Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:05, курсовая работа
В процессе экономической эволюции бюджетной системы страны бюджетная система Российской Федерации прошла несколько этапов, была и до сих пор связана со многими сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр.
Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации. Этапы становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Дореволюционный период становления бюджетной системы России ………………………………………………………………………………..6
Становление бюджетной системы XIII-XVI вв ……………….…….6
Развитие бюджетной системы XVII-XIX вв………………………...11
Коренные изменения бюджетной системы российского государства XIX половины XX вв………………………………………………...13
Глава 2. Бюджетная система СССР ………………………………….……..22
2.1Формирование бюджетной системы 1917 – 1938гг……………….……22
2.2 Бюджетная система советского периода с 1938 – 1991гг.…………...…30
Глава 3. Современные направления развития бюджетной системы Российской Федерации……………………………………………………….……38
3.1. Бюджетная система и ее особенности в постсоветский период 1991 – 1999гг…………………………………………………………………...…………..38
3.2. Современное состояние бюджетной системы РФ и перспективы ее развития…………………………………………………………………………..…47
Заключение…………………………………………………………………….58
Литература…………………………………………………………..…...……59
Приложения……………………………………………………………...……62
.
Президент отметил ряд успехов Правительства в упорядочении бюджетного процесса. В 1991 г. федеральный бюджет был исполнен, а с 2000 года – начинается профицит. [7]
Если в 1999 г. федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в 51 млрд руб. (1,4% к ВВП), то начиная с 2000 г. наблюдается только профицит. Таким образом, научное обоснование целесообразности дефицитности и десятилетняя практика дефицитного федерального бюджета ушли в прошлое. Им на смену вернулись старая теория сбалансированного бюджета и профицитная реальность. Данную метаморфозу соотношения доходов и расходов бюджета следует признать положительным моментом финансовой науки и политики на современном этапе, чего нельзя сказать о стабильной тенденции повышения доли федерального бюджета во внутреннем валовом продукте. [34, с 19,20] Анализ бюджетных расходов можно проводить в целом, по отраслевому признаку, по статьям затрат. Исходя из функциональной классификации расходов федерального бюджета представлена в приложении (см.Приложение табл 1).
Рост налоговых доходов Федерального бюджета в 2002 г., как и в бюджетных проектировках на 2001 год, опережает общий рост доходов и бюджетной системы в целом, и бюджетов субъектов Российской Федерации. [7, с 8,9]
Послание президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2003 год» в целом ориентировалось на продолжение курса 2001-2002 гг. Его основная целевая установка состояла в обеспечении текущих платежей по государственному долгу. [7, с 4]
Проектировки федерального бюджета на 2003 год формировались Правительством РФ в русле целевых установок профицитной бюджетной политики, ориентированной на необходимость выполнения обязательств по обслуживанию государственного долга, пик платежей по которому приходился именно на предстоящий 2003 год. В рамках этих ограничений проект федерального бюджета представлял собой достаточно стройную, технологически отработанную и сбалансированную конструкцию. Более того в отличие от предыдущих лет Правительство уже на стадии формирования первоначальных бюджетных проектировок проводило активные консультации как с нижней, так и с верхними палатами Федерального Собрания РФ в поисках компромисса по наиболее болевым позициям, затрагивающим интересы субъектов Российской Федерации. К чести Правительства эти компромиссы были найдены. [9, с 5]
Опережающими темпами увеличивались расходы на оборону, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования, образование, здравоохранение, финансовую помощь бюджетам других уровней. Расходы на обслуживание государственного долга выросли всего на 7%, уменьшилось финансирование из федерального бюджета на промышленность и социальную политику.
За период 2002-2004 гг. расходы на национальную оборону составляли примерно 15% всей суммы расходов, расходы на правоохранительную деятельность – примерно 10% суммы федеральных расходов. Снижалась доля расходов по обслуживанию государственного долга – с 11% в 2002 г. до 9% в 2004 г. Финансовая помощь бюджетам других уровней напротив существенно возросла – с 15% в 2002 г. до 32% в 2004 г. [11, с 73,74]
В 2004 году Правительством РФ была утверждена Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. В качестве ее основных задач были названы следующие:
1)
упорядочение бюджетного
2)
четкое разграничение
3) четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий за бюджетами разных уровней, повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов, законодательное закрепление налогов за региональными и местными бюджетами на постоянной основе;
4) формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов, четкое закрепление в законе процедур и методик бюджетного выравнивания.
Многие из данных задач были реализованы в Федеральном законе от 20.08.04 № 120-ФЗ о внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ. Так, из статьи 10 Кодекса исключено указание на наличие трех уровней бюджетной системы Российской Федерации и предусматривается разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней – бюджеты муниципальных районов (бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты городских и сельских поселений. [23, с 347]
Закон включает в себя единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, ведения бюджетного учета и отчетности. Теперь переложить обязанность исполнения расходных обязательств с бюджета одного уровня на другой вряд ли станет возможным.
В
соответствии с этим Законом схема
организации местного самоуправления
должна строиться следующим образом:
Территория субъекта РФ
Рис.4
Организации местного самоуправления.
Изменение структуры бюджетной системы РФ связано с проводимой реформой местного самоуправления. Еще в 2003 г. законодатель принял Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации. Данные поправки направлены на создание целостной системы регулирования бюджетных отношений, укрепление методологической основы бюджетного процесса и улучшение управления государственными финансами. Основной задачей правового и методологического обеспечения бюджетного процесса является повышение эффективности формирования и расходования бюджетных средств в интересах общества. [28]
Основными задачами
В таблице приведена динамика доходов федерального бюджета РФ. (см. Приложение табл.2)
Анализируя динамику доходов федерального бюджета РФ за 2005 – 2007 гг., приведенную в приложении 2 необходимо отметить, что суммарные доходы в абсолютном выражении за анализируемый период увеличились на 3639,2764 млн. р., что составляет 109,42 %. Наибольшее положительное влияние на увеличение доли доходов произошло за счет возрастания доли доходов от внешнеэкономической деятельности.
Минэкономразвития
РФ в 2008 г. разработало прогноз социально-экономического
развития РФ на период до 2011 года по двум
основным вариантам[48].
Так, в основных вариантах прогноза заложены
одинаковые прогнозные оценки мировых
цен на нефть — умеренное снижение средней
цены на нефть Urals с 112 долл/баррель в 2008
г до 88 долл/баррель в 2011года. Различия
по вариантам объясняются, прежде всего,
изменением динамики конкурентоспособности
российского бизнеса и эффективностью
реализации правительственных мер по
усилению инновационного характера российской
экономики и ее диверсификации.
Первый
вариант — инерционный —
Второй
вариант — инновационный —
ориентируется на относительное
улучшение
В инновационном варианте предусматривается увеличение затрат на НИОКР, образование и здравоохранение и повышение эффективности этих сфер, что влияет не столько на текущие темпы роста экономики, сколько на качество экономического роста и разворот российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.
В качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2009—2011 годы предлагается второй вариант прогноза — инновационный.
В период 2010-2011 годов в рамках улучшения положения бюджета и выхода страны из кризисного состояния Правительство ставит целью решение следующих задач:
а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.
б) Поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии и посткризисного периода. [5]
Итоги этой политики следующие:
-
Экономическая ситуация в
-
В экономике проявились
Это
во многом стало результатом
-
Удалось сохранить социальную
стабильность, смягчить социальные
последствия кризиса,
Таким образом, можно сделать вывод, что грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение. [44]
В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».
Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы РФ