Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:48, контрольная работа
Целью данной работы является исследование роли федерального казначейства в бюджетном процессе страны и определение перспектив совершенствования действующей казначейской системы
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть этапы становления деятельности Федерального казначейства;
2. исследовать сущность и функции Федерального казначейства;
3. изучить организационно – правовые основы казначейской системы исполнения бюджета;
4.выявить роль Федерального казначейства в бюджетном процессе;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 4
1 КАЗНАЧЕЙСТВО РФ И ЕГО И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ.6
1.1 Сущность и функции Федерального казначейства ……………………… 6
1.2 Полномочия Федерального казначейства ………………………………. 10
1.3 Роль Федерального Казначейства в бюджетном процессе ……………. 13
2 ПОНЯТИЕ «СОВОКУПНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ», ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ ………………………………………………………………… 16
3 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ……………. 19
4 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ …………………22
5 СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ……………………………………………………………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………... 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………………… 28
1.3 Роль Федерального Казначейства в бюджетном процессе
Становление казначейской системы происходит уже в течение длительного периода времени. Этот процесс сопровождается рядом трудностей. Он затрагивает интересы многих государственных структур и имеет не только сторонников, но и противников.
Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе довольно значительна, так как на него возложено исполнение бюджета, а так же осуществляет управления доходами и расходами федерального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках.
Органы казначейства представляют интересы государства и тем самым ставят под контроль деятельность других участников бюджетного процесса. Главные распорядители бюджетных средств утрачивают возможность управлять финансовыми потоками и сохраняют за собой лишь ограниченные права, связанные с распределением лимитов ассигнований о подведомственным получателям. Усиливается контроль над движением бюджетных средств на банковских счетах, счета федерального бюджета изымаются из коммерческих банков. Территориальные органы казначейства контролируют эффективность и целевое использование финансовых ресурсов на уровне отдельных бюджетополучателей. Ограничиваются права региональных органов власти по определению направлений использования средств федерального бюджета, полученных в форме дотаций, трансфертов, кредитов и займов, и др.
Федеральное казначейство организует исполнение и исполняет федеральный бюджет, а при наличии соответствующих соглашений – также бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей. Казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, оно осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. При выявлении нарушений оно направляет распорядителям средств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований. Казначейство обладает правом приостанавливать операции по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы.
Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейство на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке и его учреждениях (главных управлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя.
Основным принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицит бюджета на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета.
Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как по времени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы.
Все операции и средства бюджета отражаются в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуя систему балансовых счетов казначейства, запрещено. Казначейство несет ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственности казначейства входит также финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
2 ПОНЯТИЕ «СОВОКУПНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ», ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Совокупный общественный продукт, совокупность материальных благ (средств производства и предметов потребления), созданных во всех отраслях материального производства в течение определённого периода (обычно за год). Эта категория отражает сложные производственно-экономические взаимосвязи, складывающиеся в процессе материального производства и развития общественного разделения труда. Совокупный общественный продукт в условиях каждой общественной формации имеет особую социально-экономическую сущность. При капитализме он представляет собой собственность капиталистов, производится за счёт усиления эксплуатации наёмных рабочих и распределяется в целях обогащения собственников капитала. При социализме Совокупный общественный продукт является общественным достоянием и представляет собой общенародную и кооперативно-колхозную собственность; часть его создаётся в личном подсобном хозяйстве колхозников, рабочих и служащих и составляет их личную собственность. Весь Совокупный общественный продукт в условиях социализма служит целям всё более полного удовлетворения быстро растущих потребностей общества, всестороннего развития трудящихся. Совокупный общественный продукт увеличился в 1974 по сравнению с 1913 в 52,5 раза, по сравнению с 1940 в 10,4 и с 1965 - в 1,8 раза.
Совокупный общественный продукт создаётся в многочисленных взаимодействующих отраслях материального производства, связанных между собой углубляющимся общественным разделением труда. При капитализме эти связи, их развитие представляют собой стихийно действующий воспроизводственный механизм. В социалистическом обществе они сознательно планируются и регулируются.
Совокупный общественный продукт измеряется как его физическим объёмом, так и величиной стоимости. Физический объём практически измеряется суммой произведённых за год продуктов в неизменных ценах, что позволяет видеть динамику совокупный общественный продукт – это сумма продуктов определяется и по их стоимости. Практически это осуществляется в текущих ценах и показывает структуру совокупный общественный продукт, происходящие в ней изменения.
Совокупный общественный продукт выступает в двух формах: валового общественного продукта и конечного общественного продукта. Валовой общественный продукт - это вся сумма продуктов, создаваемых первичными звеньями общественного разделения труда (предприятиями и объединениями), поступающих через экономический оборот в производственное и непроизводственное потребление. В этой сумме содержится т. н. повторный счёт: изделия и материалы, производимые одними предприятиями, используются затем другими и входят в стоимость их продукции. Повторный счёт возрастает по мере развития общественного разделения труда, показывает изменение структуры общественного производства. Валовой общественный продукт, очищенный от повторного счёта, выступает как конечный общественный продукт, полнее характеризует динамику общественного производства.
