Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:49, контрольная работа
Бюджет – от англ. «кожаный мешок», или ларец.
В Британии денежные ресурсы находились в ведении казначея. На заседании парламента казначей приносил королю кожаный мешок, в котором находился документ – смета доходов и расходов.
Бюджет это система отношений, которая опосредствует процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Именно это свидетельствует о том, что бюджет является экономической категорией, которая выражает две стороны финансовых отношений – государство с одной стороны и юридические и физические лица с другой.
Введение ………………………………………………………………………………...3
1. Появление казначейской системы исполнения бюджета………..…………………5
2. Управление финансами Министерством финансов РФ и Главным управлением Федерального Казначейства………………………………………………………….8
2.1. Основные задачи, стоящие перед Министерством финансов РФ…………….8
2.2. Характеристика деятельности Федерального Казначейства…………………..9
2.3. Кассовое исполнение бюджета и бюджетная роспись……………………….10
2.4. Составление отчетов об исполнении бюджета и их утверждение…………..13
Вывод…………………………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………………17
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………
1. Появление казначейской системы исполнения бюджета………..…………………5
2. Управление финансами Министерством финансов РФ и Главным управлением Федерального Казначейства………………………………………………
2.1. Основные задачи, стоящие перед Министерством финансов РФ…………….8
2.2. Характеристика деятельности Федерального Казначейства…………………..9
2.3. Кассовое исполнение бюджета и бюджетная роспись……………………….10
2.4. Составление отчетов об исполнении бюджета и их утверждение…………..13
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Бюджет – от англ. «кожаный мешок», или ларец.
В Британии денежные ресурсы находились в ведении казначея. На заседании парламента казначей приносил королю кожаный мешок, в котором находился документ – смета доходов и расходов.
Бюджет это система отношений, которая опосредствует процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Именно это свидетельствует о том, что бюджет является экономической категорией, которая выражает две стороны финансовых отношений – государство с одной стороны и юридические и физические лица с другой.
Бюджетный кодекс так определяет бюджет:
Бюджет это форма образования и использования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. По материальному содержанию бюджет является формой образования и использования централизованного фонда денежных средств. По социально-экономической сущности бюджет выступает как орудие перераспределения национального дохода.
Бюджет любого государства является важным звеном финансовой системы. Он играет активную роль и выступает регулятором экономических процессов в условиях развитых рыночных отношений. Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства концентрируется определенная часть национального дохода, необходимая для решения задач, возложенных на государство. Особенностью бюджетных отношений является то, что эти отношения носят неэквивалентный характер и они не находятся под воздействием законов стоимости, т.е. закона эквивалентного обмена. Бюджет выступает важнейшей финансовой категорией, и как финансовая категория бюджет выражает совокупность денежных отношений между различными субъектами воспроизводства в процессе формирования и использования основного централизованного фонда денежных средств. Этот фонд дает возможность регулировать пропорции и преодолевать периодически возникающие в процессе производства диспропорции. Бюджет тесно взаимодействует со всеми сферами и звеньями финансовой системы. Как важнейший финансовый план бюджет обусловлен тем, что утверждается как закон. Он увязан со всеми финансовыми планами юридических и физических лиц через налоговую систему.
Бюджет обеспечивает распределение и перераспределение ВВП. Он связан с кредитной системой и со всеми кредитными планами, поскольку тесно взаимодействует с ЦБ. Бюджет занимает центральное место в финансовой системе. Во-первых, на него приходится значительная доля ресурсов страны. Федеральный бюджет осуществляет финансирование внешнеэкономической деятельности. Бюджет выступает главным инструментом финансового контроля за формированием и использованием всех финансовых ресурсов страны.
Он выступает мощным рычагом регулирования экономики. С его помощью государство управляет экономическим процессами. Необходимость регулирования через бюджет вытекает из особенностей самого процесса производства, т.к. производство должно регулироваться.
Бюджетное планирование это важнейшая составная часть финансового планирования, которая подчинена требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении ВВП и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны.
В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны.
