Инвестиционная политика как часть финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

Содержание

Введение……………………………………………………..………….………..3
1.Инвестиционная политика: её роль и значение в экономике……….…..…..5
2.Содержание инвестиционной политики на макро и микроуровне…….…..11
3.Проблемы и перспективы направления инвестиционной политики на современном этапе……………………..……………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………..35
Приложение

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная политика,как часть финансовой политики.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

Итак, можно сформулировать ряд направлений, способствующих активизации дея­тельности по привлечению капиталовложений на российские предприятия, заинтересованности иностранных инвесторов.

Во-первых, России следует активизировать контакты и коммуникации с западным бизнесом, создать климат прозрачности, «умерить гордыню», демонстрировать реальную готовность к экономи­ческому партнерству посредством конкретной про­граммы по привлечению капитала в национальное хозяйство. Есть много прецедентов осуществления подобных программ. Чтобы заслужить доверие, такая программа должна информировать о реаль­ности, а не пытаться исказить ее. Западный биз­нес привык к использованию маркетинговых при­емов, поэтому он воспринимает подобные про­граммы как знак того, что страна действительно хочет сотрудничать в бизнесе.

Во-вторых, первоочередной целью программы должна быть демонстрация формирующихся основ политической стабильности и гражданского обще­ства, стратегии развития России и широкой под­держки этой стратегии в обществе.

В-третьих, Россия должна показать, что она понимает опасения инвесторов и что у нее есть стратегия, которая переживет любую смену лиде­ра или режима, поскольку она отвечает реальным потребностям страны.

В-четвертых, должны быть сформулированы конкретные задачи развития экономики, но не на уровне объемов производства, как во времена со­ветских пятилеток. Россия должна демонстриро­вать прогресс в реформировании ключевых инсти­тутов и элементов инфраструктуры - законодатель­ной и судебной систем, банковской системы, транспорта и связи.

В-шестых, пятых роль власти имеет в данном вопро­се ключевое значение. Россия должна продемон­стрировать, что властные институты функциони­руют и все подвластны закону.

Эти шаги, безусловно, заложат основы для коммуникаций следующего уровня - более пози­тивного позиционирования новой деловой России.

Инвестиционная активность крупных и средних организаций по секторам экономики в I полугодии 2009 года

В I полугодии 2009 года продолжилось снижение инвестиционной активности крупных и средних организаций. За указанный период инвестиции в основной капитал сократились на 10,3 процента. При этом за тот же период падение капитальных вложений по полному кругу организаций составило 18,8%, то есть инвестиции малых и других предприятий сократились более чем на 30 процентов.

На фоне общего сокращения инвестиций в основной капитал выросли капвложения в энергетическом и транспортном комплексах, производстве нефтепродуктов и финансовой деятельности. За I полугодие 2009 года инвестиции в основной капитал в производство нефтепродуктов выросли на 64,8%, в производство электроэнергии атомными электростанциями – более чем в 2 раза, в распределение пара и горячей воды – более чем в 6 раз, в транспортирование по трубопроводам нефти – на 48% и газа – почти на 15 процентов. Увеличение инвестиций в основной капитал финансовых предприятий обусловлено ростом капиталовложений денежно–кредитных учреждений, кроме Центрального Банка России, на 31,8 процента.

Кроме того, рост инвестиций в производство цемента (на 17,7%), строительство автомобильных и железных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов (более чем в 2,7 раза), а также в добычу и обогащение руд цветных металлов (на 44,5%) и  производство стального проката (более чем в 2 раза) способствовал повышению концентрации инвестиций в строительном и металлургическом комплексах. Вклад отдельных секторов экономики в совокупный темп прироста инвестиций в основной капитал, по крупным и средним организациям см. в Приложении.

Наибольшее влияние на общее снижение инвестиций оказало значительное сокращение капиталовложений в недвижимость, нефтегазовый и агропромышленный комплексы, связь и торговлю. Существенно сократились инвестиции в жилищное строительство, особенно в управление эксплуатацией жилого фонда (падение за отчетный период составило 31,3 процента).

Сокращение инвестиций в основной капитал в нефтегазовом комплексе преимущественно вызвано снижением капиталовложений в добычу сырой нефти и природного газа. За I полугодие 2009 года сокращение капитальных вложений в нефтедобычу составило 23,5%, газа – 25,5 процента.

Снижение инвестиционной активности отмечалось в животноводстве и растениеводстве (на 9,8% и 47,5% соответственно),  в производстве пищевых продуктов, включая напитки (23,4 процента).

На снижение инвестиций в основной капитал в химическом комплексе оказало влияние сокращение капиталовложений в производство основных химических веществ на 27,5 процента. Кроме того, за 1 полугодие 2009 года наблюдалось падение инвестиций в деятельность железнодорожного транспорта (-31,8%), связь (-31,4%), розничную торговлю в неспециализированных магазинах (-12,1%), среднее общее и высшее образование (-19,5% и -17,0% соответственно), деятельность лечебных учреждений (-15,9%), в производство автомобилей (-31,4 процента).

Таблица 1

Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал, в % к итогу

 

1 полугодие 2007

 

1 полугодие 2008

 

1полугодие 2009

 

Собственные средства

 

44,5

 

44,3

 

40,1

 

Привлеченные средства

 

55,5

 

55,7

 

59,9

 

в том числе:

          бюджетные средства

 

16,4

 

14,9

 

16,7

 

          кредиты банков

 

9,8

 

10,5

 

12,0

 

Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал остаются привлеченные средства, доля которых в I полугодии 2009 года увеличилась до 59,9 процента.

