Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:37, контрольная работа
В классической экономической теории инфляция - это процесс повышения общего уровня цен и, как следствие, снижение покупательной способности денег, или их обесценивание.
Признаки инфляции начали проявляться с широким распространением
денег в экономической жизни.
Виды инфляции и ее влияние на уровень доходов населения…………..3
Социальное партнерство………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...27
Инфляция издержек производства (совокупного предложения) возникает вследствие изменений издержек производства и предложения на рынке. Согласно этой теории, рост цен объясняется такими факторами, которые обуславливают рост расходов на единицу продукции, то есть средних издержек производства [9;c.105-106].
Инфляция издержек проявляется в росте издержек производства,
которые опережают рост реальных доходов и производительности
труда. Инфляционный процесс развивается под влиянием немонетарных
факторов, обусловливающих рост цен из-за увеличения расходов производства и увеличения себестоимости продукции.
Одним из разновидностей инфляции издержек является инфляция, обусловленная увеличением заработной платы.
Инфляция предложения (издержек) имеет два основных источника:
- рост цен на энергию и сырье;
- рост номинальной заработной платы.
Инфляция, вызванная ростом номинальной заработной платы,
является разновидностью инфляции, обусловленной ростом издержек производства, поскольку сама заработная плата является одной из статей расходов. Логика этого процесса может объясняться тем, что рост общего уровня цен, обусловленный ростом цен на сырье и энергоносители, требует
для сбалансирования спроса и предложения повышения заработной платы.
Инфляция спроса и инфляция предложения (издержек), несмотря
на различные причины их происхождения, обладают способностью переходить друг в друга. Этот феномен объясняется тем, что рост уровня цен в экономике (независимо от того, какими факторами они вызваны) отвечает требованиям повышения заработной платы и развертывания программы
компенсационных мер для населения. Это, соответственно, увеличивает затраты предпринимателей и цены на их товары и услуги, усиливает процесс
роста уровня цен.
Инфляция как явление
- долгосрочных займов;
- соглашений, определяющих уровень зарплаты.
Именно неопределенность относительно уровня инфляции в долгосрочном периоде привела к появлению нового финансово-кредитного
инструмента - ипотечного кредита с регулируемой процентной ставкой. Этот инструмент призван ежегодно, или с другой периодичностью, корректировать проценты по долгосрочным займам в зависимости от
уровня процентов, по краткосрочным займам, что снижает влияние
инфляционных факторов на стоимость долгосрочного кредита для финансирования жилищного строительства.
Использование ипотечного кредита с регулируемой процентной
ставкой уменьшает возможность иметь большие капитальные доходы (или
убытки) от недвижимого имущества, усиливает стабилизационные процессы
в экономике и в таком аспекте может рассматриваться как средство адаптации (приспособления) экономических субъектов к уязвимым условиям с целью минимизации убытков.
Инфляция влияет не только на долговые отношения таких субъектов
как домохозяйство, банковский сектор, предпринимательский и финансовый сектор, но и на длительные отношения с домохозяйствами
и предпринимательским сектором (государственный внутренний долг) и межгосударственные долговые отношения (внешний государственный долг).
Сейчас масштабы инфляционного уменьшения реальной стоимости государственного долга несколько ограничены [3;c. 78-79].
Причины ограниченных возможностей обесценения государственного долга:
- рост доли краткосрочных долговых обязательств государства;
- рост степени чувствительности (коэффициента эластичности) реагирование величины процентной ставки на уровень инфляции.
Рассмотрим, как влияет инфляция на соглашения, определяющие уровень заработной платы.
Спрос и предложение на рынке труда имеют один общий источник (по неоклассической теории) - уровень реальной заработной платы.
Согласовывая
ее размер, работодатели и наемные работники реагируют
определенным образом на условия, сложившиеся на рынке труда. Если, например, уровень ВВП и занятость высокие, то заработная плата должна иметь тенденцию к росту. И наоборот, если объемы ВВП и уровень занятости
уменьшаются, то заработная плата растет медленно или даже уменьшается.
При любом заданном уровне ВВП заработная плата растет быстрее, чем уровень ожидаемой инфляции. Допускается, что номинальная заработная плата растет на 1% быстрее, на каждый дополнительный процент ожидаемой инфляции.
Предприятия соглашаются на такое ускорение заработной платы, поскольку повышение номинальной заработной платы не будет уязвимым для них, если с одинаковыми темпами растут цены на их продукцию.
В этих обстоятельствах и предприниматели, и наемные работники оказываются в таких условиях, в которых они находились при условии отсутствия инфляции.
Следовательно, рост заработной платы учитывает ожидаемую инфляцию.
Инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических них субъектов, - ожидаемая (прогнозируемая, предсказуемая, ожидаемая).
Непредвиденная инфляция (непредсказуемая, неожиданная, непрогнозированная) - становится для населения неожиданностью, так как фактический темп уровня цен превышает ожидаемый.
Инфляция, в процессе которой относительные цены не меняются, является сбалансированной. Несбалансированная инфляция сопровождается изменением относительных цен товаров.
При неожиданной инфляции рабочие осознают рост
цен и инфляцию своей заработной платы только со временем и требуют
соответствующей компенсации. В такой ситуации компенсация приобретает формы возмещения потерь только при неожиданной инфляции.
Инфляция влияет не только на судьбу дебиторов и кредиторов, наемных работников и предпринимателей. Она затрагивает и интересы государства.
Так, в условиях инфляции происходят сознательное отсрочки плательщика уплаты налогов в государственный бюджет, что позволяет последнему рассчитываться с государством обесцененными деньгами.
