Контрольная работа по "Финансаам и финансовый рынок"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну

Содержание

-я часть. Теоретический вопрос.

Вопрос 1. Понятие бюджета Республики Беларусь и бюджетирования ………………………………………………………………… 3

2-я часть. Решение задач.

Задача 1…………………………………………………………..

Задача 2………………………………………………………….

Задача 3…………………………………………………………..

Задача 4………………………………………………………….

Задача 5…………………………………………………………..

Список использованной литературы …………………………………..

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему;

     б) установление собственных (постоянно  закрепленных) доходов для каждого  звена бюджетной системы;

     в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие  в целях сбалансирования последних. Данные налоги принято именовать «регулирующие налоги»;

     г) сбалансирование нижестоящего бюджета  путем оказания ему финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе безвозвратного предоставления денежных средств (дотация, субвенция, субсидия);

     д) межбюджетное кредитование в виде в  виде бюджетного кредита или бюджетной  ссуды;

     е) сокращение бюджетных расходов, включая  секвестирование.

     Если  данные методы бюджетного регулирования  не дали эффекта, могут быть использованы методы прямой финансовой поддержки в виде бюджетных дотаций, субвенций, субсидий или в виде бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.

     Дотация – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

     Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления определенных целевых расходов.

     Таким образом, основное отличие дотации от субвенции заключается в том, что субвенция носит целевой характер, дотация же может быть использована по усмотрению того бюджета, которому она предоставлена (т. е. предоставленные деньги не носят целевого характер).

     Субсидия  – бюджетные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему, на условиях долевого финансирования целевых расходов. Следовательно, субсидию объединяет с субвенцией то, что оба вида предоставления денежных средств носит целевой характер, а также то, что они осуществляются на безвозвратной и безвозмездной основе. Однако субсидия выражает долевое участие вышестоящего бюджета в финансировании того или иного мероприятия или бюджетной программы нижестоящего звена бюджетной системы, т. е. в данном случае часть расходов будет покрываться вышестоящим бюджетом, а часть – нижестоящим.

     В указанных случаях денежные средства предоставляются из вышестоящего бюджета  нижестоящему на безвозвратной и  безвозмездной основе. Кроме того, предоставление денежных средств из вышестоящего бюджета нижестоящему в процессе бюджетного регулирования может быть осуществлено на возвратной основе, т. е. посредством кредитования.

     В мировой практике чаще всего идет речь в данном случае о двух формах кредитования: бюджетном кредите  и бюджетной ссуде.

     Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств другому бюджету на возвратной и возмездной основе.

     Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставленные одним бюджетом другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

     Как мы видим, отличие бюджетной ссуды  от бюджетного кредита заключается  лишь в сроке предоставления денежных средств на заемной основе: в определении  бюджетного кредита этот срок не упомянут, в определении бюджетной ссуды он оговаривается (не более шести месяцев).

     Если  в процессе исполнения бюджета выясняется, что имеющихся доходов недостаточно для покрытия расходов бюджетов, то сокращаются эти расходы. Данный процесс получил название «секвестирование бюджетных расходов».

     Секвестр  [от лат. sequestrum – ограничение] – специальный механизм, предусматривающий запрет на расходование средств в определенных пределах, который вводится в случаях, когда при исполнении бюджета происходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита, либо сокращаются поступления от доходных источников, в результате чего становится невозможным финансирование в полном объеме предусмотренных бюджетом расходов.

     Таким образом, процесс бюджетного регулирования  осуществляется сверху вниз: каждый вышестоящий бюджет регулирует нижестоящие бюджеты.

     Таким образом, государственный бюджет представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ, в которой  определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Государственный бюджет играет важную роль в финансовой системе страны. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста.

     2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

     В Республике Беларусь бюджетная политика, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. В период нахождения страны в рамках Советского Союза осуществлялись некоторые меры финансового регулирования со стороны государства, но поскольку в социалистической экономике считалось невозможным возникновение кризисов и связанных с ними проявлений нестабильности, действие бюджетной политики просто исключалось.

