Исторические аспекты формирования современной структуры мирового финансового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 08:21, контрольная работа

Описание работы

Формирование мирового финансового рынка происходило на базе интернационализации международных операций национальных рынков ссудных капиталов. Их становление приходится на начало 60-х годов. До этого в течение 40 лет он был практически парализован в результате мирового экономического кризиса 1929–1933 годов, Второй мировой войны, валютных ограничений, жесткого регулирования рынка, ставок по депозитам и т.д.
Задача: рассчитать балансовую стоимость акций акционерного общества, если сумма активов равна 345781 тыс. тенге; сумма обязательств –
Балансовая стоимость акции
= Сумма активов – сумма обязательств

=177,16
Количество оплаченных акций
Балансовая стоимость акции
= 345781-80046
1500
80046 тыс. тенге; количество оплаченных акций – 1500 штук.

Работа содержит 1 файл

контрольная по рынкам.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Главным исполнительным органом ЕБРР является Совет директоров (Директорат), включающий 23 члена, которые переизбираются каждые три года. Совет директоров осуществляет руководство текущей деятельностью ЕБРР, а также исполняет полномочия, делегированные ему Советом управляющих. Каждый член Совета директоров располагает количеством голосов, равным количеству подписных акций в акционерном капитале банка.

Президент ЕБРР избирается Советом управляющих  сроком на четыре года, он председательствует на Совете директоров и управляет  текущей деятельностью банка.

Ресурсы ЕБРР формируются за счет уставного  капитала, заемных (привлеченных) средств и средств, полученных в счет погашения займов или по гарантиям. Кроме того, для инвестиционной поддержки социально важных низкорентабельных отраслей и оказания технической помощи ЕБРР образует специальные фонды, ресурсы которых формируются за счет добровольных взносов доноров.

Акционерный капитал банка составляет 20 млрд. евро. Наибольшие доли в нем принадлежат  промышленно развитым странам —  США (10 % капитала), а также Великобритании, Италии, Франции, ФРГ и Японии (по 8,5 %). Доля европейских стран — членов Европейского сообщества, самого ЕС и ЕИБ в совокупности составляет 51 %, страны Центральной и Восточной Европы имеют квоту в размере 13 %.

Основные  направления деятельности ЕБРР включают:  
 
- прямое финансирование проектов, направленных на развитие частного сектора, структурную перестройку, проведение приватизации и на финансовую поддержку инфраструктуры, обеспечивающей исполнение этих проектов. Инструментами такого финансирования являются кредиты ЕБРР частным и приватизируемым предприятиям, инвестирование в акционерные капиталы предприятий или гарантирование размещения их акций, а также предоставление гарантий;  
- финансирование с помощью посредников, которое может осуществляться в следующих формах: среднесрочное и долгосрочное кредитование финансовых посредников в виде кредитных линий; софинансирование проектов совместно с местными и иностранными банками; участие в капитале инвестиционных фондов, которые вкладывают средства в частные предприятия; выдача гарантий частичной оплаты внешнеторговых сделок, в которых участвуют местные банки и оплата которых осуществляется с помощью аккредитива; долгосрочное кредитование правительств, которые направляют полученные средства через коммерческие или инвестиционные банки на финансирование развития малых и средних предприятий;  
- консультационное обслуживание и техническую помощь. Все проекты и программы, кредитуемые банком, должны иметь техническое, экономическое, финансовое, юридическое и экологическое обоснование. ЕБРР оказывает заемщикам необходимую консультационную и техническую помощь и для этих целей вправе запрашивать на безвозмездной основе средства у большинства своих акционеров или доноров

ЕБРР  обязан не менее 60 % своих ресурсов использовать для кредитования частного сектора  — частных фирм и приватизируемых государственных предприятий, а также совместных предприятий. Приоритетными направлениями кредитования являются приватизация и структурные реформы, финансовая система, энергетика (включая безопасность атомных реакторов), телекоммуникации, транспорт, экологическая инфраструктура, сельское хозяйство, природные ресурсы и туризм.

Для получения  кредитов коммерческие предприятия  или посредники, уполномоченные действовать  от их имени, должны направлять запросы  непосредственно в ЕБРР. Рекомендуется обращаться в банк на начальном этапе работы над проектом, чтобы получить необходимые консультации. Потенциальные заемщики должны представить максимально подробные сведения о своих акционерах, деятельности и о проекте. Если предлагаемый проект соответствует стратегии деятельности банка, то вначале утверждают его концепцию, затем проводят оценку и экспертизу. Последний этап — утверждение самого проекта. При этом обязательно обеспечивается реализация приоритетов экологической политики банка.

Сроки кредитов ЕБРР обычно составляют 5—10 лет, минимальная сумма кредита — 5 млн. евро. Но банк может выдать кредит и на меньшую сумму, если проект имеет важное значение для страны. Кредитование производится в любой свободно конвертируемой валюте, на практике — главным образом в долларах США и евро. Финансирование проекта составляет не более 35 % его стоимости. Погашение основной суммы кредита обычно происходит равными частями каждые полгода.