Любая инфляция уменьшает налоговое бремя. Этот
эффект проявляется с большей силой по мере роста темпа инфляции и отсрочки уплаты налогов.
Рост инфляции, обусловленный дополнительной денежной эмиссией,
заставляет граждан платить еще один налог, который не предусмотрен
никаким налоговым законодательством. Этот налог называют инфляциями.
Говоря о последствиях инфляции, следует разграничить прогнозируемую и непрогнозируемую инфляции.
Расходы прогнозируемой инфляции связаны с изменениями относительных цен, налоговыми диспропорциями, потерями времени в связи с необходимостью чаще посещать банки, чтобы снять определенные денежные суммы, а также расходами на печать информационного обеспечения и т.д.
Непрогнозируемая инфляция оказывает на экономику негативное влияние с помощью перераспределительных процессов.
Непрогнозируемая инфляция приносит выгоду должникам, а затраты - кредиторам. Поскольку среди трех основных макроэкономических
субъектов национального рынка домохозяйства - преимущественно чистые
кредиторы, а государство и предприниматели - чистые должники, то непрогнозируемая инфляция перераспределяет доходы домохозяйств в пользу предпринимательского и государственного секторов экономики.
Непрогнозируемая инфляция перераспределяет
доходы за счет тех,
кто является владельцем номинальных
доходов (доходы от которых фиксируются
в номинальном выражении), в пользу тех,
кто является владельцем реальных активов
(доходы от которых корректируются в соответствии
с уровнем инфляции) [12;c.236-237].
Непрогнозируемая инфляция способствует перераспределению богатства от старшего поколения к молодому тем, что пожилые люди склонны удерживать больше номинальных активов, чем молодые.
Инфляционные процессы в экономике,
искажая информацию,
обусловливают ложное поведение экономических
субъектов. Если,
например, предприятие ожидает умеренную
инфляцию, а на самом деле
она будет значительно выше и это проявляется
в росте общеобразовательного уровня
цен, то осознание такого роста цен произойдет
самим предпринимателем только со временем.
Повышение же цен на свои
товары он будет воспринимать как рост
спроса и отреагирует увеличением объема
производства. Если аналогично поведут
себя и
другие предприниматели, это приведет
к нарушению макроэкономического
равновесия в связи с искажением информации
[1;c.207].
2. Социальное партнерство
Социальное партнерство - это система взаимосвязей между наемными работниками, трудовыми коллективами, профессиональными союзами - с одной стороны, работодателями и их объединениями - с другой, и государством и органами местного самоуправления - с третьей.
Суть социального партнерства заключается в том, что это специфический вид общественных отношений между различными социальными группами, слоями и классами, которые имеют существенно отличные социально-экономические и политические интересы. Эти различные интересы не могут стать одинаковыми, однако возможно их сочетание, обеспечение определенного баланса их реализации.
Социальное партнерство одновременно является и результатом, и активным фактором формирования гражданского общества, в котором различные социальные группы, слои, и классы со своими специфическими интересами создают свои организации, через которые формируют устойчивую социальную общность, обеспечивают социальную и политическую стабильность в обществе. Социальное партнерство олицетворяет собой отказ от любых насильственных, революционных методов решения социальных противоречий и ориентацию на эволюционный путь развития общества. Социальное партнерство отрицает диктатуру любого лица, группы, класса и утверждает общественный договор, соглашение между членами общества как основу оптимальной реализации прав и интересов различных социальных групп, слоев, классов.
Социальное партнерство имеет вполне определенное общественное назначение: создание и деятельность определенных органов, внедрение в жизнь гуманистических идей и принципов регулирования социально-трудовых отношений, разработка, принятие и реализация конкретных взаимовыгодных решений. Общественное назначение социального партнерства заключается также и в практическом воплощении согласованной социально ориентированной политики, в содействии урегулированию социальных конфликтов, преодолению кризисных явлений, в конечном итоге - росте качества жизни граждан страны в самом широком понимании.
Становление и развитие
социального партнерства
Социальное партнерство осуществляется на разных уровнях: международном (мегаэкономическом), национальном (макро-экономическом), отраслевом и региональном (мезоэкономическом), производственном (микроэкономическом). Субъектами социального партнерства, как и субъектами, социально-трудовых отношений, являются наемные работники, трудовые коллективы, профессиональные союзы - с одной стороны, работодатели и их объединения - с другой, и государство и органы местного самоуправления - с третьей, а также их представители и совместно созданные органы по регулированию социально-трудовых отношений. На международном (мегаэкономическом) уровне субъектами социального партнерства являются отдельные государства и международные организации.
Объектом (предметом) социального партнерства является согласованная социально-трудовая политика, которая на разных уровнях имеет свое конкретное наполнение.
Реализуется социальное партнерство с помощью системы взаимных консультаций, переговоров, соглашений на государственном, отраслевом, территориальном уровнях, заключения коллективных договоров на предприятиях и в их подразделениях, заключения индивидуальных трудовых контрактов между работодателем и работником, а также с помощью системы разрешения трудовых споров, согласования и защиты интересов сторон.
Итак, для успешного выполнения своих общественных функций система социального партнерства должны включать в себя следующие элементы:
- Совокупность постоянных и временных двух-, трех - и многосторонних органов, формируются представителями наемных работников и работодателей, а также исполнительной власти и осуществляют взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-экономических отношений (национальном, региональном, отраслевом, уровне предприятий и их подразделений);
- Совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и т.п.), которые одобряются этими органами на основе взаимных консультаций и переговоров между заинтересованными сторонами и принимаются ими к исполнению;