Бюджетное планирование включает:
1. Бюджетный процесс, как порядок составления и исполнения бюджетов разного уровня.
2. Его нормативно-правовую базу и организационную основу
3. Вопросы теории и методологии составления бюджетов страны.
Основы бюджетного планирования определяются конституцией, бюджетным кодексом и другими законодательными актами.
Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также контролю за их исполнением.
Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности государственных органов:
1. Составление проектов бюджета исполнительными органами власти
2. Рассмотрение и утверждение бюджетов в законодательных органах
3. Исполнение бюджетами исполнительными органами власти
4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение законодательной властью.
Все эти стадии взаимообусловлены и взаимосвязаны. Продолжительность их примерно три года.
Перед бюджетным процессом стоят следующие задачи:
1. Максимально выявить все материальные и финансовые резервы в целях достижения сбалансированности бюджета.
2. Определить общий объем доходов бюджета и не только в целом, но и по отдельным видам налогов и других платежей. Эти размеры должны соответствовать как прогнозам, так и целевым программам социально-экономического развития.
3. Установить общий объем расходов и расходов по целевому назначению исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий.
4. Согласовать данные бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости денежной единицы.
5. Осуществить бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов разного уровня.
6. Усилить контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и за доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.
7. Автоматизация процессов составления и исполнения бюджета через систему автоматизации финансовых расчетов.
1.
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, которое осуществляется в соответствии с принятой экономической политикой. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - государственный бюджет. Через государственный бюджет образуется и используется общегосударственный централизованный фонд денежных средств, а государство организует перераспределение средств между секторами экономики, между регионами государства, между Отраслями народного хозяйства. С развитием рынка исполнение бюджета становится одним из ключевых факторов воздействия на экономические процессы в обществе. Значительный спад производства и высокий уровень инфляции требуют жёсткого контроля за распределением и расходованием бюджетных средств.
На протяжении более двух веков в Российском Государстве существовала казначейская система исполнения бюджета. В октябре 1918 года Совет Народных Комиссаров было принято постановление о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка. В 1920г. параллельно с органами Государственного Казначейства создаются губернские сметно-кассовые управления подготовившие переход к полному упразднению института Казначейства и переходу на кассовое исполнение единого государственного бюджета Союза ССР и местных бюджетов. Банковская система исполнения бюджета была введена в 1928 г. Постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета Народных Комиссаров «О кассовом исполнении единого государственного бюджета СССР и местных бюджетов». При этом формирование и исполнение бюджета, а также подготовка отчёта о его исполнении обеспечивались системой финансовых органов, находящихся одновременно в подчинении Министерства финансов и органов власти в регионах, а также государственным банком. Государственное казначейство в Министерстве финансов, как отдельная структура перестала существовать. Его до 90-х годов заняла банковская система. Госбанк СССР в условиях плановой экономики и административно командных методов управления успешно осуществлял кассовое исполнение бюджета, контролировал целевое направление бюджетных ассигнований и их правильное использование. Кроме того, сосредоточение всех бюджетных средств в Госбанке СССР исключала возможность распыление денежных по различным каналам, облегчало маневрирование средствами и укрепляло денежное обращение. Следует отметить, что это актуально и на современном этапе при внедрении единого казначейского счета.