ЕБРР  функционирует на коммерческой основе и предоставляет свои кредиты  по рыночным ставкам, учитывающим риски. При кредитовании коммерческих предприятий банк, как правило, не требует правительственных гарантий возврата средств, однако в этих случаях обычно применяется залоговое обеспечение кредита активами проекта (например, закладной на основные фонды, закладной на движимое имущество и т.д.). Ставка по кредитам может быть плавающей и фиксированной, а также использоваться в сочетании с различными инструментами хеджирования.

Софинансирование  проектов осуществляется в форме  совместного финансирования, параллельного финансирования, синдицированного кредита и синдицированного участия. В последнем случае ЕБРР продает участие в кредите другому банку или банкам, и, хотя продолжает нести обязательство за всю сумму кредита, часть этого обязательства финансируется покупателями долей участия.

Банк  международных расчетов (БМР). Создан в 1930 г. и является старейшим международным  финансово-кредитным институтом, деятельность которого направлена на развитие международного сотрудничества в сфере валютных отношений. Учредителями МБР выступили Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония. В настоящее время его членами являются 34 государства. Месторасположение БМР — Базель (Швейцария).

Основными целями деятельности МБР являются содействие сотрудничеству между центральными банками, обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций, а также выполнение функций доверенного лица или агента при проведении международных расчетов его членов.

Органами  управления МБР являются Общее собрание акционеров, Совет директоров, президент банка и администрация. Общее собрание акционеров созывается ежегодно и состоит из представителей центральных банков стран-членов. Голоса акционеров распределяются пропорционально количеству подписных акций, выделенных центральному банку каждой страны.

Заседания Совета директоров МБР проводятся не реже 10 раз в год. Совет директоров назначает президента банка, который  контролирует деятельность администрации.

Ресурсы МБР формируются за счет акционерного капитала и привлеченных средств. Акционерный капитал банка принадлежит центральным банкам стран-членов (свыше 80 %) и частным акционерам. Акции МБР дают всем акционерам равные права на получение дивидендов, но частные акционеры, как правило, не имеют права голоса или представительства на общих собраниях. Привлеченные ресурсы МБР формируются по большей части за счет краткосрочных вкладов центральных банков.

МБР был  создан как международный банк центральных  банков, которые являются одновременно его учредителями и клиентами. Операции с коммерческими и другими банками, а также с частными лицами МБР может осуществлять только с согласия центрального банка той страны, резидентами которой являются потенциальные клиенты. Согласно уставу банка его операции должны соответствовать валютной политике стран, участвующих в этих операциях.

Основные  направления деятельности МБР включают:  
 
- проведение банковских операций — депозитных, ссудных, валютных, фондовых и др. В частности, БМР совершает операции по приему средств центральных банков на текущие счета и во вклады; по приему во вклады средств правительств — на основании соглашений, в которых он выступает доверенным лицом; операции купли-продажи и хранение золота (за собственный счет и за счет центральных банков); операции купли-продажи иностранной валюты и ценных бумаг, за исключением акций (за собственный счет и за счет центральных банков); операции по краткосрочному финансированию центральных банков и т.д.;  
- выполнение роли координационного центра валютной и кредитной политики стран-членов. В процессе деятельности БМР происходят регулярные встречи управляющих центральных банков, которые обсуждают ситуацию в валютно-кредитной сфере и другие вопросы, представляющие общий интерес, а также могут вырабатывать совместные решения по координации своей валютной и кредитной политики и проведению интервенций на валютных рынках;  
- контроль за международной банковской деятельностью, которая не подпадает под национальное законодательство ни одной из стран. Деятельность БМР по выработке правил проведения международных банковских операций привела к созданию Базельского комитета по банковскому надзору, который является форумом для обсуждения специфических проблем надзора, осуществляет координацию распределения надзорных полномочий между национальными ведомствами в отношении иностранных филиалов банков, занимается вопросами укрепления надежности и стабильности международной банковской системы;  
- выполнение роли информационно-исследовательского центра, в частности, содействие выработке теоретических основ функционирования международных валютно-кредитных и финансовых отношений, помощь в решении вопросов прикладного характера, касающихся развития международного банковского дела, организации систем управления в центральных банках и других вопросов, представляющих интерес для центральных банков. Годовые отчеты и квартальные бюллетени БМР считаются одними из лучших статистических источников и аналитических изданий в мире;  
- выполнение функций агента для системы клиринга и расчетов в евро, при проведении операций ОЭСР, Европейского центрального банка и т.д.;  
- техническая помощь центральным банкам стран с переходной экономикой, обучение банковских работников этих стран.

Региональные  банки развития Азии, Америки и  Африки были учреждены в 60-е годы XX в. после распада колониальной системы. Причинами их образования послужили изменение роли развивающихся стран в связи с обретением ими политической независимости и необходимость коллективного решения национальных и региональных проблем развития.

В число  региональных банков развития входят Азиатский банк развития, Американский банк развития, Африканский банк развития, Исламский банк развития, Карибский  банк развития, Восточноафриканский  банк развития, Банк развития государств Центральной Африки и др.

