Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов

Автор: i***@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 23:36, реферат

Описание работы

Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). В отличие от его платежеспособности она не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Уровень кредитоспособности клиента определяет степень риска банка, связанного с выдачей ссуды конкретному заемщику

Работа содержит 1 файл

Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов.docx

— 105.14 Кб (Скачать)

    II. кредитование с использованием векселей банка;

    III. в смешанной форме (сочетание 2-х предыдущих вариантов).

    2.2. В налично-денежной форме (как  правило, физическим лицам)

    3. По технике предоставления  кредита

    3.1. Одной суммой.

    3.2. С овердрафтом (схема кредитования, дающая клиенту право оплачивать с расчетного счета товары, работы, услуги своих контрагентов в сумме, превышающей объем кредитовых поступлений на его счет, т.е. иметь на этом счете дебетовое сальдо, максимально допустимые размер и срок которого устанавливаются в кредитном договоре между банком и данным клиентом; различают краткосрочный, продленный, сезонный виды овердрафта).

    3.3. В виде кредитной линии:

      • простая (невозобновляемая) кредитная линия;
      • возобновляемая (револьверная) кредитная линия, включая:
      • онкольную (до востребования) кредитную линию;
      • контокоррентную кредитную линию;

    Онкольная кредитная линия означает такую схему, при которой кредитование ведется в пределах согласованного лимита суммы (обусловленного, к примеру, величиной оценки векселей заемщика, заложенных им в банке) и в рамках согласованного периода времени, причем таким образом, что по мере погашения взятых ранее кредитов лимит может непрерывно и автоматически (без заключения дополнительного договора/соглашения) восстанавливаться.

    Контокоррентная кредитная линия предполагает такое кредитование текущих производственных нужд заемщика (в пределах оговоренного лимита сумм и установленного срока действия соглашения), когда кредиты непрерывно и автоматически выдаются и погашаются, отражаясь на едином контокоррентном счете, сочетающем в себе свойства ссудного и расчетного счетов (дебетовое его сальдо показывает сумму долга заемщика банку, кредитовое — наличие у заемщика свободных средств); лимит при этом каждый раз восстанавливается. Контокоррентный кредит погашается путем зачисления в кредит счета любых поступлений в адрес заемщика.

    3.4. Комбинированные варианты.

    4. По способу предоставления  кредита

    4.1. Индивидуальный (предоставляемый заемщику одним банком).

    4.2. Синдицированный.

    5. По времени и  технике погашения  кредита

    5.1. Погашаемые одной суммой в конце срока.

    5.2. Погашаемые равными долями через  равные промежутки времени (этот  вариант, как и следующий, предполагает  согласование графика погашения  основной суммы долга и процентов  с указанием конкретных дат  и сумм). Фактически это так  называемый простой кредит (с  ежемесячными равными суммами  платежей).

    5.3. Погашаемые неравными долями через различные промежутки времени:

  • сложный кредит (с выплатой от 20 до 50% суммы кредита в конце срока);
  • прогрессивный кредит (с прогрессивно нарастающими к концу срока действия кредитного договора выплатами);
  • сезонный кредит (кредит для сезонных производств с выплатами только в те месяцы, на которые приходятся максимальные суммы выручки).

    Отдельно  можно выделить гарантийные операции банков в части кредитования своих  клиентов, а также консультационные услуги по вопросам кредитования.

    Для классификации кредитов на те или иные группы и виды могут использоваться и другие критерии.

