Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:43, курсовая работа
В данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические основы территориальных бюджетов, их сущность, особенности финансирования расходов на образование и их планирование. А в третьей главе курсовой работы будут предложены способы, по моему мнению, позволяющие повысить эффективность деятельности школы.
Введение…………………………………………...…………………………………3
1. Теоретические основы территориальных бюджетов…………………..…...5
1.1. Сущность территориальных бюджетов – главная финансовая база территориальных органов власти………………………………………….……5
1.2. Социально – экономическое назначение расходов территориальных бюджетов…………………………………………………………………………..…7
1.3. Бюджетное планирование расходов школ и их бюджетное финансирование…………………………………………………………………….11
2. Анализ в области расходов бюджетного учреждения на примере средней школы №7 г. Биробиджана……………………………………………….…16
2.1. Краткая характеристика школы…………………………………………...16
2.2. Анализ сметы расходов………………………………………………….…19
2.3. Планирование сметы расходов на 2012 год………………………………24
3. Предложения по повышению эффективности деятельности школы……..31
Заключение…………………………………………………………………..….38
Библиографический список использованных источников……………….......39
У ср. всего = 1392 х 8 + 1428 х 4/12 =11136+5712/12=1404 чел.
У ср. 1-4 кл.= 458 х 8+376 х 4/12=3880+1504/12=448,6 чел.
У ср. 5-9 кл.= 669 х 8+799 х 4/12=5352+3196/12=712,3 чел.
У ср. 10-11 кл.= 238 х 8+253 х 4/12=1904+1012/12=243 чел.
По состоянию на 1.09 численность школьников уменьшилась на 83 человека, следовательно, средний показатель составил 1392. Это произошло вследствие уменьшения количества учителей, так как снизилась заработная плата учителей.
Таким образом, среднегодовое количество учащихся с 1 по 4 класс составило448,6 человека, с 5 по 9 класс- 712,3, а с 10 по 11 класс-243 человека.
2.3 Планирование сметы расходов на 2012 год
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищённость соответствующих расходов республиканского и местных бюджетов. Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование на всей территории РФ на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых, которые ежегодно должны утверждаться государственным законом одновременно с законом о бюджете. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции. Таковы требования законодательства, но реальная практика формирования бюджетов свидетельствует о том, что эти положения не выполняются.
Важное значение при планировании бюджетных средств, как по школам, так и на содержание учреждений профессионального образования имеет система стандартов. Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объём нагрузки обучающихся. Одним из элементов государственных образовательных стандартов является базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. В нём определено минимальное количество часов на изучение образовательных областей, установлена максимальная учебная нагрузка учащихся по классам. Этот учебный план позволяет сохранить единое образовательное пространство в РФ. На его основе планируются расходы на оплату труда учителей.
Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь учреждению достичь своих целей.
Система планирования дает возможность определиться с направлением и темпом развития учреждения, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в учреждении, для того, чтобы оно наиболее эффективно функционировало.
Таким образом, составим смету расходов школы №7 г. Биробиджана на перспективу 2012 года.
Увеличим отдельные статьи сметы расходов на определенный процент:
Оплата труда - ↑30% за счет выделения Правительство средств из фед.бюджета
Начисления на оплату труда - ↑30%
Услуги связи - ↑10%
Транспортные услуги - ↑5%
Коммунальные услуги - ↑10%Пособия по социальной помощи - ↑20% (бесплатное питание с 1 по 4 класс, бесплатные школьные учебники)
Таблица 2.3 Смета расходов школы №7 на перспективу 2012 г.
Номера подстатей
|
Наименование |
Фактически |
Перспективы на 2012год |
Динамика отклонений (+,-) | |||
сумма, тыс. руб. | удельный вес, % | сумма, тыс.руб. | удельный вес, % | сумма, тыс. руб. | % п. | ||
211 | Оплата труда | 2954,20 | 62,4 | 3840,46 | 65,4 | 886,26 | 30 |
212 | Прочие выплаты | 49,80 | 1,05 | 49,80 | 0,85 | 0,00 | 0,00 |
213 | Начисления на выплату по оплате труда |
774,80
| 16,4 | 1007,24 | 17,15 |
262,44 |
33,87 |
221 | Услуги связи | 8,5 | 0,17 | 9,35 | 0,15 | 0,85 | 10 |
222 | Транспортные услуги | 5,75 | 0,12 | 6,04 | 0,10 | 0,29 | 5,04 |
223 | Коммунальные услуги | 97,14 | 2,1 | 106,85 | 1,82 | 9,71 | 9,1 |
225 | Работы, услуги по содержанию имущества |
1,00
| 0,02 |
1,00
|
0,02
|
0,00 |
0,00 |
226 | Прочие работы, услуги | 85,53 | 1,8 | 85,53 | 1,46 | 0,00 | 0,00 |
262 | Пособия по социальной помощи населению |
19,84 |
0,41 |
23,81 |
0,41
|
3,97 |
19,97 |
290 | Прочие расходы | 39,00 | 0,83 | 40,95 | 0,7 | 1,95 | 5 |
310 | Увеличение стоимости основных средств |
133,9 |
2,8 |
133,9 |
2,23 |
0,00 |
0,00 |
340 | Увеличение стоимости материальных запасов |
566,04 |
11,9 |
566,04 |
9,65 |
0,00 |
0,00 |
Всего |
|
4735,5 |
100 |
5870,97 |
100 |
1135,47 |
23,97 |
Общая сумма расходов на перспективу 2012 года составляет 5870,98 тыс.руб. против фактической суммы - 4735,5 тыс.руб.
По смете произошло увеличение расходов на 1135,47 тыс. руб., или на 23,97%. При этом увеличилась оплата труда на 886,26 тыс. руб., а также начисления на выплату по оплате труда увеличились на 262,44 тыс. руб., поскольку произошел незначительный рост заработной платы учителей на 30% за счет выделения Правительство средств из федерального бюджета.
Планируется увеличить расходы по статье «Услуги связи» на 0,85 тыс. руб., по статье «Транспортные услуги» на 0,29 тыс. руб., по статье « Коммунальные услуги» на 9,71 тыс. руб., а по статье «Пособия по социальной помощи населения» произошло увеличение на 3,97 тыс. руб. Увеличение плановых расходов на транспортные услуги произошло вследствие того, что в эту статью учреждение также включает расходы на собственные средства.
Увеличение стоимости основных средств, а также увеличение стоимости материальных запасов остались неизменными.
По итогам исследования были выявлены основные проблемы финансирования и использования бюджетных средств школы № 7 г. Биробиджана.
Методика исчисления затрат по другим статьям расходов по всем типам образовательных учреждений одинакова. Значительное место в затратах на содержание учреждений занимают коммунальные платежи за отопление, освещение, водоснабжение и т.п. Расчётный объём средств зависит от кубатуры и площади помещений, условий обеспечения тепловыми и энергетическими ресурсами. В городских учреждениях, как правило, коммунальное обслуживание учреждений осуществляется по договорам со специализированными организациями. По учреждениям, расположенным в сельской местности и имеющим собственное печное или паровое отопление, расчёт более сложен. Расходы исчисляются по нормам расхода топлива, учитываются действующие цены на него, продолжительность отопительного сезона. Как правило, расчётный объём средств по прочим и коммунальным расходам определяется, исходя из фактического расхода за ряд предшествующих лет. В последние годы из-за недофинансирования коммунальных расходов у учреждений образования возникает кредиторская задолженность поставщикам услуг. Эти суммы также следует учитывать для планирования расходов на очередной финансовый год.
Расходы на приобретение мягкого инвентаря планируются только по сельским школам, в которых имеются интернаты для проживания учащихся, посещающих школы, расположенные на значительном расстоянии от места их постоянного проживания. Более типичны эти затраты дл дошкольных и интернатных учреждений. Планируемые суммы осуществляются в зависимости от наличия постельных принадлежностей, одежды и обуви, потребности в них, цены продукции. Аналогично планируются расходы на оснащение учреждений учебным, хозяйственным и технологическим оборудованием и инвентарём.
Исчисленные учреждением объёмы необходимого бюджетного финансирования оформляются сметой доходов и расходов. В смете указываются наименование и адрес учреждения, соответствующие коды бюджетной классификации, приводится свод утверждённых расходов по каждой экономической статье с поквартальным распределением.
Аналогично школам планируются расходы на начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Учреждения начального профессионального образования имеют целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем направлениям общественно полезной деятельности. Главной задачей учреждений этого типа является создание необходимых условий для получения гражданином конкретной профессии (специализации) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определённой работы. Виды учреждений начального профессионального образования: профессиональное училище; профессиональный лицей; учебно-курсовой комбинат (пункт); учебно-производственный центр; техническая школа; вечернее (сменное) профессиональное училище. Профессиональная подготовка граждан может осуществляться также в межшкольных учебных комбинатах; в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии; в порядке индивидуальной подготовки у специалистов; в частных учебных заведениях.
Подготовку квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием осуществляют образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения). К ним относятся: техникумы (училища, школы), колледжи, техникумы-предприятия. Отличительной особенностью колледжа является то, что в нём обеспечивается повышенный уровень (по сравнению с техникумом) квалификации обучающихся. В техникуме-предприятии осуществляется не только образовательная, но и профессиональная деятельность в соответствии с профилем подготовки учащихся.
Учреждения высшего профессионального образования призваны обеспечить потребности личности в приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности. Этот тип учреждений подразделяется на следующие виды: университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путём проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры; академия; институт. Академия в отличие от университета осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определённой отрасли (преимущественно одной из областей науки, техники, культуры). Институтом называется самостоятельное высшее учебное заведение или структурное подразделение университета (академии), реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры.
За истекшие 10 лет численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования снизилась на 20%, в то время как число студентов вузов возросло почти в полтора раза. Рост показателей по высшей шкале связан с развитием негосударственной сети учреждений и расширением приёма в государственные вузы на основе полного возмещения затрат на обучение.
Таким образом, изучив формы и методы бюджетного планирования и финансирования расходов на образование, необходимо отметить, что рассмотрение планирования отдельных элементов расходов по трём типам учреждений образования показывает многогранность проблем отрасли, значительное число которых связанно с несоответствием правового обеспечения и реальной практики выделения средств. Независимо от применяемых при планировании методик жёсткая бюджетная политика предопределяет необходимость учитывать при формировании бюджетов не только потребность, целесообразность, актуальность расходов, но и финансовые возможности государства по их осуществлению, то характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законом «Об образовании». В законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием – целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Такое положение обусловлено принятой в настоящее время трактовкой определения целевого характера использования бюджетных средств, не связанного ни с образовательным процессом, ни с его результатами, а основанного исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации.
3.Предложения по повышению эффективности деятельности школы
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.