В источниках финансирования инвестиций за отчетный период наблюдался рост кредитов иностранных банков на 90,4% (при росте среднего курса доллара США к рублю за I полугодие 2009 года до 33,05 против 23,94 за соответствующий период прошлого года). Кроме того увеличился объем заемных средств других организаций и средств вышестоящих организаций, направляемых на капитальные вложения, на 11,6% и 12% соответственно. Рост инвестиций за счет средств федерального бюджета составил 35,5 процента. При этом во 2 квартале 2009 года темпы роста данных источников финансирования капитальных вложений замедлились. Вместе с тем в I полугодии текущего года в условиях нехватки финансовых ресурсов для осуществления текущей деятельности предприятий снизились инвестиции в основной капитал из прибыли (на 22,7%) и амортизации (на 11,1%). Так же сократились инвестиции за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на 10,3 процента1.

Федеральная адресная инвестиционная программа.

В результате изменений, внесенных в Перечень строек и объектов федеральной адресной инвестиционной программы (далее – ФАИП)2, в 2009 году на строительство объектов и реализацию мероприятий, включенных в ФАИП, планируется направить средства федерального бюджета в размере 651,74 млрд. рублей.

В соответствии с новым порядком внесения изменений в Перечень строек и объектов3 данные изменения в 2009 году вносятся Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России на основании предложений главных распорядителей, представляемых в Минэкономразвития России. В августе  2009 года Минэкономразвития России на согласование в Минфин России был направлен ряд писем с изменениями, вносимыми в Перечень строек и объектов. Указанные изменения сформированы на основании обращений главных распорядителей средств федерального бюджета и связаны с приведением в соответствие с регистрационной документацией показателей строек и объектов, требующих изменений.

В частности, на реализацию Федеральной целевой программы «Юг России (2008-2012 годы)» были дополнительно направлены средства федерального бюджета в размере 61,4 млн. рублей. В то же время, на 10,0 млн. рублей были сокращены объемы бюджетных ассигнований в рамках Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)». Таким образом, с учетом внесенных изменений общий объем бюджетных ассигнований на 2009 год по состоянию на 1 сентября 2009 года составил 651,79 млрд. рублей, что на 118,7 млрд.рублей больше, чем в 2008 году. В том числе на финансирование объектов, включенных в государственный оборонный заказ, предусмотрено 105,1 млрд. рублей (16,1% от общего объема ФАИП), что на 7,8 млрд.рублей меньше, чем в прошлом году. 

На финансирование объектов, включенных в федеральные целевые программы (программная часть ФАИП), планируется направить средства в размере 380,3 млрд. рублей (58,3% от общего объема ФАИП).

На строительство объектов и реализацию мероприятий в рамках непрограммной части ФАИП в 2009 году планируется направить средства в размере 166,4 млрд. рублей, что составляет 25,6% от общего объема ФАИП.

В январе-августе 2009 года финансирование бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП4, составило 283,47 млрд. руб. или 53,3% годового лимита (за период январь-июль 2009 года бюджетные ассигнования были профинансированы на уровне 49,2%). За аналогичный период предыдущего года, по данным Росстата, лимит бюджетных ассигнований по стройкам и объектам, включенным в Перечень, был профинансирован в размере 55,7%.

Таблица 2

Финансирование и использование средств ФАИП  по комплексам в январе-августе 2009 г.

 

Финансирование

за счет государственных капитальных вложений, млрд. руб.

 

Использование средств за счет всех источников финансирования, млрд. руб.

 

Производственный комплекс

 

142,57

 

75,64

 

Социальный комплекс

 

87,84

 

52,84

 

Специальный комплекс

 

53,06

 

36,53

 

Всего за 8 месяцев текущего года использовано государственными заказчиками 165,01 млрд. рублей государственных капитальных вложений, или 27,8% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство.

Рис. 3. Уровень финансирования и использования бюджетных инвестиций

(Финансирования - в % от лимита на год за счет бюджетных инвестиций, освоения – в % от лимита на год за счет всех источников)

Больший процент использования средств наблюдается в рамках специального и производственных комплексов. В то же время, использование средств в рамках социального комплекса несколько ниже средних значений.

В среднем по России за 8 месяцев текущего года было использовано порядка 52,8% от общего объема профинансированных средств за счет всех источников финансирования. Использование средств по стройкам и объектам для федеральных государственных нужд см. в Приложении.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала.

Инвестиционная политика осуществляется на макро- и микро- уровнях. На макроуровне инвестиционную политику проводит государство при помощи прямых и косвенных методов. К основным таким методам относят: государственные инвестиционные программы в приоритетных сферах и объектах инвестирования; прямое государственное управление инвестициями; налоговое регулирование инвестиционной деятельности путем введения системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот; бюджетное регулирование инвестиционной деятельности путем предоставления финансовой помощи в виде субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных отраслей, производств; кредитные и амортизационные методы; регулирование форм и условий осуществления зарубежных инвестиций; управление макроэкономическими факторами, которые отражают состояние экономики страны и имеющийся потенциал ее развития; организационно-правовые методы развития инвестиционной политики и др.

На микроуровне инвестиционную политику проводят предприятия. К источникам формирования инвестиционных ресурсов предприятий относят: амортизацию, прибыль, лизинг, эмиссию ценных бумаг, кредиты, ипотеку и иностранное инвестирование.

Информация о работе Инвестиционная политика как часть финансовой политики