Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:42, реферат
В 70-е годы в американском управлении утвердились понятия «человеческие ресурсы» и управления ими взамен «персонала» и «управления персоналом». Большинство фирм отказались также от традиционных наименований кадровых подразделений в пользу «отделов (служб) человеческих ресурсов», ввели новую терминологию в служебные документы. Сегодня она используется и применительно к планированию потребности в трудовых ресурсах и комплектованию штата (планирование «человеческих ресурсов») и п
Моделі управління людськими ресурсами
В управлении персоналом можно выделить три взаимосвязанных подхода, вытекающих из экономических и организационных теорий*.
Первый подход связан с формированием человеческого капитала. Он основан на стремлении организации развивать свой собственный трудовой потенциал, а не набирать людей со стороны. Этот подход является вариацией философии "создать или купить": одни компании считают более экономичным покупать, чем производить комплектующие компоненты для своего изделия, другие компании предпочитают купить готовый талант на стороне, чем вложить деньги в его подготовку и развитие.
Данная стратегия имеет свои положительные и отрицательные моменты. В условиях высококонкурентных внешних рынков труда организации выгоднее (во избежание потери работника) устанавливать работнику высокую заработную плату за дополнительную квалификацию. В данном случае организация оплачивает работнику новые навыки, позволяющие приобретать и накапливать опыт. Таким образом, для работника опыт - это подарок от организации за снижение текучести кадров, ибо издержки на опыт -это дополнительное обучение.
Второй подход связан с использованием в управлении персоналом факторов, мотивирующих работодателя к поиску на внешнем рынке труда рабочей силы оптимального профессионального профиля. Нужно при этом учитывать, что привлечение рабочей силы внешнего рынка связано с определенными ограничениями. Так, необходимы определенные затраты на отбор кадров, существуют определенные препятствия в результате деятельности профсоюзных ассоциаций, конъюнктура рынка может снизить предложение квалифицированной рабочей силы, требующейся для данной организации. В этих условиях использование внешнего трудового рынка увеличивает издержки, связанные с наймом работников.
В результате этого организации становится выгоднее развивать рабочую силу на основе создаваемых ею самой правил. Внимание уделяется удержанию квалифицированных и опытных работников при высоких требованиях к каждому рабочему месту. Текучесть кадров и их отсутствие на рабочих местах рассматриваются как дорогостоящие последствия использования внешнего рынка труда.
Третий подход опирается на концепцию преданности организации, что приводит к созданию поведенческой модели организации. В данном случае степень вовлечения сотрудников в ее деятельность такова, что они идентифицируются с организацией. Экономические отношения между работником и работодателем подкрепляются контрактами между сотрудниками и организацией, в которых определяется заработная плата, другие экономические параметры, устанавливающие ответственность и ограничивающие злоупотребление властью. Но при этом включаются психологические факторы, например, добросовестность работника, определенность задания и его зависимость от исполнения, личные ценности и ценности фирмы, индивидуальные и групповые отношения и т.д.
Такое сочетание экономических и психологических параметров имеет целью включить в обязанности работника ответственность за результаты исполнения в обстановке высокого к нему доверия. Если управленческая философия организации заключается в "добросовестном ежедневном труде за определенную дневную плату", ее "психологический контракт" с работниками будет характеризоваться наличием большого количества «синих воротничков». Если ее философия заключается в обеспечении значимого и вознаграждаемого труда, она будет больше инвестировать в развитие рабочих. Система управления персоналом "сверху вниз" централизует решения по отбору, оценке, поощрению и развитию; система управления "снизу вверх" распределяет решения по всем уровням.
Система человеческих ресурсов, направленная на групповое исполнение, будет учитывать в процессе отбора социальную совместимость. Она также будет использовать сориентированную на группу систему оценки и предоставлять поощрения, приемлемые для группы как единого целого.
Американские предприниматели тяготеют в основном к индивидуальному подходу, в то время как японские отдают предпочтение концепции команды.
Сочетанием трех рассмотренных подходов формируются две зарубежные модели управления персоналом. Как видно из таблицы, американская модель управления организацией приспосабливается к внешним обстоятельствам, изменение которых ведет к изменению деятельности организации в целом. В японской модели управления важнейшие механизмы изменений связаны с внутренними механизмами размещения рабочей силы.
Подход к управлению персоналом | Американская модель | Японская модель |
1. Подход «человеческий капитал» | Малые вложения
в обучение.
Сотрудника легче «купить» Обучение конкретным навыкам. Формализованная оценка |
Крупные вложения
в обучение
Сотрудника нужно «растить» Общее обучение Неформализованная оценка |
2. Подход «рынок трудовых ресурсов» | На первом
месте внешние факторы
Краткосрочный наем. Специализированная лестница продвижения |
На первом
месте внутренние факторы
Долгосрочный (пожизненный) наем Неспециализированная лестница продвижения |
3.
Подход «преданность |
Прямые контракты
по найму.
Внешние стимулы. Индивидуальные рабочие задания. Жесткая модель служебной карьеры. |
Подразумеваемые
контракты.
Внутренние стимулы. Групповая ориентация в работе. Сложная лестница продвижения «змея») |
Підхід | Бюрократична модель (Західна Європа та США) | Патерналістська модель (Японія) |
Людський фактор | Вузька спеціалізація, навчання конкретним навичкам, формалізована оцінка, низькі витрати на навчання | Загальна освіта, безперервне навчання, неформалізовані оцінки, великі витрати на навчання |
Трудовий ринок | На першому місці – зовнішні фактори, тимчасовий найм, спеціалізована кар’єра | На першому місці – внутрішні фактори, довічний найм, неспеціалізована кар’єра |
Відданість | Відданість професії, прямі контракти з персоналом, зовнішні стимули, індивідуальні робочі завдання та відповідальність | Відданість фірмі, внутрішні стимули, групова орієнтація в роботі |
Информация о работе Концепция человеческих ресурсов в американском менеджменте