Источники финансирования во времена ВОВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:01, реферат

Описание работы

Цель работы перечислить основные источники финансирования во время Великой Отечественной войны. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Охарактеризовать состояние экономики СССР во время войны.
2. Рассмотреть основные источники финансирования в период войны.
3. Рассмотреть, как проходила денежная реформа и отмена карточной системы в СССР после войны.

Работа содержит 1 файл

ИСТОР. ФИНАНСОВ.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Часто полученные путем завышенного обменного курса советские деньги направлялись на диверсионную деятельность на территории СССР.

Оккупационные марки выпускало в обращение Главное управление имперских кредитных касс, которые открывались на захваченных территориях. Билеты имперских кредитных касс купюрами достоинством 0,5; 1; 2; 5; 20 и 50 марок и разменные монеты достоинством в 1;2,5 и 10 пфеннингов доставлялись из Германии.

С целью поддержания высокого курса марки хозяйственные немецкие банки, созданные вместо местных отделений Госбанка, скупали большие суммы советской валюты, а затем использовали ее на оккупированной территории для финансирования своих расходов, осуществляя таким образом «легальное» ограбление.[6]

Тотальному грабежу содействовала и налоговая система оккупантов. Существовали две формы налогов – государственные и местные. Частные и государственные предприятия платили налог с оборота, с прибыли, подоходный. Физические лица (граждане) облагались подушным, административным налогами, страховыми сборами, налогом на оплату старост улиц. Крестьянам доводились нормы обязательных поставок сельхозпродукции, денежных налогов. Возрождались и налоги, существовавшие в период средневековья, - за окна, трубы и даже на котов и собак. Взимались все эти налоги жестокими методами.

Исторически доказанным является факт, что фашистская Германия вбрасывала огромные партии настоящих и фальшивых денег на территорию СССР, тем самым подрывая его экономику.

Отметим также, что способствовали ослаблению денежной системы СССР и внутренние расходы советского государства.

Огромные военные расходы СССР и необходимость обеспечить кредитование восстановительных работ привели к тому, что в 1945 году в обращении оказался значительный излишек денежных знаков. Покупательская способность рубля понизилась, была ослаблена его роль как средства контроля над мерой труда и мерой потребления.

Излишек денежной массы искусственно создавал повышенный спрос на и без того дефицитные предметы потребления. Без укрепления рубля нельзя было ликвидировать карточную систему: спекулянты, сосредоточившие в своих руках значительные денежные суммы, могли в крупных масштабах скупать товары, подрывая экономику страны. Последствия войны в области денежного обращения были ликвидированы денежной реформы 1947 года.

4. Преодоление денежного послевоенного кризиса

До конца 1947 года в СССР сохранялась карточная система на продукты питания и промышленные товары для населения. Ее отмена планировалась на конец 1946 года, но из-за засухи и неурожая этого не произошло. Отмену удалось провести только в конце 1947 года. Кстати, Советский Союз был одной из первых европейских стран, отменивших карточное распределение.

Но прежде чем отменить карточки, правительство установило единые цены на продукты питания взамен существовавших ранее карточных (пайковых) и коммерческих цен. Вследствие этого стоимость основных продовольственных продуктов для городского населения выросла. Так, цена 1 кг черного хлеба по карточкам была 1 руб., а стала 3 руб. 40 коп., цена 1 кг мяса выросла с 14 до 30 руб., сахара - с 5,5 руб. до 15 руб., сливочного масла - с 28 до 66 руб., молока - с 2,5 руб. до 8 руб. При этом минимальная заработная плата составляла 300 руб., средняя заработная плата в 1946 году равнялась 475 руб., в 1947 - 550 руб. в месяц. Правда, для низко- и среднеоплачиваемых категорий рабочих и служащих одновременно с едиными ценами устанавливались «хлебные надбавки» в среднем около 110 руб. в месяц, но эти надбавки не решали общую проблему доходов.

В это же время была проведена и денежная реформа. Ее необходимость определялась полной разбалансированностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал постоянного выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами. Вследствие значительного сокращения розничного товарооборота на руках у населения оказалось денег больше, чем требовалось для нормального функционирования народного хозяйства, а потому покупательная способность денег упала. Кроме того, в стране было много фальшивых денег, выпущенных фашистами во время войны.

