Коммерческие банки – основное звено банковской системы и их функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 16:38, доклад

Описание работы

Коммерческие банки по статусу, по целям и направлениям не равноценны, но у всех банков есть общая основа: наличие баланса и его строение; характер основных функций и операций; получение дохода от своей деятельности.
Коммерческие банки также характеризуются как основное звено кредитной системы. Это означает, что банки, как основной центр кредитования, раскрывают богатые возможности кредита. В банковской системе кредит выдают центральный банк, банки второго уровня, специальные кредитные институты. А коммерческие банки, Коммерческие банки в условиях рыночной экономики – это активные деловые банки и во всех странах в банковской системе они занимают особое место.

Работа содержит 1 файл

коммерческие банки.docx

— 42.78 Кб (Скачать)

    -     депозитные вклады  с графиком расходования;

    -     депозитные сертификаты;

    -     сберегательные сертификаты;

    -     кредитование предприятий;

    -     рефинансирование;

    -     учет векселей;

    -     выпуск банковских векселей;

    -     открытие корреспондентских счетов;

    -     инкассация;

    валютное  обслуживание (рассчетно - кассовое, экспортно - импортное, купля - продажа СКВ, хранение ценных бумаг, операции с ценными бумагами и др.).

    Система управления кредитными операциями

    Кредитная деятельность банка  является одним из основополагающих критериев, который отличает его от небанковских учреждений. В мировой  практике именно с  кредитованием связана  значительная часть  прибыли банка. Невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств связанных с ним предприятий, банков и частных лиц. Поэтому управление кредитными операциями является необходимой частью стратегии и тактики выживания и развития любого коммерческого банка.

    В процессе управления кредитными операциями коммерческого банка  можно выделить несколько  общих характерных  этапов [43]:

    1. Разработка целей и задач кредитной политики банка. Кредитную политику можно определить как совокупность мероприятий, направленных на создание условий для эффективного размещения привлеченных средств в кредиты в целях обеспечения стабильного роста прибыли банка. Каждый банк формирует свою кредитную политику, учитывая экономические, политические, географические, организационные и иные факторы, оказывающие влияние на его деятельность. Таким образом, кредитная политика коммерческого банка, являясь основополагающим элементом процесса управления кредитным портфелем, определяет долгосрочные целевые установки банка в данной сфере деятельности, учитывая общую направленность функционирования банка, а также инструменты и процедуры непосредственной работы служащих в процессе управления.

    2. Создание административной системы управления рисками. Управление рисками в коммерческом банке это система ограничения рисков с целью выполнения стратегий развития банка, получения запланированной прибыли и обеспечения его устойчивой текущей работы.

    Задача  системы управления рисков состоит в  расчете лимитов  на величину принимаемых  рисков, т.е. ожидаемых  потерь, а также  лимитов на объем открытых позиций по финансовым инструментам и видам риска.

    3. Изучение финансового состояния заемщика. Для принятия решения о выдаче кредита в банке тщательно изучается финансовое состояние заемщика - его способность своевременно погасить кредитную задолженность. Это очень важная часть работы кредитного отдела, ведь от него во многом зависит эффективность работы самого банка. На этом этапе сотрудники банка изучают финансовую отчетность потенциального заемщика: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении капитала и т.д. На основании этих данных рассчитываются финансовые показатели, объективно характеризующие эффективность деятельности предприятия. Анализ финансового состояния предприятия проводит кредитный инспектор; он изучает также другую доступную информацию о потенциальном заемщике и делает предварительный вывод о возможности предоставления ему кредита. Решение о предоставлении кредита или об отказе принимает кредитная комиссия банка.

    4. Изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей. Если клиент уже получал кредит в данном банке, кредитный инспектор имеет возможность ознакомиться с его кредитной историей, находящейся в архиве банка. Форма веления кредитной истории не регламентируется.

    5. Анализ обеспечения кредита. Закон 'О банках и банковской деятельности' предусматривает, что выдача кредита коммерческими банками должна производиться под различные формы обеспечения кредита: залог недвижимого и движимого имуществ, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковские гарантии и иные способы, предусмотренные федеральными законами или договором.

В качестве кредитного обеспечения заемщик  может использовать одну из перечисленных  форм или одновременно несколько форм, что  закрепляется в кредитном договоре. Обеспечительные обязательства по возврату кредита оформляются вместе с кредитным договором и являются обязательным приложением к нему.

 
     
 

   6. Разработка и подписание кредитного соглашения. После анализа кредитоспособности заемщика сотрудники кредитного отдела готовят заключения по данному делу и отправляют его на рассмотрение кредитной комиссии. В случае вынесения положительного решения готовится кредитный договор, в котором предусмотрены размер и срок кредита, процентная ставка и другие существенные    условия.     Кредитный    договор    заключается    в письменной форме.

    7.Анализ рисков невозврата кредитов.

    8. Кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд.В течение всего срока действия кредитного договора сотрудниками банка проводится кредитный мониторинг заемщика с целью контроля за целевым расходованием кредитных средств, изменением стоимости заложенного имущества, контролем за состоянием бизнеса заемщика и т.д.

    9. Мероприятия по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации залогов.

Эти этапы предполагают достаточно большой  объем обрабатываемой информации, поэтому  целесообразно использовать средства автоматизации, которые в идеале должны обеспечивать полную информационно-аналитическую поддержку на всех этапах управления кредитными операциями.

