Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета Республики Казахстан, особенностей его формирования и использования.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи, подлежащие раскрытию в самостоятельной работе:
- определение понятия доходов бюджета;
- рассмотрение классификации доходов бюджета;
- изучить экономическое содержание расходов бюджета;
- провести анализ расходов республиканского бюджета в Казахстане за 2006-2008 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 5
1.1 Понятие бюджета и его специфическое назначение 5
1.2 Характерные черты государственного бюджета 7
1.3 Функции государственного бюджета, границы их действия и особенности 8
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ 10
2.1 Роль и значение государственного бюджета как инструмента управления экономикой 10
2.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета 11
2.3 Бюджетный дефицит. Баланс бюджета 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Приложение 1 28
Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит, посредством особых экономических форм доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, принципами расходов распределяются централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.
Состав и структура
доходов и расходов зависят от
направлений осуществления
Бюджет - это важный инструмент государственного вмешательства в экономику. Правильно выбранная бюджетная политика может способствовать улучшению экономической ситуации в стране и наоборот, неверная бюджетная стратегия приводит к. негативным явлениям в жизни государства.
Конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее - бюджетная система, которая включает республиканский бюджет и бюджеты соответственных административных единиц.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет» довольно утилитарную функцию - фиксированный избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет[5, c. 8].
В государственном бюджете концентрируется большая часть ВНП (валового национального продукта). Он играет невероятно важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении балансовых связей всех ценностных показателей социально-экономического развития и соблюдения пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов. Бюджетные средства направляются на государственное управление, народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборону, поддержку и развитие науки.
Необходимо различать понятия «государственные доходы» и «государственные финансовые ресурсы». Финансовые ресурсы общества - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в собственности государства, хозяйственных организаций разных форм собственности, населения на тот или иной момент времени. Понятие «государственные финансовые ресурсы» по содержанию шире понятия «государственные доходы». Кроме государственных доходов в состав финансовых ресурсов включаются средства, не являющиеся доходами, но которые могут быть использованы на общественные потребности.
Таким образом, государственные финансовые ресурсы образуются в основном за счет государственных доходов и других источников (рисунок 1).
Рисунок 1 - Финансовые ресурсы, государственные доходы и расходы[6, c.5]
Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.
Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции — распределительная (перераспределительная) и контрольная.
С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.
Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).
Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.
При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.
Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким образом, основными
функциями государственного бюджета,
как основного финансового
1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;
2) Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
1 Бюджетный кодекс Республики Казахстан Кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года N 95-IV //»Казахстанская правда» от 5 декабря 2008 года, N 265-266 (25712-25713)
2 Макарова Н.А. Учебное пособие по курсу «Бюджет и бюджетная система» - Астана-2002г., с. 6
3 Лебедев В.А. Финансовое право. СПб., 1882. С. I.
4 Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 550 с., с. 15
5 Макарова Н.А. Учебное пособие по курсу «Бюджет и бюджетная система» - Астана-2002г., с. 6
6 Демидов В. Порядок учета поступлений в бюджет таможенных платежей и налогов// «ФБ Импорт-Экспорт», 2004, № 5, с. 5
Информация о работе Экономическая сущность государственного бюджета