Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:46, курсовая работа
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………….. 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РФ ……………………………………………………………………..
7
1.1. История возникновения налогов в России………………………………..
7
1.2. Этапы реформирования налоговой системы………………..…………….
10
1.3. Характеристика современной налоговой системы РФ……………………
17
ГЛАВА 2. УРОВНИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………….
24
2.1.Проблема распределения между федеральным и региональными бюджетами......................................................................................................
24
2.2. Разграничение федеральных и региональных налогов…………………...
26
2.3. Налоговая политика Российской Федерации………………………………
30
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………..
33
3.1. Проблемы налогового законодательства………………….……………….
33
3.2. Пути решения проблемы налогообложения РФ…………………………...
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ
В то время как в федеральном бюджете Российской Федерации наблюдается профицит, во многих региональных бюджетах, в том числе, и в таких сильных, как Уральский регионы (Челябинская область) – дефицит. Большая часть налоговых сборов уходит в федеральный бюджет, а оставшаяся расходуется лишь на то, чтобы покрыть бюджетный дефицит и профинансировать дополнительные расходы. На развитие региона ничего не остается, а ведь Челябинская область является регионом с богатыми природными ресурсами, большим промышленным потенциалом, средоточием крупнейших металлургических гигантов. Спрос на продукцию металлургической отрасли региона в последние годы остается высоким и перспективы для развития конкурентоспособных секторов экономики и отраслей специализации благоприятные.
Поэтому для устойчивого развития экономики необходимо постоянное совершенствование налоговой политики и системное решение ее основных задач. Однако политика федерализма, в том числе и налогового, в настоящее время проводится таким образом, что в ряде случаев становится серьезным фактором, дестабилизирующим экономику, ослабляющим как федеральный, так и региональный бюджеты.
Из-за развивающихся
тенденций к дезинтеграции
В результате
финансового оздоровления экономических
систем регионов, возможного только при
наличии согласованной
Ряд авторов предлагает пересмотреть трактовку субъектов Федерации как налогоплательщиков, поскольку налогоплательщиками являлись только юридические и физические лица, а не территория, субъекты Федерации[ 17, С.49-52, С.24].
Распространенное
мнение «о встречных» финансовых потоках
между бюджетами субъектов
Налоговый
кодекс позволяет разделить налоги и налоговые
полномочия, устранить причины борьбы
за раздел федеральных налогов между Центром
и субъектами Федерации. По мнению Н.Ш.
Шакирова целесообразно для снижения
противодействия Налогового кодекса отказаться
на какой-то период времени от централизованного
законодательства по региональным и местным
налогам и сборам, ограничившись установлением
их общего перечня, принципов обложения,
обязательных для всех субъектов Федерации[
12 ].
2.2. Разграничение
федеральных и региональных налогов
Процессы
разграничения и распределения
налоговых доходов протекают
в налогово-бюджетной системе
при установлении за каждым уровнем
власти и его бюджетом доходных источников
на постоянной, среднесрочной и
Налоговый кодекс Российской Федерации[ 2] устанавливает общие нормы и принципы налогообложения, определяет перечень налогов, объекты и субъекты налоговых отношений, налоговые обязательства, налоговую ответственность, налоговые санкции, а также процедурные вопросы, регулирующие порядок уплаты налогов и сборов, применение мер по обеспечению их уплаты, предоставление отсрочек, рассрочек налогового и инвестиционного кредита, возврата излишне уплаченных средств. Предлагаются новые подходы по определению составов налоговых правонарушений, устанавливается порядок возбуждения, рассмотрения и разрешении дела о налоговом правонарушении.
По
федеральным налогам и сборам
устанавливается порядок
Налоговый кодекс четко разграничивает полномочия в сфере налогообложения между федеральными и региональными органами власти, а также местного самоуправления, определяет порядок установления перечня действующих на территории налогов и сборов различных уровней.
Так, на федеральном уровне предусматриваются следующие виды налогов и сборов:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья;
- налог на доход (прибыль) предприятий;
- налог на доходы от капитала;
- налог на доходы с физических лиц;
- взносы
в пенсионный фонд РФ, в федеральный
бюджет на социальное
- государственная пошлина;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
- налог на пользование недрами и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- налог на дополнительный налог от добычи углеводов;
- налог на пользование объектами животного мира;
- водный налог; экологический налог;
- федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организации; налог на недвижимость; транспортный налог; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.
Если на территории субъекта вводится налог на недвижимость, то прекращается действие налога на имущество организации, налога на имущество физических лиц и земельного налога[ 6 ].
С 1 января 2005 года вступило в силу новое наименование региональных налогов: налог на имущество организации; налог на игорный бизнес; транспортный налог. Новый перечень налогов введен с целью упрощения налоговой системы.
К местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.
Налоги
в приведенном перечне
Законодательство
субъектов РФ о налогах и сборах
состоит из законов о налогах
и сборах субъектов Российской Федерации,
которые приняты в соответствии с Налоговым
кодексом. Исполнительные власти субъектов
могут в предусмотренных законодательством
о налогах и сборах случаях и в пределах
своей компетенции издавать нормативные
правовые акты по вопросам, связанным
с налогообложением и со сборами, которые
не могут изменять или дополнять законодательство.
Часть налогов поступает в федеральный
бюджет, в соответствии с федеральным
законом о бюджете на соответствующий
финансовый год [3]. Планируемые показатели
доходов федерального бюджета на 2010-2012
отражены в таблице 2 .
Таблица
2
Планируемые доходы федерального бюджета на 2010-2012 год
(млрд.руб)
Виды доходов | 2010 | 2011 | 2012 |
План | план | план | |
1.всего доходов | 6950 | 7456 | 8070 |
2.нефтегазовые доходы | 3195 | 3312 | 3503 |
3.инфляция | 10% | 8% | 7% |
Налоговые
доходы бюджета субъектов РФ –
это собственные налоговые
Таким
образом, налоговая система государства
призвана обеспечивать мобилизацию
и аккумуляцию платежей по налогам
и сборам в бюджетную систему страны.
2.3. Налоговая
политика Российской Федерации
Налоговая политика представляет систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества.
Налоговая
политика государства должна быть направлена
на перераспределение
В качестве задач налоговой политики выделяют: обеспечение государства финансовыми ресурсами; создание условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживание возникающих в процессе рыночных отношений неравенства в уровне доходов населения. Согласно общепринятой системе дифференциации выделяют три типа налоговой политики.
Первый тип - политика максимальных налогов. Повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50 процентов. Несмотря на видимую привлекательность данного типа политики, необходимо учесть возрастающее налоговое бремя, а как следствие, уход значительного сектора экономики в «тень». А это повлечет обратную связь – снижение налоговых поступлений.
Второй тип - политика разумных налогов, способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.
Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения и бизнеса. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Отмечается, что такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали.
При
сильной экономике все
Достаточно высокое налоговое бремя, правовая незащищенность честного налогоплательщика в отношениях с государством, а также отсутствие информации о расходовании денежных средств для наших соотечественников является причинами уклонения от уплаты налогов. Именно на устранении этих причин и следовало бы сосредоточиться в настоящее время.