    Принципы  кредитования

    Под принципами понимаются основные правила  какого-либо вида деятельности, признаваемые такими в силу того, что они выражают определенные причинные связи и  устойчиво повторяются в массе  случаев. Исходя из этого можно считать, что имеются следующие безусловные принципы банковского кредитования:

  • принцип срочности (кредит дается на однозначно определенный срок);
  • принцип возвратности (в согласованный срок вся сумма кредита должна быть возвращена полностью);
  • принцип платности (за право пользования кредитом заемщик должен заплатить оговоренную сумму процентов). Перечисленные 3 принципа в Законе «О банках и банковской деятельности» (ст. 1) названы условиями;
  • принцип подчинения кредитной сделки нормам законодательства и банковским правилам (в частности, обязателен кредитный договор/соглашение в письменной форме, не противоречащий закону и нормативным актам ЦБ РФ);
  • принцип неизменности условий кредитования (положений кредитного договора/соглашения). Если они меняются, то это должно делаться в соответствии с правилами, сформулированными в самом кредитном договоре/соглашении либо в специальном приложении к нему;
  • принцип взаимовыгодности кредитной сделки (ее условия должны адекватно учитывать коммерческие интересы и возможности обеих сторон).
  • В особую группу принципов следует выделить распространенные правила кредитования, которые используются, если такова воля сторон, выраженная в кредитном договоре, и не должны применяться, если не включены в такой договор (не безусловные принципы):
  • принцип целевого использования кредита;
  • принцип обеспеченного кредитования (кредит может быть обеспечен полностью, частично или не обеспечен вовсе).

    Кроме того, в еще одну группу можно  выделить принципы кредитования, которые  предназначены для «служебного  пользования» сотрудниками банков и  должны закрепляться в их внутренних документах в качестве элемента кредитной  политики.

    Требования  к процессу выдачи кредитов

    Банк  разрабатывает и утверждает внутренние документы, определяющие его кредитную  политику, а также учетную политику и подходы к ее реализации, документы, определяющие:

  • процедуры принятия решений о размещении банком денежных средств;
  • распределение функций и полномочий между подразделениями и должностными лицами банка, включающие внутренние правила размещения средств, в том числе правила кредитования клиентов.

    Банк  выдает кредиты в следующем порядке:

  • юридическим лицам — в безналичной форме путем зачисления средств на расчетный, текущий или корреспондентский счет (далее — счета);
  • физическим лицам — в безналичной форме путем зачисления средств на счет лица в банке либо наличными через кассу банка;
  • кредиты в иностранных валютах выдаются юридическим и физическим лицам в безналичной форме.

    Банк  выдает кредиты следующими способами:

  1. разовым зачислением средств на банковские счета либо выдачей наличных денег заемщику — физическому лицу;
  2. открытием кредитной линии;
  3. кредитованием счета клиента (при недостаточности или отсутствии па нем средств) и оплаты расчетных документов с этого счета клиента (если в договоре банковского счета предусмотрено проведение такой операции). Кредитование счета при недостаточности или отсутствии на нем средств должно проводиться в пределах установленного лимита (максимальная сумма, на которую может быть проведена указанная операция) и срока, в течение которого должны быть погашены возникающие кредитные обязательства клиента;
  4. участием банка в предоставлении средств клиенту на синдицированной (консорциальной) основе;
  5. другими способами, не противоречащими законодательству и нормативным актам Банка России.

    Кредит  выдается на основании распоряжения, надлежащим образом составленного  специалистами кредитного подразделения  банка и подписанного уполномоченным должностным лицом банка. Банк-кредитор обязан создавать резервы на возможные  потери от кредитной деятельности в  порядке, установленном Банком России.

    Требования  к процессу возврата клиентом кредита  и уплаты процентов  за кредит

    Кредит  возвращается (погашается) и проценты за него платятся следующими способами:

  1. списанием средств со счета заемщика по его платежному поручению;
  2. списанием средств со счета заемщика, обслуживаемого в другом банке, на основании платежного требования банка-кредитора. В этом случае средства могут списываться без акцепта владельца счета, если такая возможность предусмотрена в договоре и заемщик письменно уведомил банк, в котором открыты его счета, о своем согласии на такое списание средств в соответствии с заключенным договором/соглашением;
  3. списанием средств со счета заемщика — юридического лица, обслуживающегося в самом банке-кредиторе, на основании платежного требования последнего (в безакцептном порядке, если это предусмотрено в договоре);
  4. перечислением средств со счетов заемщиков — физических лиц на основании их письменных распоряжений, переводом ими денег через предприятия связи или другие кредитные организации; взносом наличных в кассу банка-кредитора, удержанием из сумм, причитающихся на оплату труда заемщикам, являющимся работниками банка-кредитора (по их заявлениям или на основании договора).

