Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:05, курсовая работа
В процессе экономической эволюции бюджетной системы страны бюджетная система Российской Федерации прошла несколько этапов, была и до сих пор связана со многими сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр.
Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации. Этапы становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Дореволюционный период становления бюджетной системы России ………………………………………………………………………………..6
Становление бюджетной системы XIII-XVI вв ……………….…….6
Развитие бюджетной системы XVII-XIX вв………………………...11
Коренные изменения бюджетной системы российского государства XIX половины XX вв………………………………………………...13
Глава 2. Бюджетная система СССР ………………………………….……..22
2.1Формирование бюджетной системы 1917 – 1938гг……………….……22
2.2 Бюджетная система советского периода с 1938 – 1991гг.…………...…30
Глава 3. Современные направления развития бюджетной системы Российской Федерации……………………………………………………….……38
3.1. Бюджетная система и ее особенности в постсоветский период 1991 – 1999гг…………………………………………………………………...…………..38
3.2. Современное состояние бюджетной системы РФ и перспективы ее развития…………………………………………………………………………..…47
Заключение…………………………………………………………………….58
Литература…………………………………………………………..…...……59
Приложения……………………………………………………………...……62
.
1940 г. | 1945 г. | 1946 г.. | 1950 г | |
Всего расходов | 174,4 | 298,6 | 307,5 | 413,2 |
В том числе | ||||
Народное хозяйство | 58,3 | 74.4 | 106,2 | 157,6 |
Социально-культурные мероприятия | 40,9 | 62.7 | 80.0 | 116,7 |
Оборона | 58,6 | 128,2 | 73,6 | 82,8 |
Содержание органов государственного управления | 6,8 |
9,2 | 11,8 | 13,9 |
Табл.
3 Расходы Государственного бюджета
СССР за 1940-1950 гг. (млрд руб.) [21, с 407]
Рост поступлений в бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных промышленных предприятий позволил несколько снизить поступления от налогов с населения. С 1 января 1946 г. был отменен военный налог, с сентября того же года — повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих. В последующие годы были внесены существенные изменения в сельскохозяйственный и подоходный налоги. В доходах государственного бюджета 1962 г. поступления от населения составили 6,1 млрд руб. или 7,2% всех доходов бюджета. [41]
Расширялись
бюджетные права союзных
Хозяйственная реформа 1965 г. была направлена на усиление стимулирующего воздействия прибыли на развитие производства, для чего вводился новый порядок распределения прибыли, который предусматривал организацию новой системы экономического стимулирования. На каждом предприятии за счет прибыли образовывались три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства. Прибыль должна была стать основным источником финансирования капитальных вложений и прироста оборотных средств и других плановых затрат.
Несмотря на то что реформа 1965 г. предусматривала широкую реализацию всей совокупности товарно-стоимостных форм, на практике сфера использования товарных отношений была сведена к минимуму. [42]
В
целях совершенствования
Все эти явления отразились на государственном
бюджете. Высокая степень бюджетного перераспределения
ресурсов ослабляла хозрасчетные стимулы
повышения эффективности производства,
порождала стремление жить за государственный
счет, подрывала стабильность и сбалансированность
бюджета.
Динамика государственного бюджета СССР за 1928-1988 гг видна из таблицы 4:
1928/29гг | 1938г. | 1946г. | 1965г. | 1988г. | |
Гос.бюджет СССР (расходы) | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе слюзный бюджет | 60,7 | 72,2 | 79,5 | 42,5 | 56,9 |
Бюджеты союзных республик | 39,3 | 27,8 | 20,5 | 57,5 | 43,1 |
Из них бюджеты АССР и местные бюджеты | 26,5 | 21,5 | 13,9 | 20,8 | 15,9 |
Табл.
