Инвестиционный климат в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро - и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

Таблица 2.1.1 - Производство основных продуктов питания и важнейших видов непродовольственных товаров

Показатели

1990 г.

1992 г.

1995 г.

1997 г.

1999 г.

Ткани — всего, млн. кв. м.

8449

5090

1774

1565

1666

Трикотажные изделия, млн. штук

770

456

108

53

80,5

Чулочно-носочные изделия, млн. пар

872

626

288

178

263

Обувь, млн. пар

385

220

52

33

30

Холодильники, морозильники, тыс. штук    

3774

 

3184

 

1789

 

1186

 

1173

 

Устройства радиоприемные, тыс. штук

5748

4015

988

342

332

Телевизоры, тыс. штук

4717

3672

1005

327

281

в том числе цветного изображения, тыс. штук

2657

2039

370

252

264

Стиральные машины, тыс. штук

5419

4289

1289

800

999

Фотоаппараты, тыс. штук

1856

1607

296

143

81,2

Часы, млн. штук

60

58

18

5

6,3

Велосипеды (без детских), тыс. шт.

3671

2402

563

424

425

Мотоциклы, мотороллеры, тыс. шт.

765

604

70

54,1

26,9

Синтетические моющие средства, тыс. т

876

532

334

306

386

Мыло хозяйственное, тыс. т

327

230

107

80

73

Мыло туалетное, тыс. т

190

114

61

53

50

Мясо, включая субпродукты 1-й категории, тыс. т

6629

4784

2416

1535

1129

Колбасные изделия, тыс. т

2283

1547

1293

1147

948

Животное масло, тыс. т

833

762

421

292

262

Цельномолочная продукция, млн. т

20,8

9,8

5,6

5,2

5,7

Пищевая рыбная продукция, млн. т

4,3

3,3

2,4

2,4

2,6

Растительное масло, тыс. т

1159

994

802

6874

881

Консервы всех видов, млн. условных банок

8206

5353

2428

2267

2654

Мука, млн. т

20,7

20,4

14,0

12,2

12,7

Крупа, тыс. т

2854

2011

1418

992

899

  Кондитерские изделия, тыс. т

2869

1829

1372

1370

1509

Макаронные изделия, тыс. т

1038

1102

603

453

707

 

2. Одной из главных причин упадка промышленного производства в ряде отраслей стала большая степень износа основных производственных фондов, упадка их производительности.

3. Основные фонды отраслей промышленности России по состоянию на начало 2003 года оказались изношенными на 44%, при этом происходит снижение коэффициента обновления. [29]

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:

1) ускорения технического и экономического прогресса;

2) обновления и модернизации производственного аппарата;

3) овладения передовыми методами организации производства;

4) подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.

Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Энрют и Янг», нужно привлечь 200-300 млрд. долл., для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл. [13]

По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности - России придется конкурировать за более скромный объем инвестиционного капитала - где-то в пределах 10 млрд. долл. Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.

Политическая и экономическая нестабильность, разгул преступности и другие «приметы» переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степеней их риска во всех странах мира.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы. [30]

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен приоритетный инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций, в который составляет не менее 1 млрд. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ на день вступления в силу федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации).

Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций положительно влияет на экономику принимающих стран. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др.[15]

Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.

Однако анализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.

Несмотря на относительно устойчивую тенденцию роста, удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных капиталовложений в российскую экономику остается незначительным. Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства России возросла лишь с 3% в 1993 г. до 15% в 2005 г. (Приложение 1)

Приведенные данные наглядно свидетельствуют о довольно незначительной доле иностранного капитала в российской экономике в целом и во внешнеэкономической сфере в частности.

Следует подчеркнуть, что, по подсчетам специалистов, уровень производительности труда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в 3 раза выше, чем на аналогичных российских предприятиях. Однако из-за малого числа совместных предприятий, занятых выпуском промышленной продукции, их влияние на общий уровень производительности труда в обрабатывающей промышленности России остается незначительным.[5]

 

2.2 Роль международной помощи в оздоровлении экономики России

Благодаря рыночным реформам, инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными, чем в 80-е годы. В долгосрочной перспективе, в ближайшие 10 лет, частный сектор Европы, Соединенных Штатов и Японии наверняка станет для России основным источником инвестиционного капитала.  Однако,  до того, как это произойдет, кредиторами России наверняка будут не частные инвесторы, а зарубежные правительства и официальные  организации.

Сущность международных организаций, участвующих в  предоставлении финансовой помощи России, различна.

Во-первых, следует упомянуть  Международный  валютный  фонд (МВФ). Это  организация,  в  которую Россия вступила летом 1992 года, занимается финансированием государственных программ борьбы с высокой инфляцией и общей валютно-финансовой нестабильностью.

В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить кредиты от него  лишь при условии,  что они обязуются проводить определенную экономическую политику. Условия, выдвигаемые МВФ, могут быть настолько жесткими, что лишь усугубят трудности реформ.

Вторым крупным международным кредитором является  Всемирный банк. В отличие от МВФ, деятельность которого сконцентрирована на кратковременных макроэкономических кризисах, Всемирный банк занимается проблемами долгосрочного  экономического развития. Приоритетными для него являются структурные преобразования, такие, как либерализация торговли,  приватизация, реформы системы образования и  здравоохранения,  инвестиции  в  инфраструктуру, т.е. реформы, которые являются залогом долгосрочного экономического роста. Всемирный банк выдает долговременные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются льготные, сильно заниженные процентные ставки по кредитам. Банк  специализируется на двух видах кредитов. Целевые кредиты предназначаются для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например строительства дороги, моста или электростанции. Программные кредиты призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в ключевых отраслях экономики, например провести либерализацию торговли.  В этом  случае кредит - не обеспечение  определенного  инвестиционного проекта, а средство общего  финансирования  государственного бюджета в соответствии с кардинальным изменением экономической политики.

Третья влиятельная и кредитная организация - это  Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), созданный в 1991 г. специально для оказания помощи странам Восточной Европы и бывшего Советского Союза на этапе  рыночных  преобразований.  ЕБРР являет собой пример "банка регионального развития", главная задача которого - содействовать долгосрочному экономическому росту определенного региона за счет финансирования всевозможных инвестиционных проектов. Особое же предназначение ЕБРР заключается в  предоставлении  кредитов прежде всего молодому частному сектору стран бывшего социалистического лагеря.

Четвертым источником официальной финансовой поддержки является помощь, поступающая уже не от международных организаций, а от отдельных  западных  правительств. Эта  помощь принимает, по меньшей мере, две формы. Во-первых, правительства Запада предоставляют правительствам  других стран (например,  России) прямые кредиты и безвозмездные ссуды, пытаясь помочь им справиться с неотложными проблемами гуманитарного и экономического характера. Во-вторых, они выделяют кредиты компаниям этих стран, чтобы те могли приобрести у страны донора промышленное оборудование и другие товары. Таким образом,  подобные кредиты выгодны  обеим сторонам. [21]

Последние годы Россия получала помощь из всех  вышеперечисленных источников, однако объемы и виды этой помощи не всегда соответствовали ее реальным потребностям. Однако сейчас ситуация в стране начала изменяться - вот о чём говорят официальные данные Госкомстата о привлечении иностранных инвестиций в первом квартале 1997 года: за этот квартал объем инвестиций привлеченный коммерческими организациями составил 2.24 млрд. дол. - общий объем накоплений валютных инвестиций составляет 15.8 млрд. дол. из них прямых инвестиций - 7.5 млрд. дол. Оправдались прогнозы специалистов, предсказывающих рост инвестиций про благоприятном исходе президентских выборов. Подъем инвестиций в первом квартале 1997 года говорит лишь о том, что инвесторам было необходимо время для принятия решения и его реализации. Огромный рост инвестиций говорит в первую очередь о стабилизации курса рубля и спаде инфляции, которая так долго сдерживала поток инвестиций. Стабилизация курса рубля является также и результатом политики занижения курса рубля. Иными словами случилось то, о чем так долго говорили политики, предсказывая стабилизацию экономики и улучшение инвестиционного климата и это наконец-то находит подтверждение в цифрах. Инвестиции составили: 0.63 млрд. дол. - прямые инвестиции, 0.05 млрд. - портфельные инвестиции и 1.56 млрд. - на прочие, в числе которых кредиты международных организаций, евробонды, муниципальные еврозаймы и пр. Отсюда можно сделать вывод о том, что центр тяжести в привлечении инвестиций переносится  на международные финансовые рынки, где правительство действует довольно успешно.[6]

Информация о работе Инвестиционный климат в России