    В установленный в договоре/соглашении день (день уплаты процентов и/или  погашения основного долга) работник бухгалтерии, ответственный за ведение  счета заемщика, на основании соответствующего распоряжения, подписанного уполномоченным должностным лицом банка, либо оформляет  бухгалтерскими проводками факт уплаты процентов и/или погашения основного  долга, либо (при неисполнении или  ненадлежащем исполнении клиентом своих  обязательств по договору) переносит  возникшую задолженность клиента  на счета для учета просроченной задолженности.

    Задолженность по кредитам, безнадежная и/или признанная нереальной для взыскания, в установленном  порядке списывается с баланса  банка за счет средств специально формируемого на такой случай резерва, а при недостатке таких средств относится на убытки отчетного года.

    До  принятия решения о целесообразности предоставления кредита банк-кредитор должен:

  • тщательно изучить все представленные заемщиком документы, включая бизнес-план, планы маркетинга, производства и управления, прогноз денежных потоков заемщика на период погашения предоставляемого ему кредита (график поступлений и платежей заемщика); технико-экономическое обоснование (ТЭО) кредитуемой сделки;
  • проверить достоверность кредитуемой сделки, изучить кредитную историю заемщика, проанализировать вопрос о наличии или отсутствии задолженности по обязательствам заемщика, в том числе просроченной, проверить полномочия должностных лиц заемщика, которые будут подписывать кредитный договор, проверить наличие и качество обеспечения (залога, гарантии, поручительства, страхового полиса и др.), оценить полученную информацию.

    Кредитная политика банка и  механизмы ее реализации

    Прежде  чем начать выдавать кредиты, банк должен сформулировать свою кредитную политику (наряду и в согласии с его политиками применительно ко всем другим направлениям деятельности — депозитной, процентной, тарифной, технической, кадровой, по отношению  к клиентуре, к конкурентам и  т.д.), а также предусмотреть способы  и средства ее воплощения в реальную практику

    Формулирование  политики банка составляет один из этапов планирования его деятельности. Определить и утвердить кредитную  политику — значит сформулировать и закрепить в необходимых  внутрибанковских документах позицию руководства банка как минимум по следующим вопросам:

    а) приоритеты банка на кредитном рынке, имея в виду под этим предпочтительные для данного банка:

  • объекты кредитования (отрасли, виды производств или иного бизнеса);
  • категории заемщиков (органы власти, государственные и негосударственные предприятия и организации, частные лица);
  • характер отношений с заемщиками (курс на долгосрочные и партнерские отношения либо на разовые кредитные сделки, сочетание кредитования с другими видами банковского обслуживания, мера откровенности и доверия с обеих сторон);
  • виды и размеры (минимальные, максимальные) кредитов;
  • схемы обслуживания кредитов;
  • формы обеспечения возвратности кредитов и др.;

    б) цели кредитования

  • ожидаемый уровень рентабельности кредитов;
  • иные (не связанные непосредственно с получением прибыли) цели.

    Для принятия банком обоснованных решений  по указанному кругу вопросов важное значение имеют:

  • четкая и взвешенная постановка общих целей деятельности банка на предстоящий период (т.е. хорошая постановка планирования в целом);
  • адекватный анализ кредитного рынка (т.е. хорошая работа маркетинговой службы);
  • ясность перспектив развития ресурсной базы банка;
  • верная оценка качества кредитного портфеля;
  • учет динамики уровня квалификации персонала и другие факторы.

    Роль  кредитной политики может быть выражена в следующих тезисах:

Информация о работе Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов