Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:16, курсовая работа
Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро - и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.
2.3 Пути и меры по активизации инвестиционного климата
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не конвертируемостью и др.[20]
Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции - это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.[33]
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. [19] В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций. [14]
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
- достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
- радикализация борьбы с преступностью;
- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
- внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:
- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";
- создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости. [7]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают.
Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. [16]
Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.
Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции ещё более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны, а также в неразбазаривании природных богатств России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. № 39-ФЗ.
2. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 № 160-ФЗ
3. Постановление правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ» от 20.08.1997.
4. Постановление правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ» от 19.12.1997 № 1605.
5. Абрамов, С.И. Инвестирование. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. – 256с. ISBN 5-9516-0188-6
6. Владимирова, М.П. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / М.П. Владимирова, А.И. Козлов. – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2006. – 288с. ISBN 5-85971-473-4.
7. Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики 2000г. - №11.
8. Горина, Т.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2003. – 144с. ISBN 5-875-72813-4
9. Жданов, В.П. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Наука, 2000.- 325с. ISBN 5-861-73456-8
10. Зимин, А.И. Инвестиции: вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2006.- 256с. ISBN 5-9516-0188-6
11. Игонина, Л. Л. Инвестиции: Учебное пособие / Под ред. д. э. н., проф. В. А. Слепова. - М.: Юристъ, 2002. - 480 с.
12. Инвестиции: конспект лекций/ сост. А. В. Меньшина. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.- 79с. ISBN 5-7779-0606-2
13. Инвестиции: Учебник / СВ. Валдайцев, П.В. Воробьев и др.; под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. - М.: Проспект, 2005. – 315с.
14. Инвестиции и инновации в России: проблемы в начале XXI века. Сборник статей. Ответственный редактор: д.э.н. Новицкий Н.А.. Члены редколлегии: к.э.н. Кравцов И.И., к.э.н. СвиринаЛ.Н. - М.: Институт экономики РАН, 2001. - 302с. ISBN 5-201-03158-7
15. Катасонов, В. Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования и использования. - М.: «Анкил», 2005.- 328 с.
16. Киселева Н. В. Инвестиционная деятельность: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2005. - 432 с.
17. Кондратенко Е. Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции // Экономист, - 1998. - №7.
18. Криночкин И. Инвестиции - не роскошь, а средство развития // Экономика и жизнь. 2003 - №19
19. Лимитовский, М.А. Инвестиции на развивающихся рынках. - М.: ДеКА, 2002. – 285с.
20. Логинов, Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень. 1998.- № 4.
21. Магденко, В. А. Что мешает иностранным инвесторам в России? // Инвестиции в России.. 2000.- № 2
22. Марголин, А. М. Инвестиции: Учебник. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 464 с.
23. Мелкумов, Я.С. Инвестиции: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 296с.
24. Орлова, Е. Р. Инвестиции: курс лекций. - М.: Омега-Л, 2004. - 192 с.
25. Свириденко, В.В. В ожидании иностранных капиталовложений // Экономика и жизнь, 1998.- № 13.
26. Слепнева, Т.А., Яркий, Е.В. Инвестиции: Учебное пособие. - М.:
ИНФРА-М, 2003. – 275с.
27. Уринсон Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России // Вопросы экономики. 2000.- №1
28. Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 2001.- № 2.
29. Финансы и кредит: учебное пособие / под ред. проф. А.М. Ковалёвой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 512с. ISBN 5-279-02312-4.
30. Финансы и кредит: учебное пособие / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 575с. ISBN 5-94879-056-8.
31. Финансы. Денежное обращение. Кредит (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 144с. ISBN 5-7990-0651-8.
32. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов / под ред. Проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2-е изд. 2002. – 512с. ISBN 5-238-00240-8.
33. Чапек, В. Н. Инвестиционная привлекательность экономики России: учебное пособие / В. Н. Чапек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 252 с.
34. www.gks.ru - сайт Федеральной службы государственной статистики России.