     С 1992 г. система налогообложения в Республике Беларусь находилась в состоянии постоянного реформирования. Это выражалось в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнения их функциональной роли и т.д. Конечно, был использован опыт применения форм и методов налогового регулирования и проанализированы модели налоговых систем развитых рыночных экономик, но Беларусь не пошла по пути простого их копирования. Поэтому процесс реформирования налоговой системы и системы государственных расходов занимает столь длительный процесс, отражая происходящие в нашей стране события [9].

     В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджетном устройстве» республика перешла на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах).

     Согласно Закону Республики Беларусь «О налогах и сборах» применяется способ долевого участия в использовании налоговых поступлений. Он закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов.

     Поскольку республиканский бюджет финансирует расходы на оборону, правоохранительные и судебные органы, обслуживание государственного внутреннего долга, республиканские программы, мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др., то все поступления от общегосударственных налогов зачисляются в общереспубликанский бюджет, а затем по ряду налоговых отчислений осуществляется и долевое использование. Среди налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в республиканские и местные бюджеты, — налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными ресурсами, госпошлина и сборы.

     Следует отметить и отрицательные стороны существующего централизованного порядка распределения налоговых поступлений. Так, местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств, поскольку они недостаточно самостоятельны; высокая дотационность местных бюджетов предопределена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня; нагрузка на финансовые органы возрастает по причине огромных встречных финансовых потоков из региона в Центр, а затем из республиканского бюджета — в местные.

     Бюджетная политика Республики Беларусь имеет следующие направления:

     - обеспечение роста экономики, укрепление финансово-кредитной системы;

     - поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;

     - повышение уровня жизни посредством увеличения зарплаты, пенсий, пособий и других выплат населению, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;

     - государственная поддержка приоритетных отраслей реального сектора экономики [1, с. 329].

     Необходимо отметить, что в структуре налоговых инструментов бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе важнейшую роль играет НДС. В соответствии с общим направлением на упрощение, повышение прозрачности налоговой политики и снижения налоговой нагрузки на экономические субъекты Республики Беларусь с 01.01.2010 был отменен ряд налогов и сборов, включая сбор в Фонд поддержки сельхозпроизводителей. Для компенсации убытков бюджета от данных изменений размер НДС был повышен до 20%, что еще более повысило значимость данного инструмента фискальной политики [8].

     Важным  инструментом бюджетной  политики Республики Беларусь на современном  этапе являются государственные расходы, которые характеризуются высоким уровнем социальной направленности, большим удельным весом расходов на социальную политику. По оценкам международных организаций, проведение социально ориентированной бюджетной политики в республике позволило значительно снизить уровень дифференциации населения по доходам за последние 15 лет, уменьшить количество населения, находящегося у черты бедности с 30-35% в 1994 г. до 5-8% в 2008 г. и повысить общий уровень благосостояния и социальной защищенности.

     Можно отметить, что за прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в проведении бюджетной политики в Республике Беларусь, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы.

     Отличительными  чертами бюджетной  политики Республики Беларусь является использование  следующих инструментов:

     - использование бюджетных расходов, как основного механизма, обеспечивающего функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики;

     - прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества);

     - система государственных закупок  на конкурсной основе является  важным инструментом бюджетно-налогового  регулирования.

     Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета (включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.

     Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета — не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик — не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга — не более 30 % объема доходов бюджета.

     Это показывает, что показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений.

     Можно заметить, что отличительной особенностью бюджетной политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне — в пределах 2—3 % ВВП. Выплаты по внешнему долгу до сих пор не являлись обременительными для государства.

     По оценкам автора на основании публикаций пресс-службы НБРБ и данных электронной страницы НБРБ основная сумма выплат по внешнему долгу Республики Беларусь придется на 2012-2014 гг., когда начнется выплата основных сумм долга по кредитам МВФ в рамках программы stand-by и погашение кредитов Российской Федерации. По данным Национального банка Республики Беларусь на 01.04.2010 г. внешний государственный долг составлял 4,8 млрд. дол. США при утвержденном лимите 2 млрд. дол. Совокупный внешний долг составлял 22,2 млрд. долл. Однако, по подсчетам автора на данный момент внешний государственный долг Республики Беларусь составляет не менее 6 млрд. долл., а совокупный внешний долг не менее 24 млрд. долл. (с учетом последнего транша МВФ, кредита синдиката российских банков и кредита Всемирного Банка) (см. табл. 2.6). 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Финансаам и финансовый рынок"