Экономическая сущность финансов, их функции. Субъекты финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:49, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе максимально подробно описана сущность финансов, их общая характеристика, их функции в рыночной экономике, дано определение субъектов общего управления финансами в Российской Федерации, рассмотрены их полномочия.

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность финансов, их функции. Субъекты финансов
1.1 Экономическая сущность финансов, их функции
1.2 Субъекты финансов
2 Практическое задание
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 22.57 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1 Экономическая  сущность финансов, их функции.  Субъекты финансов

1.1 Экономическая  сущность финансов, их функции  

1.2 Субъекты финансов 

2 Практическое  задание 

Заключение 

Список литературы 

Введение 
 

Рассмотрение  вопросов сущности и необходимости  финансов, их специфических признаков, функций является главной целью  данной работы. 

В контрольной  работе максимально подробно описана  сущность финансов, их общая характеристика, их функции в рыночной экономике, дано определение субъектов общего управления финансами в Российской Федерации, рассмотрены их полномочия.  

Для написания  контрольной работы была изучена  законодательная база, основная рекомендованная  учебная литература, дополнительная литература по выбранной теме, а  также материалы периодической  печати.

1 Экономическая  сущность финансов, их функции.  Субъекты финансов

1.1 Экономическая  сущность финансов, их функции

Финансы - это  денежные отношения, возникающие в  процессе распределения и перераспределения  стоимости валового общественного  продукта и части национального  богатства в связи с формированием  денежных доходов и накоплений у  субъектов хозяйствования и государства  и использованием их на расширенное  воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Будучи частью производственных отношений, финансы  относятся к экономическому базису; их обусловленность стоимостным  распределением подчеркивает исторически  преходящий характер финансов.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера  охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного  воспроизводства определяются экономическим  строем общества, природой и функциями  государства.

Таким образом, финансовые отношения охватывают две  сферы:

экономические денежные отношения, связанные с  формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной  бюджетной системе и правительственных  внебюджетных фондах;

экономические денежные отношения, опосредствующие  кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

Если говорить о финансах в целом, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция заключается в том, что  финансовые ресурсы предприятия  подлежат распределению в целях  выполнения денежных обязательств перед  бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом  является формирование и использование  целевых фондов денежных средств, поддержание  эффективной структуры капитала. 

Распределительная функция проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма  равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении  национального дохода среди участников материального производства. Они  делятся на две группы: 

1) зарплата рабочих,  служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального  производства; 

2) доходы предприятий  сферы материального производства. 

Однако первичные  доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для  развития приоритетных отраслей народного  хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение  или перераспределение национального  дохода, связанное: 

с межотраслевым  и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования  доходов и накоплений предприятий  и организаций; 

наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой  национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование  и социальное обеспечение, управление); 

перераспределением  доходов между различными социальными  группами населения. 

Активно участвуя в распределении и перераспределении  национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших  при первичном распределении  национального дохода, в пропорции  его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между  материальными и финансовыми  ресурсами и, прежде всего между  размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом  и структурой средств производства и предметов потребления - с другой. 

Конечная цель распределения и перераспределения  национального дохода и ВВП, совершаемых  с помощью финансов, состоит в  развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев  населения. При этом роль финансов подчинена  задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов  предприятий и организаций в  улучшении финансово-хозяйственной  деятельности, достижении наилучших  результатов при наименьших затратах.  

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. 

Контрольная функция  проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. 

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового  развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение  качества работы во всех звеньях народного  хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д. 

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. 

Контрольная функция  финансов проявляется также через  многогранную деятельность финансовых органов. 

Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового  планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной  системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной  работы, формы и методы финансового  контроля существенно меняются. 

Распределительная и контрольная функции - это две  стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и  тесном взаимодействии финансы могут  проявить себя в качестве категории  стоимостного распределения. 

Инструментом  реализации контрольной функции  финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. 

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может  реализоваться с большей или  меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных  лиц порядок ведения финансового  хозяйства, соблюдения установленных  норм и правил, выполнения финансовых обязательств. 

Помимо распределительной  и контрольной функции финансы  выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные  расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства. 

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять  стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов  и граждан стабильные условия  в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового  законодательства, поскольку без  этого невозможно осуществление  инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается  Правительством РФ как необходимое  условие для перехода рыночной экономики  к социально ориентированному экономическому росту.  

1.2 Субъекты финансов 
 

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные  органы власти - Президент РФ, Федеральное  Собрание РФ, Правительство РФ. 

Президент РФ - регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает  бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием. 

Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) - устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.) 

Правительство РФ - рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов  исполнительной власти. 

Министерство  финансов РФ (МФ РФ): 

- осуществляет  методическое руководство в сфере  финансового планирования и финансирования  отраслей хозяйства; 

- развивает бюджетный  федерализм; 

- разрабатывает  проект федерального бюджета; 

- составляет  отчет о выполнении федерального  бюджета; 

- составляет  консолидированный бюджет; 

На Министерство финансов возложены следующие функции: 

- участие в  разработке прогнозов социально-экономического  развития РФ на долгосрочный  период, среднесрочную и краткосрочную  перспективы; 

- подготавливает  предложения и реализует мероприятия  по совершенствованию бюджетной  системы и механизма межбюджетных  отношений 

- участвует в  подготовке предложений по основным  направлениям кредитно-денежной  политики; 

- проведение  мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета; 

Министерство  по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой  полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль. 

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя  тем самым увеличению поступлений  в бюджетный фонд. 

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством  кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов. 

Информация о работе Экономическая сущность финансов, их функции. Субъекты финансов