4 Структура государственного бюджета
СССР за 1928-1988 гг в % [23, с19]
Мероприятия по реформированию хозяйственных отношений в промышленности, в сельском хозяйстве и других отраслях, сопровождавшиеся значительным увеличением затрат из общегосударственного денежного фонда, не привели к соответствующему росту финансовых ресурсов страны. Доходы росли медленнее расходов, возник дефицит государственного бюджета. В покрытие затрат вовлекались средства, не являющиеся по своей сущности доходами (часть ресурсов Сберегательного банка, резервы Госстраха и др.). Бюджетный дефицит негативно воздействовал на экономику, подрывал устойчивость денежного обращения, порождал инфляционные процессы. [43]
На
протяжении 1985—1990 год Советскому союзу
не удавалось сбалансировать госбюджет:
расходы превышали доходы. (см.табл.5)
1985 | 1987 | 1990 | |
Доходы(млрд.р\% от ВВП): | 367,7 (47,3) | 360,1 (43,6). | 410,1 (42,8). |
Расходы(млрд.р\% от ВВП): | 386,0 (49,7) | 429,3 (52,0). | 485,6 (50,7). |
Дефицит (%)(млрд.р\% от ВВП): | 18,3 (-2,4) | −69,2 (-8,4). | −75,5 (-7,9). |
Народное хозяйство: | 27,9 или 217,3 млрд.р | 28,3 или 234 млрд.р. | 19,6 или 188,4 млрд.р. |
Внешнеэкономическая деятельность: | 0,3 или 2,3 млрд.р | 1,4 или 12 млрд.р. | 1,6 или 15 млрд.р |
Образование: | 4,6 или 35,9 млрд.р | 5,1 или 42,5 млрд.р. | 5,2 или 49,5 млрд.р. |
Здравоохранение: | 2,3 или 17,75 млрд.р | 2,4 или 19,3 млрд.р. | 2,9 или 27,7 млрд.р |
Социальная политика: | 7,0 или 54,8 млрд.р. | 7,4 или 61,4 млрд.р. | 10,3. или 98,6 млрд.р. |
Наука: | 1,8 или 13,5 млрд.р. | 1,5 или 12,5 млрд.р. | 1,1 или 11,2 млрд.р. |
Оборона: | 2,5 или 18,9 млрд.р. | 2,4 или 20,2 млрд.р. | 7,4 или 70,9 млрд.р. |
Правоохранительная деятельность и безопасность: | 0,7 или 5,8 млрд.р. | 0,8 или 6 млрд.р. | 1,0 или 9,7 млрд.р. |
Управление: | 0,4 или 3 млрд.р. | 0,4 или 3 млрд.р. | 0,3 или 2,9 млрд.р. |
Табл.
5 Доходы и расходы СССР 1985-1990 гг. [39, с 41]
Исходя из данных таблицы 5 видно, что за 5 лет экономического развития стране не удалось погасить дефицит бюджета. Много средств уходило на социальную политику государства. Однако на внешнеэкономическую деятельность выделялась только малая часть средств. Возможно эта тенденция и стала одной из причин несбалансированности бюджета того периода.
Глава 3. Современные
направления развития
бюджетной системы
России
3.1.
Бюджетная система и ее особенности в
постсоветский период 1991 – 1999 гг.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и в первую очередь бюджетную систему Российской Федерации, которая в 1991 г. претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет России включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. [8, с 4]
В соответствии с
В
ст. 8 этого Закона зафиксировано, что
единство бюджетной системы
В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. [29, с 11]
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Средства
федерального бюджета являются главным
источником финансирования структурной
перестройки экономики, конверсии предприятий
военно-промышленного комплекса, развития
перспективных направлений в сфере производства,
пионерного освоения новых территориально-
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом РСФСР "Об основах налоговой системы" 1991 г. и Налоговым кодексом Российской федерации 1998 г. наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами. [3, 69]
Региональные
бюджеты. Региональные бюджеты - центральное
звено территориальных
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. [13]
Местные бюджеты. Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные, представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы. [13]
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется через их функции:
• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
• распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы РФ