Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:42, реферат
В 70-е годы в американском управлении утвердились понятия «человеческие ресурсы» и управления ими взамен «персонала» и «управления персоналом». Большинство фирм отказались также от традиционных наименований кадровых подразделений в пользу «отделов (служб) человеческих ресурсов», ввели новую терминологию в служебные документы. Сегодня она используется и применительно к планированию потребности в трудовых ресурсах и комплектованию штата (планирование «человеческих ресурсов») и п
Концепция
человеческих ресурсов
в американском менеджменте
В 70-е годы в американском управлении утвердились
понятия «человеческие ресурсы» и управления
ими взамен «персонала» и «управления
персоналом». Большинство фирм отказались
также от традиционных наименований кадровых
подразделений в пользу «отделов (служб)
человеческих ресурсов», ввели новую терминологию
в служебные документы. Сегодня она используется
и применительно к планированию потребности
в трудовых ресурсах и комплектованию
штата (планирование «человеческих ресурсов»)
и применительно к повышению квалификации
и профессиональному развитию работников
(«развитие человеческих ресурсов»). Изменения
отражают переосмысление роли и места
человека на производстве, происходящее
в управлении в эпоху НТР, принятие новых
теоретических концепций в основу управления
персоналом и, как следствие, внедрение
многими фирмами ряда новшеств в формах
и методах кадровой работы. В то же время,
став общеупотребительной, новая терминология
сама по себе уже ничего не обозначает,
за «сменой вывески» кадровых служб во
многих корпорациях не стоит реальных
изменений. Концепция и практика кадровой
работы формировались многие десятилетия
в условиях практически неограниченного
рынка рабочей силы, высокой текучести
персонала, отсутствия обязательств нанимателя
перед уволенным работником (установленных
законом, соглашением с профсоюзом или
в «добровольном» порядке). Соответственно
дополнительные расходы на персонал рассматривались
как вычет из капитала, корпорации стремились
во всех случаях свести их к минимуму.
Идея минимизации вложений капитала в
наемную рабочую силу лежала в основе
принципов управления персоналом, вытекавших
из положений школы «научного управления».
Буржуазная наука управления требовала
минимизации зависимости технологических
процессов от субъективного фактора. Реализация
этих требований, в частности при проектировании
рабочих мест, уменьшала зависимость производства
от качества труда исполнителей. Расщепление
технологического процесса на простейшие,
элементарные операции решало задачу
минимизации квалификационных требований
к оператору и позволяло использовать
дешевую рабочую силу низкой квалификации.
Жесткое разделение труда проводилось
не только между операторами, но и между
трудом исполнительским и трудом управленческим
и между функциями и иерархическими уровнями
управления. Представители школы «научного
управления», включая Ф. Тейлора, могли
на словах призывать даже к более гуманному
отношению к рабочей силе, но это противоречило
реализации основополагающих принципов
управления в условиях погони за прибылью.
Иллюстрацией этого положения может служить
практика найма рабочих в начале века
на заводах «Форда» и других фирм. Он осуществлялся
из числа работников, находившихся непосредственно
за воротами предприятия. Рабочий сразу
ставился к своему месту у конвейера, где
и определялась его способность к труду.
Как только обнаруживалось, что работник
не выдерживает темп, задаваемый конвейером,
- это могло произойти в первые недели
или дни работы или уже позднее, - следовало
увольнение, найм нового работника, после
чего цикл обычно повторялся. Текучесть
выражалась двузначными цифрами, но это
не отражалось на экономическом положении
фирмы. Практически малообоснованными
с позиции целей капиталистического производства
оставались и призывы школы «человеческих
отношений». Она не могла подкрепить свои
рекомендации управляющим по гуманизации
отношений на производстве аргументами
прибыльности (в условиях традиционной
технологии мероприятия, предлагавшиеся
представителями школы «человеческих
отношений», часто и в самом деле не имели
прямого «выхода» на прибыль отдельной
корпорации). Их предложения по улучшению
работы с кадрами были ограничены рамками
ничтожных бюджетов кадровых служб либо
отвергались промышленностью. Нередко
рекомендации затрагивали лишь внешние
атрибуты условий трудовой деятельности
работников. Так, предлагалось за счет
обучения управляющих менее авторитарным
формам общения с подчиненными либо минимальных
изменений в условиях труда работников
(например, улучшая освещенность на рабочем
месте) добиться роста производительности
их труда, благоприятного социально-психологического
климата, улучшения трудовых отношений.