Процесс оценки кредитоспособности заемщиков.

    Кредитоспособность  предприятия более  узкое понятие, чем  его платежеспособность, возможность и  готовность предприятия  погасить все виды задолженности. Если свою обычную задолженность  предприятие должно погашать, как правило, за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг), то ссудная  задолженность имеет  ещё три источника  погашения:      

      выручка от реализации  имущества, принятого  банком в залог  по 
ссуде;      

      гарантии другого  банка или предприятия;      

      страховые возмещения.

    Поэтому принято считать, что коммерческий банк, грамотно дающий ссуды, может рассчитывать на полное или хотя бы частичное их возмещение даже в том случае, когда заемщик окажется неплатежеспособен.

    Под кредитоспособностью  заемщика принято  понимать способность  погашать ссудную  задолженность. Её оценка представляет собой  оценку банком заёмщика с точки зрения возможности и  целесообразности предоставления ему кредита. Она  определяет вероятность  своевременного возврата его и выплаты процентов по нему.

    Основными задачами определения  кредитоспособности заемщика являются изучение финансового положения  предприятия, предупреждение потерь кредитных ресурсов вследствие неэффективной деятельности заёмщика, стимулирование предприятия в направлении повышения его деятельности и кредитования.

    Изучение  банками разнообразных  факторов, которые  могут повлечь  за собой непогашение  кредитов, или, напротив, обеспечивают их своевременный  возврат, составляет содержание банковского  анализа кредитоспособности.

    Способность своевременно возвращать кредит оценивается  путем анализа  баланса предприятия  на ликвидность, эффективного использования кредита и оборотных средств, уровня рентабельности, а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качеств руководителей предприятий.

    В связи с различиями в формах собственности  и видах деятельности банков и предприятий  условия кредитной  сделки, заключённой  между ними, могут  поддаваться значительным изменениям.

Поэтому заёмщик, желающий заключить  кредитную сделку, в первую очередь  должен предоставить банку для рассмотрения целый ряд документов, необходимых для оценки кредитоспособности и подписания кредитного договора.

    Рассматривая  кредитную заявку, служащие банка учитывают  много факторов, определяющих риск невозврата кредита.

    Для получения такого рода данных банку, разумеется, потребуется информация, характеризующая финансовое состояние фирмы. Это обуславливает необходимость изучения финансовых отчетов, возможности появления непредвиденных обстоятельств и положения со страхованием. Источниками информации о кредитоспособности заемщика могут служить:      

      переговоры с заявителями;      

      анализ финансовых  отчетов заёмщика;      

      внешние источники  информации;      

      инспекция на месте.

В   первую   очередь   банк   анализирует   информацию,   полученную непосредственно от заёмщика - это все данные, которые он предоставляет в банк. Затем эти данные проверяются с помощью других дополнительных источников и систематизируются в банке в форме досье заёмщика.

    Источники сведений, необходимых  для оценки кредитоспособности. Первым источником информации для оценки кредитоспособности хозяйственных организаций должен служить их баланс, Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие, и какой по величине кредит эти средства обеспечивают. Однако, для обоснованного и всестороннего заключения о кредитоспособности клиентов банка балансовых сведений недостаточно. Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время как для выводов о степени кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективы развития предприятий, их жизнеспособность. Поэтому в качестве источника сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности, следует использовать: данные оперативного учета, ТЭО, сведения, накапливаемые в вычислительных центрах банков, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследования по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке кредитоспособности хозяйственных организаций.

    Как показывает практика, специалисты кредитных  отделов российских банков в своей  деятельности почти  не используют средств  автоматизации выполняемых ими функций. Во многом это обусловлено тем, что в большинстве банковских информационных систем функции кредитного модуля ограничиваются простым учетом информации о кредитных сделках. Лишь некоторые системы позволяют осуществлять расчет кредитного рейтинга заемщика, показателей его финансового состояния, оценивать предоставленные залоговые средства, выдавать рекомендации по той или иной кредитной сделке.

    Большинство существующих систем ориентированы на комплексную автоматизацию всех подразделений банка, а не на конкретный отдел или бизнес-процесс. Поэтому актуальной является задача разработки системы, автоматизирующей работу специалистов кредитного отдела банка.

оммерческие банки. Их сущность, функции, классификация и ликвидность.  
 
1. Введение;

  Банки—одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности – необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразовании начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.

  Длительное  время банки были государственными органами и выступали одной из “несущих конструкции” административно-командной  системы управления экономикой. В  результате организация банковского  дела в стране утратила традиции и  опыт российских банков. Сегодня, строя  рыночную экономику, мы вынуждены наверстывать упущенное. Необходимо в короткие сроки  выйти на уровень современного мирового уровня организации банковского дела.

  С учетом этого в курсовой дается не только характеристика существующей практики деятельности коммерческих банков в  России, но и значительное внимание уделяется банковскому опыту стран с развитой рыночной экономикой и перспективам его использования в наших условиях

  Банки выполняют разнообразные функции  и выступают в сложные взаимоотношения  между собой и другими субъектами хозяйственной жизни. В связи с этим необходимо применение системного подхода к рассмотрению вопросов курса “Банковское дело” Соответственно такому подходу денежно-кредитные функции банков раскрываются как имеющие прямую и обратную связи с процессом общественного воспроизводства, дается анализ взаимодействия структурных элементов банковской деятельности и системы банков.

Информация о работе Коммерческие банки – основное звено банковской системы и их функции