Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:44, курсовая работа
Целью данной работы является: исследование системы государственного финансового контроля, выявление проблем эффективности и определение основных направлений совершенствования финансового контроля.
В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и значение финансового контроля;
2. определить структуру органов финансового контроля, их права и обязанности;
3. проанализировать заключение Счетной палаты об исполнении федерального бюджета и выявить основные проблемы эффективности государственного контроля;
С
предлагаемых позиций весьма любопытно
изучить замечания Счетной
Исходным
для составления проекта
Анализ основных макроэкономических показателей за 2008 и 2009 годы, показывает их существенное отклонение от прогнозируемых значений в условиях финансово-экономического кризиса. Фактические данные номинального объема ВВП, темпа роста ВВП и уровня инфляции практически ежегодно оказывались выше прогнозируемых показателей.
На уровень исполнения расходов федерального бюджета повлияли отсутствие инвестиционных соглашений о реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации; реорганизация федеральных органов исполнительной власти и позднее доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств; несвоевременная подготовка проектно-сметной документации, длительность внесения изменений в паспорта федеральных целевых программ (далее – ФЦП), срыв конкурсов, длительность конкурсных процедур и заключения государственных контрактов по ФЦП; невостребованность субъектами Российской Федерации бюджетных средств (дотаций), выделенных
на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, и др.
Ниже 100 % исполнены законодательно утвержденные непроцентные расходы по разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации» и по 34 из 108 главных распорядителей средств федерального бюджета, не исполнены расходы, установленные сводной бюджетной росписью с учетом изменений, по 9 из 11 разделов и по 81 из 114 главных распорядителей. Общая сумма недовыполнения расходов федерального бюджета составила
167 116,4 млн. рублей.[22]
Главными администраторами средств федерального бюджета не приняты достаточные меры по обеспечению поступления доходов федерального бюджета в запланированных объемах. Так, недопоступление в 2008 году отдельных налоговых и неналоговых доходов по сравнению с законодательно утвержденными показателями составило 73 097,6 млн. рублей.
В 2008 году операции, осуществленные по счетам, открытым в Банке России, Внешэкономбанке, Внешторгбанке и других коммерческих банках минуя счета Федерального казначейства, произведены на сумму 283,2 млрд. рублей, что составило 3,7 % общей суммы кассовых расходов федерального бюджета.
Уровень исполнения расходов федерального бюджета за 2008 год, по разделам функциональной классификации представлен на следующей диаграмме:
Рисунок
1. Уровень исполнения федерального
бюджета за 2008 год по разделам функциональной
классификации расходов бюджетов Российской
Федерации в процентах к
Результаты проверки исполнения федерального бюджета свидетельствуют о необходимости существенного повышения качества управления государственными финансами со стороны Минфина России и главных распорядителей средств. Помимо значительных объемов перераспределения средств федерального бюджета в ходе его исполнения установлены факты неравномерного расходования средств федерального бюджета. Выявлены отдельные недостатки и нарушения в организации исполнения закона о бюджете, в казначейской системе исполнения федерального бюджета.
По-прежнему имеют место низкий уровень погашения задолженности по предоставленным бюджетным кредитам и бюджетным ссудам и значительный объем просроченной задолженности по ним (196,3 млрд. рублей); оставались существенная задолженность по оплате судебных актов, предусматривающих обращение взысканий на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, значительная дебиторская и кредиторская задолженности бюджетополучателей.
Остатки на счетах по учету средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2010 года составили 4,9 трлн. рублей и уменьшились по сравнению с 1 января 2009 года на 2,0 трлн. рублей, или на 29,6 %.
Рисунок 2.Остатки средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства в 2009 году
Продолжали оставаться значительными суммы, перечисленные отдельными налогоплательщиками в уплату налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов минуя распределительные счета органов Федерального казначейства, а также объемы невыясненных поступлений на конец финансового года, нераспределенные органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
При проверке реализации Федеральных целевых программ установлено невыполнение в утвержденные сроки запланированных целей, задач и результатов. Рост объемов незавершенного строительства на объектах, финансируемых за счет средств федерального бюджета, стал характерной особенностью реализации Федеральных адресных инвестиционных программ. Из 1 349 строек и объектов, предусмотренных к вводу в 2008 году, введены в эксплуатацию 301 стройка и объект (22,3 %), при этом техническую готовность менее 50 % имели 1 917 строек и объектов (68,4 %). [22]
Рисунок 3. Динамика ввода в эксплуатацию строек и объектов ФАИП и объемы незавершенного строительства
В 2009 году не произошло существенных сдвигов в сокращении различий в социально-экономическом развитии регионов: количество высокодотационных регионов, у которых доля межбюджетных трансфертов в доходах консолидированного бюджета региона превышает 60 %, сохранилось на прежнем уровне. Отмечается недостаточная «прозрачность» межбюджетных трансфертов, а также снижение их инвестиционной составляющей.
