развития производства, приверженность и активное участие которого значительно повышают экономическую эффективность организации и управления производством.

В связи с этим как  сами работники, так и работодатели становятся заинтересованными в привлечении наемных работников к сознательному, активному участию в управлении предприятием, а это вызывает необходимость учитывать интересы, мнения, позиции работников.

Работодатели заинтересованы в стабильном получении высокой  прибыли, развитии производства, укреплении позиций на рынке, повышении имиджа предприятия, усилении конкурентоспособности продукции. Но сейчас уже ни у кого нет сомнений относительно того, что высоких экономических результатов можно достичь лишь при условии эффективного использования человеческих ресурсов. Теорией человеческого капитала убедительно доказано, что инвестиции в развитие персонала дают высокий и стабильный экономический и социальный эффект [7;c.133-134].

Организации и объединения  работодателей являются одним из основных субъектов социального партнерства. Методы создания этих организаций и объединений, их функционирования и сотрудничества с профсоюзами и органами власти являются важной составляющей механизма социально-трудового партнерства. Предпосылкой создания организаций и объединений работодателей является собственно наличие этого слоя в обществе.

Нынешнее состояние  отношений социальных партнеров в сфере труда следует охарактеризовать как преобладание формальных процедур социального партнерства, которые не имеют веских реальных экономических последствий. В ближайшей перспективе всем сторонам социально-трудовых отношений предстоит занять свою нишу в деле регулирования национального рынка труда с целью его социализации: основной задачей профсоюзов должно стать реальное улучшение условий продажи трудовых услуг наемными работниками; предприниматели должны осознать как реальный факт успешности своего бизнеса от социального положения в 
стране и на предприятии, следовательно учитывать и другие, помимо обогащения, цели предпринимательской деятельности и человеческой жизни в целом; государство должно создать механизм поощрения сторон к решению социально-трудовых проблем методами социального партнерства.

Можно сделать вывод, что социальное партнерство - это, прежде всего, определение неодинаковости интересов различных общественных сил, признание права каждой группы иметь собственные экономические интересы, которые могут не совпадать с интересами другой группы. Вместе с тем социальное партнерство - это осознанное желание сторон достичь взаимопонимания, соглашаться на компромиссы, сотрудничать ради социального мира, что является важной предпосылкой поступательного развития экономики, а, следовательно, и повышения качества жизни.

Социальное партнерство  предполагает постоянный диалог между  субъектами отношений в сфере  труда, переговорные, договорные процессы согласования интересов. Поэтому правомерно утверждать, что социальное партнерство - это особый тип отношений в социально-трудовой сфере, который предусматривает применение различных форм и методов согласования интересов работников, работодателей и их представительных органов, с помощью достижения консенсуса, обработки и общей реализации мероприятий по различным направлениям социально-экономического развития.

Для широкой характеристики сущности социального партнерства, понимания роли и места в современной экономической системе принципиально важно учитывать следующие обстоятельства:

Наемные работники и  работодатели и их представительные органы имеют не только общие, но и отличительные, а иногда и противоположные социально-экономические интересы.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"