Концепция человеческих ресурсов в американском менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:42, реферат

Описание работы

В 70-е годы в американском управлении утвердились понятия «человеческие ресурсы» и управления ими взамен «персонала» и «управления персоналом». Большинство фирм отказались также от традиционных наименований кадровых подразделений в пользу «отделов (служб) человеческих ресурсов», ввели новую терминологию в служебные документы. Сегодня она используется и применительно к планированию потребности в трудовых ресурсах и комплектованию штата (планирование «человеческих ресурсов») и п

Работа содержит 1 файл

Американская модель управления персоналом.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Моделі  управління людськими ресурсами

И что выбрать нам?

В управлении персоналом можно выделить три взаимосвязанных  подхода, вытекающих из экономических и организационных теорий*.

Первый  подход связан с формированием человеческого  капитала. Он основан на стремлении организации развивать свой собственный  трудовой потенциал, а не набирать людей со стороны. Этот подход является вариацией философии "создать или купить": одни компании считают более экономичным покупать, чем производить комплектующие компоненты для своего изделия, другие компании предпочитают купить готовый талант на стороне, чем вложить деньги в его подготовку и развитие.

Данная  стратегия имеет свои положительные и отрицательные моменты. В условиях высококонкурентных внешних рынков труда организации выгоднее (во избежание потери работника) устанавливать работнику высокую заработную плату за дополнительную квалификацию. В данном случае организация оплачивает работнику новые навыки, позволяющие приобретать и накапливать опыт. Таким образом, для работника опыт - это подарок от организации за снижение текучести кадров, ибо издержки на опыт -это дополнительное обучение.

Второй  подход связан с использованием в управлении персоналом факторов, мотивирующих работодателя к поиску на внешнем рынке труда рабочей силы оптимального профессионального профиля. Нужно при этом учитывать, что привлечение рабочей силы внешнего рынка связано с определенными ограничениями. Так, необходимы определенные затраты на отбор кадров, существуют определенные препятствия в результате деятельности профсоюзных ассоциаций, конъюнктура рынка может снизить предложение квалифицированной рабочей силы, требующейся для данной организации. В этих условиях использование внешнего трудового рынка увеличивает издержки, связанные с наймом работников.

В результате этого организации становится выгоднее развивать рабочую силу на основе создаваемых ею самой правил. Внимание уделяется удержанию квалифицированных и опытных работников при высоких требованиях к каждому рабочему месту. Текучесть кадров и их отсутствие на рабочих местах рассматриваются как дорогостоящие последствия использования внешнего рынка труда.

Третий  подход опирается на концепцию преданности  организации, что приводит к созданию поведенческой модели организации. В данном случае степень вовлечения сотрудников в ее деятельность такова, что они идентифицируются с организацией. Экономические отношения между работником и работодателем подкрепляются контрактами между сотрудниками и организацией, в которых определяется заработная плата, другие экономические параметры, устанавливающие ответственность и ограничивающие злоупотребление властью. Но при этом включаются психологические факторы, например, добросовестность работника, определенность задания и его зависимость от исполнения, личные ценности и ценности фирмы, индивидуальные и групповые отношения и т.д.

Такое сочетание экономических и психологических параметров имеет целью включить в обязанности работника ответственность за результаты исполнения в обстановке высокого к нему доверия. Если управленческая философия организации заключается в "добросовестном ежедневном труде за определенную дневную плату", ее "психологический контракт" с работниками будет характеризоваться наличием большого количества «синих воротничков». Если ее философия заключается в обеспечении значимого и вознаграждаемого труда, она будет больше инвестировать в развитие рабочих. Система управления персоналом "сверху вниз" централизует решения по отбору, оценке, поощрению и развитию; система управления "снизу вверх" распределяет решения по всем уровням.

Система человеческих ресурсов, направленная на групповое исполнение, будет учитывать в процессе отбора социальную совместимость. Она также будет использовать сориентированную на группу систему оценки и предоставлять поощрения, приемлемые для группы как единого целого.

Американские  предприниматели тяготеют в основном к индивидуальному подходу, в то время как японские отдают предпочтение концепции команды.

Сочетанием  трех рассмотренных подходов формируются  две зарубежные модели управления персоналом. Как видно из таблицы, американская модель управления организацией приспосабливается к внешним обстоятельствам, изменение которых ведет к изменению деятельности организации в целом. В японской модели управления важнейшие механизмы изменений связаны с внутренними механизмами размещения рабочей силы.

Подход  к управлению персоналом Американская  модель Японская  модель
1. Подход «человеческий капитал» Малые вложения в обучение.

Сотрудника  легче «купить»

Обучение  конкретным навыкам.

Формализованная оценка

Крупные вложения в обучение

Сотрудника  нужно «растить»

Общее обучение

Неформализованная оценка

2. Подход «рынок трудовых ресурсов» На первом месте внешние факторы

Краткосрочный наем.

Специализированная  лестница продвижения

На первом месте внутренние факторы

Долгосрочный (пожизненный) наем

Неспециализированная  лестница продвижения

3. Подход «преданность организации» Прямые контракты  по найму.

Внешние стимулы.

Индивидуальные  рабочие задания.

Жесткая модель служебной карьеры.

Подразумеваемые контракты.

Внутренние  стимулы.

Групповая ориентация в работе.

Сложная лестница продвижения «змея»)

 
 
Підхід  Бюрократична  модель (Західна Європа та США) Патерналістська модель (Японія)
Людський фактор Вузька  спеціалізація, навчання конкретним навичкам, формалізована оцінка, низькі витрати на навчання Загальна  освіта, безперервне навчання, неформалізовані оцінки, великі витрати на навчання
Трудовий  ринок  На першому  місці – зовнішні фактори, тимчасовий найм, спеціалізована кар’єра  На першому  місці – внутрішні фактори, довічний найм, неспеціалізована кар’єра
Відданість  Відданість  професії, прямі контракти з персоналом, зовнішні стимули, індивідуальні робочі завдання та відповідальність Відданість  фірмі, внутрішні стимули, групова  орієнтація в роботі

Информация о работе Концепция человеческих ресурсов в американском менеджменте