Развитие рыночных отношений в российской экономике в начале 90-х годов неизбежно привело к кардинальному реформированию всей финансовой системы России, в том числе ее основного звена - бюджетной системы. В конце 1991 года произошли кардинальные изменения в бюджетном устройстве страны. Вместо централизованного государственного бюджета создана бюджетная система, состоящих из равноправных элементов: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Законодательное закрепление самостоятельности бюджетов административно-
Началось формирование двухуровневой банковской системы. На месте Государственного банка возник Центральный банк РФ, у которого основными задачами стало организации денежно-кредитного регулирования и контроле за деятельностью коммерческих банков (к концу 1992 года их стало более 1500). Управление по исполнению госбюджета было ликвидировано. Центральный банк РФ значительно снизил приоритетность вопросов исполнения федерального бюджета и значительно был ослаблен банковский учет. Банковская система кассового исполнения бюджета Госбанком СССР практически перестала существовать. Коммерческие банки и расчетно-кассовые центры Банка России не могли на должном уровне обеспечить операции как по исполнению федерального бюджета по доходам, так и по своевременности финансирования бюджетополучателей. Отсутствовал единый порядок распределения поступающих доходов между бюджетами разных уровней. Все это приводило к задержкам сроков зачисления средств в бюджеты всех уровней, увеличению дефицита бюджета, росту задолженности по заработной плате и образованию кредиторской задолженности. Использование государственных средств стало почти неподконтрольным, возникли задержки в их перечислении, нецелевое использование. При отсутствии контроля на этом этапе позволяло коммерческим банкам использовать бюджетные средства от поступающих налогов и сборов в течение некоторого времени. Постановка учета бюджетных средств в коммерческих банках не позволяет оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислению средств по назначению и следовательно эффективно контролировать эти операции. При существующей системе отчётности на определённую дату, регламентирующейся банковскими инструкциями, не было оперативной информации о поступлении и распределении бюджетных средств, что в условиях возросшей инфляции играло отрицательную роль, бюджетные средства обесценивались еще, не дойдя до получателя. Существующая система позволяла контролировать расходование бюджетных средств лишь на этапе платежа. Существенным недостатком было и то, что источником информации об исполнении бюджета были отчёты Центрального банка, которые никак не отражали использование бюджетных средств получателями. В них отражалась лишь информация о движении средств на счетах организаций и остатках средств на счетах федерального бюджета. Как следствие этого был невозможен анализ исполнения бюджета. Центральный банк РФ являлся единственным источником информации об исполнении бюджета, который не подчинён Правительству России. И Правительство РФ в случае упрощения процедуры отчётности банка вообще могло не получить необходимую для него информацию.
Кроме того, в тот период из структуры Министерства финансов РФ была выделена Государственная налоговая служба РФ, и которая стала осуществлять функции по учету налоговых доходов бюджетов. Это в свою очередь также негативно отразилось на оперативности управления бюджетными ресурсами. Разделение функций учета доходов исполнения и расходной части федерального бюджета вызвало затруднения в реальном финансировании бюджетополучателей.
Общее снижение финансовой дисциплины привело к ослаблению контроля со стороны государственных органов и в частности со стороны Минфина за бюджетными средствами, что в свою очередь привело к снижению возможности управлять поступлением средств. Нужно было срочно создавать систему, позволяющую постоянно контролировать поступление бюджетных средств, оперативно обрабатывать данные по поступлению и расходованию бюджетных средств, прогнозировать поступление и расходование бюджетных средств, принимать оперативные решения о перераспределении бюджетных средств, что позволит использовать бюджетные средства более эффективно.
Таким образом, в 1992 году назрела объективная необходимость, для создания структуры, которая бы взяла на себя исполнение федерального бюджет или перераспределить функции по исполнению бюджета между ЦБ РФ, Госналогслужбой РФ и финорганами. Для преодоления негативных тенденций и факторов в экономике, исходя из объективной необходимости, был выбран вариант создания казначейской системы исполнения федерального бюджета. Казначейское исполнение позволяет усилить контроль за целевым использованием и сохранностью бюджетных средств, ускорить оборачиваемость бюджетных средств, оперативно получать информацию о финансовых операциях федерального бюджета и представление ее органам власти и управления Российской федерации.
Многие страны осуществляют исполнение бюджета через систему казначейства: США, Швеция, ФРГ, Австралия, Бразилия, Франция, Великобритания и др.
2. Управление финансами Министерством финансов РФ и Главным управлением Федерального Казначейства.
Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета – подписания Президентом РФ). В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов (в настоящее время на эту систему перешли федеральный бюджет и более половины бюджетов субъектов федерации, затем в случае заключения бюджетного соглашения) перейдут местные бюджеты. При ней регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения бюджетов, управления счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.