Контрольная работа по « Финансам и кредитам»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

1. Приоритетные направления финансовой политики Российской федерации на современном этапе.

2. Основные направления антиинфляционной политики в РФ.

3. Понятие и структура кредитной системы.

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

2. Основные направления  антиинфляционной  политики в РФ.

     Одним из сложнейших вопросов экономической  политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям.

      Управление  инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в различных странах, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста удается удерживать в довольно узких пределах.

     Негативные  социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

     Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

  • сокращение инфляционного потенциала
  • предсказуемость динамики инфляции.
  • снижение темпов инфляции
  • стабилизация цен

     Стратегическая  цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

  1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).
  2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.[4].

      Если  инфляция растет в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться жесткими методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким методам, как увеличение налоговых ставок.

      Как показывает мировая практика, сократить  инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая  включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и часто в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Основными задачами стабилизационной программы являются:

- сокращение  правительственных расходов, в том  числе сокращение субсидий;

- повышение  налогов;

- снижение  объемов кредитования коммерческих  банков;

- увеличение  выпуска казначейских облигаций  и объемов зарубежных займов;

- повышение  социальных расходов на нужды  малообеспеченных слоев населения;

- фиксация  обменного курса национальной валюты.

      В осуществлении стабилизационных мер  наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Известно, что повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры не находит поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.

      Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Основная задача, чтобы она начала работать. Поэтому, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам.

     Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных  мер весьма трудно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

     Конкретные  методы сдерживания инфляции необходимо разрабатывать после определения  характера инфляции, выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение комплекса таких мер, которые соответствуют этой специфике.

     Инфляция  может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей.

     Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются. [5],[6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Понятие и структура  кредитной системы.

   Современна  кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита.

   Различают два понятия кредитной системы: 1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма); 2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональная форма).

   В первом аспекте кредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему во втором (институциональном) понимании. Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы являются банки. Кредитная система — более широкое и емкое понятие, чем банковская система, включающая лишь совокупность банков, действующих в стране.

   БАНК  — коммерческое учреждение, которое  привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещает их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет   расчетные,   комиссионно-посреднические и иные операции.

Кредит – это движение ссудного капитала, выдаваемого во временное пользование на условиях платности, срочности и возвратности.

Кредит  выполняет следующие функции:

  1. выравнивание нормы прибыли и обеспечение перемещения капитала по отраслям;
  2. обеспечение непрерывного круговорота средств предприятий;
  3. способствование развитию производительных сил в народном хозяйстве;
 

Финансово-кредитное  обеспечение предприятий, организаций  и физических лиц осуществляется через кредитную систему.

 

 

 

 

 

 

Коммерческий  банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях платежности, срочности и возвратности с целью получения прибыли; также коммерческий банк выполняет комиссионные, расчетные и другие операции.

Типы  коммерческих банков:

  1. АО Сбербанк;
  2. АО Промстройбанк;
  3. АО Внешторгбанк;
  4. инвестиционные;
  5. инновационные;
  6. биржевые;
  7. ипотечные и т.д.

    Специализированные  финансово-кредитные институты:

  1. Инвестиционные фонды (принимают вклады только от юридических лиц);
  2. Финансовые фонды (принимают вклады, как от юридических, так и от физических лиц);
  3. Страховые фонды;
  4. Пенсионные фонды;
  5. Общества взаимного кредита;
  6. Ломбарды;
  7. Лизинговые компании;
  8. Факторинговые компании (Факторинг – это переуступка долговых обязательств);
  9. Форфейтинговые компании (Форфейтинг – это факторинг на международном уровне).

Центральный банк России находится в федеральной  собственности и не зависит ни от исполнительных, ни от законодательных  органов власти. ЦБР выполняет  следующие функции:

  1. Обеспечение устойчивости рубля (борьба с инфляцией, создание валютного коридора и т.д.).
  2. Регулирование денежного обращения (эмиссия денежных знаков и изъятие их из обращения).
  3. Регулирование денежно-кредитных отношений. ЦБР определяет ставку рефинансирования – учетную ставку, задает нормативы для коммерческих банков. Учетная ставка – это плата за кредит коммерческим банкам (сколько коммерческий банк должен будет вернуть ЦБР за пользование кредитом), регулирует объем кредитов, которые могут быть выданы коммерческим банкам.
  4. Организация размещения государственных займов (ГКО) среди населения и юридических лиц.
  5. Организация безналичных расчетов.
  6. Является хранилищем золотовалютных резервов страны.
  7. Представляет интересы России в международных финансовых организациях.

      Осуществляет  надзор и контроль за деятельностью  коммерческих банков.

      Развитие  современной кредитной системы  России на  современном этапе  характеризуется относительной  стабильностью. К  2000 г. российская кредитная  система практически полностью оправилась от основных последствий кризиса 1998 г. В случае благоприятного сценария развития российской экономики (рост ВВП на 4-4,5%, продолжение монетизации экономики и укрепление рубля на 8-9%, а также усиление процессов концентрации и реструктуризации банковского капитала) экономистами предполагаются следующие направления развития кредитной системы.

      Первое. Активизация кредитования (кредиты могут достигнуть 0,4-0,7% ВВП), что приведет к росту активов на 0,6-0,9% ВВП. При этом в условиях подъема внутреннего спроса и сокращения внешнеторгового сальдо продолжится рост прежде всего рублевого кредитования. Объем государственных ценных бумаг в портфелях банков по номиналу увеличится незначительно.

      Второе. Увеличение капитализации банков, причем без особого участия государства. Совокупный капитал российских банков близок к докризисному уровню лишь номинально. Реальный капитал отечественной банковской системы около 5 млрд дол. США. Это ниже капитала одного не самого крупного американского банка. Несмотря на то, что практика прямого участия государства в рекапитализации банков имеется в ряде стран,  у государства сеть в распоряжении и другие способы, позволяющие найти источники рекапитализации в самой банковской системе. Так, значительный эффект могут дать косвенные меры поддержки банков со стороны государства. Доходы кредитных учреждений  в 2001 г. будут примерно соответствовать доходам второго полугодия 2000 г. (то есть 40-50 млрд. руб. за год или 0,5-0,6% ВВП). Произойдет дальнейшее увеличение роли доходов от кредитования (так как пойдет отдача от прироста кредитов 2000 г.).

Информация о работе Контрольная работа по « Финансам и кредитам»