Установлены факты нецелевого использования средств федерального бюджета, допущенного главными распорядителями средств федерального бюджета, на общую сумму 44,8 млн. рублей, а также факт нецелевого использования средств выделенных бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, на сумму 100 млн. рублей. [22]
Из 32 статей Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (с изменениями) исполнены нормы 23 статей (более двух третей общего количества),частично исполнены отдельные нормы 9 статей (более одной четвертой общего количества).
Счетной палатой выявлены факты нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О бухгалтерском учете» и других нормативных правовых актов.
Казалось бы, необходимо вносить коррективы в механизмы управления экономикой страны, в бюджетный процесс. Однако этого не происходит, концепции федерального бюджеты на соответствующий финансовый год продолжают противоречить всем основополагающим принципам бюджетной системы страны, утвержденной Бюджетным кодексом РФ.
Счетная палата РФ ежегодно обращает внимание Правительства РФ и Федерального собрания РФ на допускаемые ежегодно существенные отклонения фактических макроэкономических показателей от прогнозируемых.
По-прежнему Правительство РФ не принимает меры по разработке и утверждению минимального перечная показателей экономической деятельности федеральных государственных мероприятий и размера дивидендов открытых акционерных обществ, подлежащих перечислению в федеральный бюджет.
Бюджетное законодательство, как видно, нуждается в дополнении. Так, в Бюджетный кодекс России целесообразно включить норму, предусматривающую предоставление одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год расчетов бюджетного задания по прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. В целях увеличения поступлений от федеральных государственных унитарных предприятий очевидно необходимо утверждать для них основные показатели хозяйственной деятельности, целевое использование прибыли с учетом размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. В доходах федерального бюджета платежи от федеральных государственных унитарных предприятий видится целесообразным консолидировать исключительно по соответствующей статье бюджетной классификации.
Становится совершенно очевидным, что в целях существенного увеличения налоговых доходов федерального бюджета необходимо повысить ответственность Правительства РФ и усилить спрос за исполнение механизма установления рыночных ставок за аренду государственного имущества. Более того, введение рыночных ставок арендных платежей должно сопровождаться отменой существующих льгот, предусмотренных нынешним законодательством. Столь же необходимым видится налаживание учета в доходах федерального бюджета всех без исключения средств, получаемых министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями в виде арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом.
В настоящее время в нашей стране широко развернулись работы по совершенствованию государственного управления, организации и управления предприятиями, отраслями и экономикой страны в целом. Это обусловлено острой социальной потребностью в смене экономических и, как следствие, производственных правовых и управленческих отношений в государстве. Прежние принципы государственного управления, хозяйствования оказались не просто неэффективными, но скорее препятствующими воплощению в жизнь стратегии социально-экономического строительства новой России. По мере дальнейшего развития экономических реформ, преобразований форм собственности, умножения и усложнения хозяйственных связей, постановки новых социально-экономических, научно-технических и других задач, либерализации внешнеэкономической деятельности возникла необходимость в выработке единого подхода к реализации экономической стратегии, создании эффективной системы государственного управления в условиях новых производственных отношений. [19, с.47-54]
В число актуальных задач совершенствования государственного управления на современном этапе входит организация единой системы государственного финансового контроля, способствующей формированию полной и объективной картины о государственных финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, обеспечивающий в управлении государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. [15, с. 43]
Переход к рынку в условиях неустойчивых производственных отношений порождает усложнение финансовой и хозяйственной деятельности и, как следствие, необходимость возрастания роли и значения финансового контроля за формированием и использованием бюджета, эффективным использованием финансовых ресурсов их всех источников, предполагает углубление внимания к фактическому осуществлению финансовой, бюджетной, налоговой, кредитно-денежной политики, к политике цен, вопросам развития валютно-финансового аспекта внешнеполитического курса и внешнеэкономических связей РФ. В этой связи финансовый контроль с современной России видится как деятельность уполномоченных государством органов и организаций по надзору за законностью действий в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики и хозяйственной деятельности в обществе для обеспечения прав и свобод граждан.
3.2.Основные
направления совершенствования
государственного финансового
В
настоящее время работа органов
государственного финансового контроля
в России характеризуется
В Российской Федерации до настоящего времени отсутствует теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической литературе предложения и варианты ограничиваются только государственным финансовым контролем и основываются на двух подходах.
Информация о работе Эффективность государственного финансового контроля