Отличие концепции «человеческих ресурсов»
от концепций управления персоналом, лежащих
в основе школ «научного управления» или
«человеческих отношений», состоит в признании
экономической целесообразности капиталовложений,
связанных с привлечением рабочей силы,
поддержанием ее в трудоспособном состоянии,
обучением и даже созданием условий для
более полного выявления возможностей
и способностей, заложенных в личности.
Концепция человеческих ресурсов является,
прежде всего, практической концепцией,
появившейся в ответ на изменения условий
хозяйственной деятельности корпораций
в производственной, технической, социально-экономической
сферах. Проявлением этих изменений явилось
повышение роли рабочей силы в производстве.
Решающим фактором конкурентоспособности
во многих отраслях стали обеспеченность
квалифицированной рабочей силой (начиная
с руководителей высшего звена и вплоть
до операторов), уровень ее мотивации,
организационные формы и другие обстоятельства,
определяющие эффективность использования
персонала. Американские специалисты
ссылаются чаще всего на этот фактор и
в объяснении причин успеха японских монополий.
«Главное преимущество Японии, - пишет
исследователь Б. Брус-Бриггс, - состоит
в том, что она имеет хорошую дешевую рабочую
силу». В итоге традиционный подход к работе
с персоналом, основанный на «минимизации
затрат» на него, во многих корпорациях
обнаружил несостоятельность. Один из
постулатов теории «человеческих ресурсов»
является приложимость ценностных категорий
и оценок к использованию рабочей силы.
При этом, с одной стороны, применение
«человеческих ресурсов» характеризуется
определенными затратами нанимателя,
помимо выплачиваемой заработной платы.
К ним можно отнести затраты на отбор персонала,
его обучение, социальное страхование
и т.п. С другой стороны, человеческие ресурсы
характеризуются способностью создавать
доход, поступающий в распоряжение работодателя.
Именно эта способность определяет «ценностной»
аспект использования человеческих ресурсов.
Величина дохода зависит от индивидуальной
производительности труда, его продолжительности
и эффективности. Понятно, что здоровый
работник с высоким уровнем квалификации,
обученности и мотивации приносит компании
более высокий доход, которым определяется
его «ценность» для фирмы. В экономических
исследованиях американские ученые приходят
к выводу, что рост валового национального
продукта США в послевоенные годы был
в первую очередь связан с «фактором труда»,
в меньшей степени с так называемым «фактором
капитала», тогда как «фактор земли» почти
не участвовал в этом процессе.
Влияние
фактора труда характеризуется
двумя моментами: количественными (увеличение
численности рабочей силы) и качественными
изменениями, в которых наиболее ощутимо
влияние НТР на производство. Это влияние
осуществляется через изменение технологии
и организации производства, рост обученности
работников, изменение их профессионально-
В сучасній
теорії і практиці управління персоналом
на фірмах індустріально розвинутих країн
домінують два діаметрально протилежних
підходи — американський і японський.
Американський — передбачає початкове
визначення професійно-кваліфікаиійної
моделі «посади» і «підтягування» до найбільш
відповідних працівників за схемою «посада
— працівник». Особливостями системи
управління в американських фірмах є наступне:
персонал розглядається як основне джерело
підвищення ефективності виробництва;
йому надається певна автономія; підбір
здійснюється за такими критеріями, як
освіта, практичний досвід роботи, психологічна
сумісність, уміння працювати в колективі;
орієнтація на вузьку спеціалізацію менеджерів,
інженерів, вчених.
Американські менеджери традиційно орієнтовані
на індивідуальні цінності і результати.
Вся управлінська діяльність в американських
компаніях ґрунтується на механізмі індивідуальної
відповідальності, оцінці індивідуальних
результатів, розробки кількісних виражень
цілей, які мають короткотерміновий характер.
Управлінські рішення, як правило, приймають
конкретні особи і несуть відповідальність
за їх реалізацію.
Характерними умовами праці є:
зменшення обсягів роботи в центральних
службах і скорочення адміністративного
апарату;
більш широкий перелік професій і посадових
інструкцій;
перехід на гнучкі форми оплати праці;
об'єднання інженерів, вчених і виробничників
у наскрізні колективи - проектно-цільові
групи.
Традиційно в індустріальних країнах,
Канаді, США як малі, так і великі підприємства
дотримуються відкритої політики «вхід
- вихід», при якій процедура підбору кадрів
проста, тому робітника можна звільнити
або перемістити, якщо це потрібно фірмі.