14 декабря 1947 года было издано постановление правительства «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Старые деньги в течение недели обменивались на новые из расчета 10:1. Для тех, кто держал деньги на счетах в сберегательных кассах, обмен был более льготным. Так, вклады до 3 тыс. руб. оставались без изменения и не подлежали переоценке. Вклады на сумму от 3 до 10 тыс. руб. обменивались из расчета 3:2, а вклады сверх 10 тыс. руб. - 2:1. Таким образом, большинство вкладчиков не понесли ущерба от переоценки денег. Обменом планировалось нанести удар по денежным накоплениям спекулятивных элементов, использовавших рыночную конъюнктуру в годы войны.

Однако из-за утечки информации об условиях реформы, криминальные и спекулятивные элементы успели разместить часть своих вкладов на множество мелких счетов, что многим позволило сохранить нажитые нечестным трудом средства. Одним из недостатков в проведении реформы было и то, что сроки обмена денег были установлены очень сжатые, в результате некоторая часть населения в сельской местности не успела обменять свои жалкие накопления, а также не было необходимой информации о реформе.

Во время реформы была проведена также переоценка остатков денежных средств на счетах в Госбанке кооперативных организаций и колхозов из расчета 4 рубля за 5 рублей старых. Средства на расчетных и текущих счетах предприятий и организаций не переоценивались. Вместе с денежной реформой была проведена конверсия ранее выпущенных займов. Облигации обменивались по соотношению 3 рубля облигаций прежних выпусках займа на один рубль нового займа. Денежная реформа сопровождалась отменой карточной системы и установлением единых сниженных государственных цен. Общая выгода населения от снижения цен, проведенного в ходе реформы и отмены карточек, составляла в расчете на год 86 млрд. рулей. Все это значительно повышало покупательную силу рубля и реальные доходы трудящихся.

Одновременно проводилось объединение всех ранее выпущенных государственных займов в единый новый двухпроцентный заем, а старые облигации обменивались на новые в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1930 года - в соотношении 5:1. С помощью таких методов произошло изъятие лишней денежной массы, а сама реформа приобрела в основном конфискационный характер. В ходе реформы пострадали главным образом сельские жители, которые, как правило, хранили свои накопления дома, да спекулянты, нажившиеся во время войны и не успевшие реализовать большие наличные суммы денег. С 1 января 1950 года правительство признало необходимым повысить официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам и определило его в соответствии с золотым содержанием рубля (0,222168 г чистого золота), хотя в те годы этот факт не имел никакого экономического значения, так как установленный официальный курс рубля ни в каких расчетах не использовался.

Реформа 1947 года полностью сохранила систему денежного обращения страны, созданную денежной реформой 1922-1924 годов, за исключением того, что денежной единицей стал рубль вместо червонца, и несколько изменился купюрный состав банкнот. В денежном обращении страны стали обращаться билеты Государственного банка СССР - 10, 25, 50, 100 рублей, государственные казначейские билеты - 1, 3, и 5 рублей. Металлическая разменная монета выпускалась: никелевая - достоинством 10, 15 и 20 копеек, бронзовая - 1, 2, 3 и 5 копеек. Кроме того, в обращении находились и сохранили свою законную платежную силу серебряная и медная монета прошлых выпусков.

Денежная реформа обеспечила условия, необходимые для дальнейшего укрепления рубля и повышения его роли в народном хозяйстве, явилась сильнейшим стимулом для роста производительности труда, укрепления хозрасчета, борьбы за режим экономии и повышения рентабельности во всех отраслях народного хозяйства.

Период развития народного хозяйства после реформы 1947 года характеризуется дальнейшим повышением покупательной силы рубля и укреплением денежного обращения. Этому способствовал непрерывный рост промышленного и сельскохозяйственного производства. В 1950 году промышленное производство превысило довоенный уровень в 1,7 раза. Возросли на 65% против довоенного уровня доходы колхозов, национальный доход увеличился на 64%. На дальнейший рост денежных доходов сельского населения существенное влияние оказало повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства. За 1947-1953 годы государственные цены увеличились на пшеницу в 6 раз, картофель - в 9 paз, крупный рогатый скот - 27 раз, свиней - в 12 раз, молоко в 5 раз и т.д.

