Источники покрытия дефицита бюджетов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.

Содержание

Введение 2стр.

1. Какие источники покрытия дефицита бюджетов

определены законодательством РФ? 4стр.

2. Дать характеристику основных этапов бюджетного

процесса 9стр.

3. Тесты 12стр.

4. Практическое задание 13стр.

5. Задача 17стр.

Заключение 19стр.

Список литературы 20стр.

Работа содержит 1 файл

контрол.раб.по финансам.doc

— 143.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

                                       Содержание. 

Введение                                                                              2стр.

1. Какие источники  покрытия дефицита бюджетов 

    определены  законодательством РФ?                            4стр.

2. Дать характеристику  основных этапов бюджетного

    процесса                                                                          9стр.  

3. Тесты                                                                             12стр.

4. Практическое задание                                                  13стр.

5. Задача                                                                            17стр.

Заключение                                                                       19стр.

Список литературы                                                          20стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Введение. 

       Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая  система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.  

     По  экономической сущности  государственный  бюджет    это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими  и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода.

         Государственный бюджет образует центральный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д. Благодаря бюджету  государство  имеет  возможность  сосредоточить  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

       С помощью бюджета государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта (ВНП), осуществляются различные государственные программы.

       Однако, данная системы зачастую  сталкивается с проблемами, выраженными в форме  бюджетной задолженности  или  бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег.  

     Значительное общественное внимание в последние годы уделялось изменениям дефицита государственного бюджета. Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить его и ликвидировать вообще.   

    В результате кредитной экспансии  государства прочие заемщики вытесняются  с финансового рынка, сохраняются  высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение   бюджетных   дефицитов   - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.

                                                                                                                                                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Какие источники покрытия дефицита бюджетов

    определены законодательством  РФ?

       Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

       По видам возникновения бюджетный дефицит можно разделить на следующие категории:

  1. структурный дефицит - это превышение расходов над доходами, вызванное политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада и оживления экономики. Характеризует разность между доходами и расходами государственного бюджета при данном уровне налогообложения и государственных затрат и потенциальном ВНП, соответствующем естественному уровню безработицы. Может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры (уровень экономической активности, характеризуемый движением цен, процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления)

Рост структурного дефицита означает, что правительство проводит стимулирующую политику: увеличивает расходы и сокращает налоги, что вызывает рост совокупного спроса и положительно влияет на выпуск продукции. Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей политики.[7]

  1. циклический - разность между фактическим бюджетным дефицитом и дефицитом полной  занятости, обусловлен общим спадом производства, который возникает на стадии кризиса. Вследствие этого снижаются доходы физических и юридических лиц, следовательно, возникает недополучение бюджетом   налоговых  поступлений, снижается уровень доходов государства и, как  следствие, возникает  дефицит  бюджета.
        1. первичный дефицит - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
  2. операционный - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
  3. квазифискальный (квазибюджетный) - скрытый дефицит государственного бюджета, существующий наряду с измеряемым (официальным), обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства, как в индустриальных,  так  и  в  переходных  экономиках.

      Квазифискальные операции включают:

    • финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
    • накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд – т.е.  "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов правительства;

отдельные операции, связанные с государственным  долгом, а также финансирование ЦБ страны  убытков от мероприятий  по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству, а также рефинансирование ЦБ различных программ правительства (сельскохозяйственных, промышленных,  жилищных программ)  по льготным ставкам.[6]

   В соответствии  с БК РФ (ст.93) источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Следует подчеркнуть, что БК РФ впервые в России в законодательном порядке определил источники финансирования дефицитов всех звеньев бюджетной системы страны.[1]

        Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники имеют следующие формы:

    - кредиты,  полученные РФ от кредитных  организаций в валюте РФ;

    - государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ;

    - бюджетные  ссуды и бюджетные кредиты,  полученные от бюджетов других  уровней бюджетной системы РФ;

    - поступления  от продажи имущества, находящегося  в государственной собственности;

    - сумма  превышения доходов над расходами  по государственным запасам и  резервам;

    - изменение  остатков средств по учету  средств федерального бюджета.

    К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

    - государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

    - кредиты  правительства иностранных государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, предоставленных  в иностранной валюте, привлеченные  РФ.

    В соответствии со ст.103 БК РФ государственные внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита только федерального бюджета.

    Управление  средствами финансового резерва  осуществляется Министерством финансов РФ. Для финансирования дефицитов  нижестоящих бюджетов должны привлекаться исключительно внутренние источники. Так, источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:

    - государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени субъекта  РФ;

    - бюджетные  ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

    - кредиты,  полученные от кредитных организаций;

    - поступления  от продажи имущества, находящегося  в государственной собственности  субъекта РФ;

    - изменение  остатков средств на счетах  по учету средств бюджета субъекта РФ.

    Источниками финансирования дефицита местного бюджета  могут быть следующие внутренние источники:

    - муниципальные  займы, осуществляемые путем выпуска  муниципальных ценных бумаг от  имени муниципального образования;

    -  кредиты, полученные от кредитных организаций;

    - бюджетные  ссуды и бюджетные кредиты,  полученные от бюджетов других  уровней бюджетной системы РФ;

    - поступления  от продажи имущества, находящегося  в муниципальной собственности;

    - изменение  остатков средств на счетах  по учету средств местного бюджета.

    В экономических системах с фиксированным  количеством денег в обращении  правительство располагает двумя  традиционными способами покрытия дефицита бюджета - это государственные  займы и ужесточения налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, - это собственное производство денег, или “сеньораж” (печатанье денег).

    Однако  “сеньораж” сегодня не принимает  форму простого печатания денег (это слишком явно связано с  усилением инфляции). В настоящее время этот процесс реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Следует заметить, что эти операции должны иметь незначительный размер, тогда особо пагубных последствий они не несут. Но, если правительство чрезмерно полагается на механизм “сеньоража” как средство оплаты своих расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком быстро, порождая тем самым рост инфляции.

         Итак, если  бюджетные  ресурсы,  составляющие  превышение  доходов   над  расходами,  направляются на развитие  экономики,  используются  для  финансирования  приоритетных  отраслей  и  предполагают  отдачу, т.е.  используются  эффективно, то  в  будущем  рост  производства  и  прибыли  в них  возместят  производственные  затраты. Если же  превышение расходов  над  доходами  допускается  с  целью  финансирования  текущих  затрат,  субсидирования нерентабельного производства, то  бюджетный  дефицит  неизбежно  приведет  к  росту отрицательных  тенденций  в  развитии  экономики,  главным  из  которых  является  усиление  инфляционных  процессов.  
 

Информация о работе Источники покрытия дефицита бюджетов РФ