Эволюция налоговой системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………….. 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ ……………………………………………………………………..
7
1.1. История возникновения налогов в России………………………………..
7
1.2. Этапы реформирования налоговой системы………………..…………….
10
1.3. Характеристика современной налоговой системы РФ……………………
17
ГЛАВА 2. УРОВНИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………….
24
2.1.Проблема распределения между федеральным и региональными бюджетами......................................................................................................
24
2.2. Разграничение федеральных и региональных налогов…………………...
26
2.3. Налоговая политика Российской Федерации………………………………
30
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………..
33
3.1. Проблемы налогового законодательства………………….……………….
33
3.2. Пути решения проблемы налогообложения РФ…………………………...
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Эволюция налоговой системы.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

В то время  как в федеральном бюджете  Российской Федерации наблюдается  профицит, во многих региональных бюджетах, в том числе, и в таких сильных, как  Уральский регионы  (Челябинская область) – дефицит. Большая часть налоговых сборов уходит в федеральный бюджет, а оставшаяся расходуется лишь на то, чтобы покрыть бюджетный дефицит и профинансировать дополнительные расходы. На развитие региона ничего не остается, а ведь Челябинская область является регионом с богатыми природными ресурсами,  большим промышленным потенциалом, средоточием крупнейших металлургических гигантов. Спрос на продукцию металлургической отрасли региона в последние годы остается высоким и перспективы для развития конкурентоспособных секторов экономики и отраслей специализации благоприятные.

Поэтому для устойчивого развития экономики необходимо постоянное совершенствование налоговой политики и системное решение ее основных задач. Однако политика федерализма, в том числе и налогового, в настоящее время проводится таким образом, что в ряде случаев становится серьезным фактором, дестабилизирующим экономику, ослабляющим как федеральный, так и региональный бюджеты.

Из-за развивающихся  тенденций к дезинтеграции экономического пространства России, сужения сферы межрегионального взаимодействия, утраты или, в лучшем случае, неполного использования преимуществ территориального разделения труда происходит уменьшение финансовых и политических возможностей федеральных органов власти при выработке экономической стратегии.

В результате финансового оздоровления экономических  систем регионов, возможного только при  наличии согласованной общегосударственной  стратегии, учитывающей интересы субъектов  Федерации, возникает борьба между  федеральными и региональными органами власти за дележ налогооблагаемой базы и собственности, прежде всего на природные и земельные ресурсы, перераспределение властных полномочий. Федеральный центр теряет контроль над производственной сферой, выпускает из рук экономические и правовые рычаги воздействия на экономические процессы в регионах.

Ряд авторов  предлагает пересмотреть трактовку субъектов Федерации как налогоплательщиков, поскольку налогоплательщиками являлись только юридические и физические лица, а не территория, субъекты Федерации[ 17, С.49-52, С.24].

Распространенное  мнение «о встречных» финансовых потоках  между бюджетами субъектов Федерации  и федеральным бюджетом служит основанием для претензий регионов к федеральному бюджету, используется для блокировки платежей в федеральный бюджет. В реальности имеют место в основном финансовые поступления из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации. Из регионов идет возврат бюджетных ссуд, а налоговые поступления – от юридических и физических лиц.

Налоговый кодекс позволяет разделить налоги и налоговые полномочия, устранить причины борьбы за раздел федеральных налогов между Центром и субъектами Федерации. По мнению  Н.Ш. Шакирова целесообразно для снижения противодействия Налогового кодекса отказаться на какой-то период времени от централизованного законодательства по региональным и местным налогам и сборам, ограничившись установлением их общего перечня, принципов обложения, обязательных для всех субъектов Федерации[ 12 ]. 
 

2.2. Разграничение  федеральных и региональных налогов 
 

     Процессы  разграничения и распределения  налоговых доходов протекают  в налогово-бюджетной системе  при установлении за каждым уровнем  власти и его бюджетом доходных источников на постоянной, среднесрочной и кратковременной  основе. Длительность периода поступления отдельно взятого налога в бюджет определенного уровня зависит от степени нуждаемости органа власти, которому принадлежит бюджет-получатель, в налоговых доходах для стабильного финансирования проводимых мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры территории, повышение экономической обеспеченности и усиление социальной защищенности населения. В свою очередь, необходимый объем бюджетных доходов находится в зависимости от уровня сложности функций и задач, выполняемых государственными и муниципальными органами власти[11, С.73].

Налоговый кодекс Российской Федерации[ 2] устанавливает общие нормы и принципы налогообложения, определяет перечень налогов, объекты и субъекты налоговых отношений, налоговые обязательства, налоговую ответственность, налоговые санкции, а также процедурные вопросы, регулирующие порядок уплаты налогов и сборов, применение мер по обеспечению их уплаты, предоставление отсрочек, рассрочек налогового и инвестиционного кредита, возврата излишне уплаченных средств. Предлагаются новые подходы по определению составов налоговых правонарушений, устанавливается порядок возбуждения, рассмотрения и разрешении дела о налоговом правонарушении.