Эти мероприятия позволили государству в течение многих лет продолжать политику дальнейшего снижения розничных цен. Так к апрелю 1953 года индекс цен на все товары по отношению к четвертому кварталу 1947 года снизился на 55%, а на продовольственные товары на 62%.

С ростом денежных доходов населения непрерывно рос и объем товарооборота.

После проведения денежной реформы и отмены карточной системы деньги стали основной формой сбережения населения в сберкассах и Госбанке. За период с 1952 по 1956 год остатки вкладов в сберкассах увеличились на 242%, а в сельской местности на 319%.

Устойчивый рубль стал одним из важнейших инструментов, при помощи которого государство обеспечивало мощный подъем народного хозяйства страны.

Заключение

Рассмотрев в данной работе источники финансирования во время военного хаоса и разрухи, можем сделать следующие выводы. 

В тяжелые для страны годы решающим источником доходов бюджета продолжали оставаться накопления предприятий и организаций. С начала войны была введена надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогу с населения, которая в 1942 году была заменена военным налогом, были введены также военные займы и лотерея. После тяжелого и переломного 1943 года значительно увеличился и товарооборот, особенно продажа товаров населению. Кроме того, во время войны часть выпущенных в обращение казначейских билетов использовалось на покрытие возросших государственных затрат на нужды обороны. Этими расходами вызывалась значительная денежная эмиссия.

С первых же дней войны в отсутствие стабильных источников финансирования Советскому государству пришлось перейти к строго нормированному снабжению. Важнейшей особенностью нормированного распределения в СССР явилось повышение в ходе войны норм снабжения.

Помимо денежного финансирования населения применялись и особые методы, эффективные во время войны. Развивалась сеть общественного питания. На ряде предприятий были созданы подсобные хозяйства. Это давало возможность улучшить питание рабочих. Государство всемерно поощряло городское население в деле улучшения продовольственного самообеспечения, помогая ему в организации индивидуальных огородов и мелкого животноводства. Это был значительный дополнительный источник неденежного финансирования потребностей простых людей со стороны государства.

Необходимость денежной реформы 1947 года определялась полной разбалансированностью денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал постоянного выпуска в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими товарами. Вследствие значительного сокращения розничного товарооборота на руках у населения оказалось денег больше, чем требовалось для нормального функционирования народного хозяйства, а потому покупательная способность денег упала. Кроме того, в стране было много фальшивых денег, выпущенных фашистами во время войны.

В результате реформы произошло изъятие лишней денежной массы, а сама реформа приобрела, в основном, конфискационный характер. В ходе реформы пострадали, главным образом, сельские жители, которые, как правило, хранили свои накопления дома, да спекулянты, нажившиеся во время войны и не успевшие реализовать большие наличные суммы денег.

 

Список литературы

1.      История России XX - начала XXI века/ Под ред. Л.В.Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 960с.

2.      История экономики: Учебник / Под ред. О.Д.Кузнецовой, И.Н.Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 416с.

3.      Кавтарадзе Г.А. Экономическая история России в XX веке: Учеб. пособие. -  СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1998. - 101 с.

4.      Конотопов М.В. История экономики России: Учебник. – М.: КНОРУС, 2007. – 352с.

5.      Попов В.П. Сталин и проблемы экономической политики после Отечественной войны, 1946-1953. -  М.: Изд-во РАГС, 2002. - 157 с.

6.      Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. – М.:Филин,2000. – 432с.

 

 

 

 



[1] История России XX - начала XXI века/ Под ред. Л.В.Милова. – М.: Эксмо, 2006. – С.541.

[2] Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. – М.:Филин,2000. – С.286.

[3] Конотопов М.В. История экономики России: Учебник. – М.: КНОРУС, 2007. – С.265.

[4] Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. – М.:Филин,2000. – С.291.

[5] Конотопов М.В. История экономики России: Учебник. – М.: КНОРУС, 2007. – С.266.

[6] История экономики: Учебник / Под ред. О.Д.Кузнецовой, И.Н.Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.325.


Информация о работе Источники финансирования во времена ВОВ