В американських фірмах застосовуються
чотири форми залучення персоналу до управління:
1) участь працівників в управлінні працею та якістю продукції на рівні виробничого цеху чи іншого такого ж підрозділу;
2) створення робітничих рад або спільних комітетів робітників і менеджерів;
3) запровадження системи участі персоналу в одержаному прибутку;
4) участь представників найманої праці в роботі рад директорів корпорацій.[43]
Зокрема, майже 25% американських фірм з кількістю працівників понад 500 осіб мають в організаційній структурі управління ради робітників чи спільні комітети робітників та адміністрації.
Американська практика в її найбільш сучасних і передовим з управлінської точки зору проявах розробляє і використовує широкий арсенал новітніх форм і методів роботи з резервом керівних кадрів. Вони тісно погоджуються з іншими елементами організації праці і управління, із системами оплати праці, у тому числі з диференційованим преміюванням.
Кадровая политика в американских фирмах строится на более или менее одинаковых принципах.
Общими критериями по подбору кадров являются образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе.
Руководящие кадры в фирме назначаются.
Особе внимание уделяется обеспечению фирмы квалифицированными рабочими кадрами таких профессий, как наладчики, инструментальщики, ремонтный персонал. Существует нехватка квалифицированного персонала в нижнем звене: старших мастеров и мастеров. Это обусловлено высокими требованиями и ответственностью, недостаточным моральным и материальным стимулированием, нежеланием квалифицированных рабочих занимать должности мастера, повышением требований к этой работе в области техники и человеческого фактора.
Внедрение автоматизации в производстве внесло существенные изменения условий труда персонала:
- замена жестких перечней профессий и должностных инструкций более широкими, приемлемыми и удобными для работников;
- уменьшением объема работы в центральных службах и сокращением административного аппарата;
- переход на гибкие формы оплаты труда;
- объединение
инженеров, ученых и
Большое значение в разработке кадровой политики имеют принципы и требования, предъявляемые к работникам, принимаемым на работу.
Американские фирмы, использующие традиционные принципы отбора кадров при приеме на работу, основное внимание уделяют специализированным знаниям и профессиональным навыкам.
Фирмы ориентируются на узкую специализацию менеджеров, инженеров и ученых. Американские специалисты, как правило, профессионалы в узкой области знаний, и поэтому продвижение их по иерархии управления происходит только по вертикали, что означает, к примеру, что финансист будет делать карьеру только в этой области. Это ограничивает возможности продвижения по уровням управления, обуславливает текучесть управленческих кадров, их переход из одной фирмы в другую.
При приеме на работу все кандидаты проходят тестирование для выявления профессиональной подготовки. Обычно каждая фирма разрабатывает свои критерии отбора и порядок найма работников. После приема на работу проводится процедура введения в должность, когда работника знакомят с его обязанностями по инструкциям, соответствующим его узкой специализации, деятельностью фирмы в целом и ее организационной структурой.
В американских фирмах увольнение персонала, включая менеджеров, всегда сопровождается серией оценочных и воспитательных приемов, за исключением экстремальных ситуаций (воровство, мошенничество, очевидное нарушение порядка). Оценка каждого работника проводится один или два раза в год. Результаты проведенной оценки обсуждаются работниками и его начальником и подписываются ими. Они содержат перечень недостатков в работе и путей их ликвидации, а также, в случае необходимости, предупреждение об увольнении или о том, что дальнейшее пребывание в должности зависит от улучшения работы.
Окончательное решение об увольнении работника принимает руководитель на два-три уровня выше непосредственного начальника. Если увольняемый является членом профсоюза, то причины увольнения обсуждаются с представителями профсоюза в соответствии с трудовым соглашением. Работник в любом случае может обжаловать решение об увольнении на более высоком уровне руководства или через суд. В некоторых фирмах имеются комиссии по трудовым спорам, которые разбирают жалобы работников в связи с увольнением. В состав таких комиссий входят как представители администрации, так и рабочие.
В большинстве фирм в современных условиях преобладает тенденция к сокращению числа работников функциональных служб в процессе реорганизации фирмы в целом. Например, компании «Ford» и «Chrysler» сократили примерно 40% работников функциональных служб. Наряду с сокращением численности административного персонала была перестроена система информационных потоков и процедур принятия решений.
США
- основна увага приділяється спеціалізованим
знанням і фаховим навичкам.
Особливості добору кадрів у США:
1) Орієнтація на вузьку спеціалізацію
менеджерів.
2) Просування по службі в зв'язку з цим
відбувається тільки по вертикалі.
3) Для потенційних кандидатів обов'язковим
є тестування для виявлення рівня фахової
підготовки.
4) Прийнятого робітника знайомлять із
його обов'язками в рамках його спеціалізації
і повноважень і не знайомлять із діяльністю
фірми в цілому.
Информация о работе Концепция человеческих ресурсов в американском менеджменте