     По  федеральным налогам и сборам устанавливается порядок налогообложения, включающий определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок и льгот, последовательность исчисления и уплаты налогов и сборов. По региональным и местным налогам и сборам устанавливаются общие для всех субъектов Федерации и органов местного самоуправления принципы налогообложения, обеспечивающие единый налоговый правопорядок в стране.  

Налоговый кодекс четко разграничивает полномочия в сфере налогообложения между  федеральными и региональными органами власти, а также местного самоуправления, определяет порядок установления перечня действующих на территории налогов и сборов различных уровней.

Так, на федеральном уровне предусматриваются  следующие виды налогов и сборов:

-  налог на добавленную стоимость;

-  акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья;

-  налог на доход (прибыль) предприятий;

-  налог на доходы от капитала;

-  налог на доходы с физических лиц;

-  взносы  в пенсионный фонд РФ, в федеральный  бюджет на социальное страхование;

-  государственная пошлина;

-  таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

- налог на пользование недрами и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

-  налог на дополнительный налог от добычи углеводов;

-  налог на пользование объектами животного мира;

-  водный налог; экологический налог;

-  федеральные лицензионные сборы.

     К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организации; налог на недвижимость; транспортный налог; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

Если  на территории субъекта вводится налог  на недвижимость, то прекращается действие налога на имущество организации, налога на имущество физических лиц и  земельного налога[ 6 ].

С 1 января 2005 года вступило в силу новое наименование региональных налогов: налог на имущество организации; налог на игорный бизнес; транспортный налог. Новый перечень налогов введен с целью упрощения налоговой системы.

К местным  налогам и сборам относятся: земельный  налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

Налоги  в приведенном перечне ограничивают налоговую нагрузку на налогоплательщиков и позволяют государству иметь ясное представление об общей тяжести налогообложения. Если же не ограничивать налоговый предел, то налогоплательщики становятся должниками законодательных инициатив местных и региональных органов управления.

Законодательство  субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах  и сборах субъектов Российской Федерации, которые приняты в соответствии с Налоговым кодексом. Исполнительные власти субъектов могут в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях и в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство. Часть налогов поступает в федеральный бюджет, в соответствии с федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год [3]. Планируемые  показатели доходов федерального бюджета на 2010-2012 отражены в таблице 2 . 
 

                      Таблица 2 

Планируемые доходы федерального бюджета на 2010-2012 год

(млрд.руб) 

Виды  доходов 2010 2011 2012
План план план
1.всего  доходов 6950 7456 8070
2.нефтегазовые  доходы 3195 3312 3503
3.инфляция 10% 8% 7%
 
 

     Налоговые доходы бюджета субъектов РФ –  это собственные налоговые доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а  пропорции их распределения между  бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами определяются законом на очередной финансовый год[14,С.14]. К ним также относятся налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределяемым к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определяемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам[ 6 ].

Таким образом, налоговая система государства  призвана обеспечивать мобилизацию  и аккумуляцию платежей по налогам и сборам в бюджетную систему страны.  
 
 
 

2.3. Налоговая  политика Российской Федерации 
 

     Налоговая политика представляет систему мероприятий  государства в области налогов  и является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества.

     Налоговая политика государства должна быть направлена на перераспределение национального  дохода в целях изменения структуры  производства, территориально-экономического развития, изменения уровня доходности населения.

      В качестве задач налоговой политики выделяют: обеспечение государства  финансовыми ресурсами; создание условий  для регулирования хозяйства  страны в целом; сглаживание возникающих  в процессе рыночных отношений неравенства  в уровне доходов населения. Согласно общепринятой системе дифференциации выделяют три типа налоговой политики.

       Первый  тип - политика максимальных налогов. Повышение  налогов не сопровождается приростом  государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50 процентов. Несмотря на видимую привлекательность данного типа политики, необходимо учесть возрастающее налоговое бремя, а как следствие, уход значительного сектора экономики в «тень». А это повлечет обратную связь – снижение налоговых поступлений.

       Второй  тип - политика разумных налогов, способствует развитию предпринимательства, обеспечивая  ему благоприятный налоговый  климат.

       Третий  тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения и бизнеса. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Отмечается, что такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали.

       При сильной экономике все указанные  типы налоговой политики успешно  сочетаются. Как известно для России характерна эклектичность налоговой  политики, сочетание использования  первого и третий тип.

       Достаточно  высокое налоговое бремя, правовая незащищенность честного налогоплательщика в отношениях с государством, а также отсутствие информации о расходовании денежных средств для наших соотечественников является причинами уклонения от уплаты налогов. Именно на устранении этих причин и следовало бы сосредоточиться в настоящее время.

Информация о работе Эволюция налоговой системы в России