Членами региональных банков развития являются как государства региона, так  и нерегиональные государства, в  том числе промышленно развитые. Развитые страны составляют примерно треть членов региональных банков развития, им принадлежит значительная часть уставных капиталов, что дает возможность этим странам оказывать достаточно сильное воздействие на деятельность банков.

Целями  деятельности региональных банков являются содействие экономическому развитию, сотрудничеству и социальному прогрессу  стран региона, снижение уровня задолженности и нищеты, улучшение положения женщин, поддержка развития частного сектора, обеспечение рационального природопользования.

Ресурсы региональных банков развития состоят  из уставных капиталов, средств, привлекаемых путем заимствований на международных рынках капиталов, а также средств специальных фондов, созданных в основном за счет взносов стран — членов банков для льготного кредитования и оказания технической помощи.

Операции  банков направлены на финансовую поддержку  всех направлений экономического развития, но приоритетным является финансирование развития экономической и социальной инфраструктуры (энергетики, транспорта, коммуникаций, городского хозяйства и т.д.), а также сельского хозяйства. Довольно существенная часть ресурсов банков направляется на кредитование промышленности.

Основные  направления деятельности региональных банков:  
 
- предоставление займов и вложение собственных средств в инвестиционные программы и проекты развития; организация финансирования проектов совместно с государственными, коммерческими и экспортно-импортными организациями. При этом используются различные методы кредитования: займы для финансирования конкретных проектов, займы для проведения отраслевой и структурной перестройки, реабилитационные займы, кредитные линии и т.д.;  
- стимулирование увеличения государственных и частных инвестиций на цели развития в экономику стран-членов;  
- консультирование и предоставление технической помощи в подготовке национальных и региональных программ и проектов развития, а также в осуществлении этих программ и проектов. Банки оказывают техническую помощь в виде консультаций экспертов, проводят семинары и практикумы для организаций — исполнителей проектов. Тенденция получает постоянное подтверждение в превращениях ведущих национальных компаний и банков в ТНК и ТНБ. Именно ТНК и ТНБ в виду необходимости максимизации прибыли способствуют тому, что свободные активы инвестируются в производственные и финансовые структуры за рубежом, а в случае возникновения дополнительных потребностей на мировом рынке заимствуется дополнительный капитал. Тем самым оказывается заметное влияние на развитие операций, связанных с движением капитала.

Интернационализация денежно-кредитных рынков в современных  условиях происходит быстрее интернационализации в сфере производства. Этому способствует росту числа и объемов финансовых операций корпораций и банков. Практически МФР выполняет своеобразную функцию катализатора процессов концентрации и централизации капитала. Процессы развития мирового рынка капиталов, с одной стороны, приводят к сближению и объединению отдельных рынков, а с другой стороны, имеет место стремление к их изоляции с целью ограждения национальных экономик от пагубного влияния процессов, связанных со свободным переливом капитала. Однако стремление к изоляции национальных рынков в современных условиях не приносит желаемых результатов, так как вступает в противоречие с процессом интернационализации мирового хозяйства.

Свобода в области движения капиталов  на мировом рынке – важное условие функционирования мировой экономики. Поэтому на протяжении всего времени проводится политика постепенного смягчения внешнеторговых и валютных ограничений. Вид и степень государственного вмешательства в операции на МФР варьировалась в зависимости от валютного положения отдельных стран и состояния их экономики.

В результате интернационализации экономика  приобретает качественно новое  содержание, достигая таких масштабов, когда говорят о формировании глобально интегрированной экономики. Теоретическое разграничение сегментов мирового рынка постепенно утрачивает свое значение. На практике постоянно происходит взаимный перелив капиталов, краткосрочные вложения трансформируются в средне - и долгосрочные кредиты.Усиливается секьюритизация, проявляющаяся в замещении обычных банковских кредитов эмиссией ценных бумаг. МФР объединил различные типы рынков ссудных капиталов, а именно:крупнейшие в мире внебиржевые валютные рынки, которые не регулируются и объединяют всевозможные финансовые институты разных стран. Географическое положение «торговых точек» нельзя определить, т.к. вся торговля осуществляется путем электронных переводов через глобальные компьютерные сети; биржевой и внебиржевой рынки облигаций позволяют иностранным эмитентам выпускать свои долговые ценные бумаги на крупных национальных рынках, которые считаются финансовыми центрами этих рынков; рынок синдицированных еврокредитов, позволяющие международным заемщикам осуществлять фондирование в форме банковских кредитов сразу из нескольких стран; рынки еврооблигаций и евро-коммерческих и других долговых бумаг – дают доступ международным заемщикам к кредитным ресурсам инвестиционных фондов, хедж фондов, взаимных фондов, пенсионных фондов, страховых компаний, казначейских департаментов крупных корпораций, частных банков и клиентов из других стран; мировые рынки производных высокоструктурированных инструментов и другие финансовые рынки, обеспечивающие перемещение финансового капитала через национальные границы и совершение сделок между экономическими агентами – резидентами различных юрисдикций.

Информация о работе Исторические аспекты формирования современной структуры мирового финансового рынка