Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:18, контрольная работа
Сущность, задачи и виды финансового прогнозирования
1.2. Сущность, функции и особенности государственного кредита
На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, местные органы власти могут размещать займы, мобилизуя средства для строительства новой канализационной системы, дороги, парка, школы.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую. Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным займам, стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирование за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поколения, зависит от срока позаимствования средств и процентов по кредиту уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвесторов, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание.
Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения.
Напротив, если государственный долг финансируется за счет привлечения накоплений юридических лиц, а полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг. До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение государством значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.
Большую
роль в стимулировании развития производства
и занятости играют кредиты, предоставляемые
местными органами власти. С их помощью
обеспечивается ускоренное развитие определенных
районов или необходимых направлений
экономики той или иной территории.
2. Тест
1. Что такое бюджетная роспись?
а) документ о поквартальном распределении расходов бюджета между ведомствами;
б) документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями;
в) график поступления налоговых доходов бюджета в течение года.
Бюджетная роспись2 - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
2. Какую
цифру не должен превышать
предел соотношения всех
а) 10%;
б) 50%;
в) 15%.
Предельно
допустимая сумма долговых обязательств
органов местного самоуправления не должна
превышать 15 % объема расходной части местного
бюджета, краткосрочные заимствования
в любой форме не могут производиться
без утверждения местного бюджета на текущий
финансовый год. Сумма объема всех долговых
обязательств местного бюджета и объема
его расходов не должна превышать объема
доходов без учета финансовой помощи бюджетов
других уровней.
3. Задача
Проанализировать изменение структуры бюджета г. Ханты-Мансийска за 2007-2008 гг.
Состав и структура доходов бюджета г. Ханты-Мансийска за 2007-2008 гг. (Табл.1)
Статьи | 2007 г. | 2008 г. | Отношение 2008 г. к 2007 г. (ст. 4 / ст. 2) | ||
сумма, тыс. р. | в % к итого | сумма, тыс. р. | в % к итого | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Налоги на прибыль, доходы | 815400 | 23 | 1293578 | 24 | 1,6 |
Налоги на совокупный доход | 140000 | 4 | 182317 | 3,3 | 1,3 |
Налоги на имущество | 85000 | 2 | 115200 | 2,1 | 1,3 |
Государственная пошлина, сборы | 10000 | 0,3 | 12772 | 0,2 | 1,2 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 0 | 0 | 100 | 0,001 | 0 |
Доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной и |
25000 | 0,7 | 50500 | 0,93 | 2,02 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 2500 | 0,5 | 5000 | 0,09 | 2 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 0 | 0 | 30135 | 0,5 | 0 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 0 | 0 | 5600 | 0,1 | 0 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 20000 | 0,5 | 20752 | 0,3 | 1,03 |
Прочие неналоговые доходы | 1000 | 0,03 | 9982 | 0,2 | 10 |
Безвозмездные поступления | 2345044 | 67 | 3659324,2 | 67,4 | 1,5 |
Прочие безвозмездные поступления | 382043 | 11 | 0 | 0 | 0 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности | 61887 | 1,7 | 42609 | 0,8 | 0,7 |
Рыночные продажи товаров и услуг | 24244 | 0,7 | 27955 | 0,5 | 1,1 |
Безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности | 37643 | 1 | 14654 | 0,26 | 0,4 |
ИТОГО | 3505831 | 5427869,2 | 1,5 |
Состав и структура
расходов бюджета г. Ханты-Мансийска
за 2007-2008 гг. (Табл.2)
Статьи | 2007 г. | 2008 г. | Отношение 2008 г. к 2007 г. (ст. 4 / ст. 2) | ||
сумма, тыс. р. | в % к итого | сумма, тыс. р. | в % к итого | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Общегосударственные вопросы | 340011 | 9,6 | 340676 | 5,6 | 1,001 |
национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 161369 | 4,6 | 222223 | 3,6 | 1,4 |
Национальная экономика | 177370 | 5 | 246374 | 4 | 1,4 |
ЖКХ | 1105217 | 31,5 | 2514001 | 41 | 2,3 |
Образование | 1335958 | 38 | 1929246,1 | 31,7 | 1,4 |
Культура, кинематография и СМИ | 83239 | 2,3 | 177991,1 | 3 | 2 |
Здравоохранение и спорт | 152007 | 4,3 | 200394 | 3,3 | 1,3 |
Социальная политика | 150660 | 4,3 | 450537 | 7,4 | 56 |
ИТОГО | 3505831 | 6081442,2 | 1,8 |