По стоимости совокупный общественный продукт делится на две части: перенесённую стоимость (износ средств труда и расход предметов труда) и вновь созданную стоимость, или национальный доход общества. Первая из них возмещает израсходованные в процессе производства средства производства, вторая - содержит в себе стоимость необходимого и прибавочного продукта и идёт на нужды накопления и потребления. В капиталистическом обществе между необходимой и прибавочной частями вновь созданной стоимости существует антагонизм, выражающий отношения эксплуатации наёмного труда капиталом; при социализме этот антагонизм устранён и необходимый и прибавочный продукт используются в интересах всех трудящихся. Структура совокупного общественного продукта по стоимости под воздействием научно-технического прогресса и др. факторов изменяется.
По экономическому назначению совокупный общественный продукт делится на средства производства и на предметы потребления. Это деление совокупный общественный продукт также отражает определённые стороны производственных отношений общества. При капитализме средства производства присваиваются классом капиталистов и используются в целях усиления эксплуатации наёмных работников. Предметы потребления также выходят из производства как собственность капиталистов; трудящиеся при этом путём обмена получают предметы потребления в пределах стоимости их рабочей силы и потребности капитала в воспроизводстве наёмной рабочей силы. В социалистическом обществе обе эти части совокупный общественный продукт являются общественным достоянием. Средства производства постоянно возвращаются в процесс производства и приумножают государственную и кооперативно-колхозную собственность. Предметы потребления поступают в личное и совместное потребление трудящихся города и деревни, используются для повышения их благосостояния. В ходе общественного воспроизводства между двумя частями совокупный общественный продукт складывается определённое соотношение. В условиях технического прогресса производство средств производства должно расти быстрее производства предметов потребления.
Теория совокупный общественный продукт была разработана К. Марксом и получила всестороннее развитие в трудах В. И. Ленина. Экономическая категория совокупный общественный продукт занимает важное место в теории социалистического воспроизводства; она является отправной в изучении динамики и структуры, пропорций общественного производства.
3 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Социальное страхование
непосредственно связано с
Система социальной защиты призвана улучшать статус экономически и социально слабых слоев населения, создавать им определенную защищенность и безопасность, ограничивая нарушение принципов равенства и равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка нетрудоспособных граждан, для которых обособляется часть созданного валового продукта посредством формирования и использования специальных денежных фондов. Строится система, судя по опыту стран с рыночной экономикой, на основе многосторонней ответственности государства, негосударственных (включая и частные) структур, общественных объединений.
Сфере социальной защиты
населения присущи такие
В дальнейшем в хозяйственной практике эта терминология и сфера деятельности появились вновь. Причем социальное обеспечение находилось в ведении Министерства социального обеспечения, социальное страхование - в ведении профсоюзов и существовали «Фонд социального обеспечения» и «Бюджет социального страхования». В 1964 г. вводится социальное обеспечение и некоторые формы социального страхования членов колхозов, которые с 30-х гг. были одной из самых незащищенных категорий трудящихся. В 1971 г. организуются автономные от бюджета государственного социального страхования и фонда социального обеспечения фонды социального страхования и социального обеспечения колхозников. В 1991 г. все фонды слились в систему государственного социального страхования.
В экономической и публицистической литературе термины «социальное обеспечение» и «социальное страхование» нередко отождествляют или, наоборот, считают неоднозначными. Между тем каждый из них несет специфическую смысловую нагрузку.
Под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему материального обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям. Социальное обеспечение - это часть финансов, используемых государством как экономический инструмент распределения средств для содержания и обслуживания нетрудоспособных членов общества. Социальное обеспечение осуществляется в формах «социального страхования», «обеспечения» и «попечительства».
Характерной чертой социального страхования является финансирование социальных выплат за счет взносов. При «обеспечении» финансирование материальной помощи осуществляется за счет налогов независимо от сделанных ранее взносов. Форма попечительства представляет финансирование из бюджета и ориентацию на индивидуальную нуждаемость. Форма социального страхования является доминирующей в странах рыночной экономики.
Таким образом, под социальным обеспечением следует понимать процесс социальной защиты населения, а под социальным страхованием одну из форм осуществления этого процесса.
В системе социального
страхования место страхования
реализуется за счет взносов от определенной
части заработной платы работников
и фонда заработной платы работодателей.
Причем в одних странах метод
страхования носит накопительны
Истоки социального страхования тесным образом связаны с движением рабочих за создание материальных условий на случай болезни, безработицы, несчастья во время работы. Первоначальными формами социального страхования были кассы и общества взаимопомощи, а законодательная база и наиболее совершенная структура социального страхования были разработаны в Германии в 1883-1889 гг.
4 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА НА
Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.
Информация о работе Казначейство и его роль в управлении финансами