Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:35, курсовая работа
Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
Введение……………………………………………………..………….………..3
1.Инвестиционная политика: её роль и значение в экономике……….…..…..5
2.Содержание инвестиционной политики на макро и микроуровне…….…..11
3.Проблемы и перспективы направления инвестиционной политики на современном этапе……………………..……………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………..35
Приложение
Итак, можно сформулировать ряд направлений, способствующих активизации деятельности по привлечению капиталовложений на российские предприятия, заинтересованности иностранных инвесторов.
Во-первых, России следует активизировать контакты и коммуникации с западным бизнесом, создать климат прозрачности, «умерить гордыню», демонстрировать реальную готовность к экономическому партнерству посредством конкретной программы по привлечению капитала в национальное хозяйство. Есть много прецедентов осуществления подобных программ. Чтобы заслужить доверие, такая программа должна информировать о реальности, а не пытаться исказить ее. Западный бизнес привык к использованию маркетинговых приемов, поэтому он воспринимает подобные программы как знак того, что страна действительно хочет сотрудничать в бизнесе.
Во-вторых, первоочередной целью программы должна быть демонстрация формирующихся основ политической стабильности и гражданского общества, стратегии развития России и широкой поддержки этой стратегии в обществе.
В-третьих, Россия должна показать, что она понимает опасения инвесторов и что у нее есть стратегия, которая переживет любую смену лидера или режима, поскольку она отвечает реальным потребностям страны.
В-четвертых, должны быть сформулированы конкретные задачи развития экономики, но не на уровне объемов производства, как во времена советских пятилеток. Россия должна демонстрировать прогресс в реформировании ключевых институтов и элементов инфраструктуры - законодательной и судебной систем, банковской системы, транспорта и связи.
В-шестых, пятых роль власти имеет в данном вопросе ключевое значение. Россия должна продемонстрировать, что властные институты функционируют и все подвластны закону.
Эти шаги, безусловно, заложат основы для коммуникаций следующего уровня - более позитивного позиционирования новой деловой России.
Инвестиционная активность крупных и средних организаций по секторам экономики в I полугодии 2009 года
В I полугодии 2009 года продолжилось снижение инвестиционной активности крупных и средних организаций. За указанный период инвестиции в основной капитал сократились на 10,3 процента. При этом за тот же период падение капитальных вложений по полному кругу организаций составило 18,8%, то есть инвестиции малых и других предприятий сократились более чем на 30 процентов.
На фоне общего сокращения инвестиций в основной капитал выросли капвложения в энергетическом и транспортном комплексах, производстве нефтепродуктов и финансовой деятельности. За I полугодие 2009 года инвестиции в основной капитал в производство нефтепродуктов выросли на 64,8%, в производство электроэнергии атомными электростанциями – более чем в 2 раза, в распределение пара и горячей воды – более чем в 6 раз, в транспортирование по трубопроводам нефти – на 48% и газа – почти на 15 процентов. Увеличение инвестиций в основной капитал финансовых предприятий обусловлено ростом капиталовложений денежно–кредитных учреждений, кроме Центрального Банка России, на 31,8 процента.
Кроме того, рост инвестиций в производство цемента (на 17,7%), строительство автомобильных и железных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов (более чем в 2,7 раза), а также в добычу и обогащение руд цветных металлов (на 44,5%) и производство стального проката (более чем в 2 раза) способствовал повышению концентрации инвестиций в строительном и металлургическом комплексах. Вклад отдельных секторов экономики в совокупный темп прироста инвестиций в основной капитал, по крупным и средним организациям см. в Приложении.
Наибольшее влияние на общее снижение инвестиций оказало значительное сокращение капиталовложений в недвижимость, нефтегазовый и агропромышленный комплексы, связь и торговлю. Существенно сократились инвестиции в жилищное строительство, особенно в управление эксплуатацией жилого фонда (падение за отчетный период составило 31,3 процента).
Сокращение инвестиций в основной капитал в нефтегазовом комплексе преимущественно вызвано снижением капиталовложений в добычу сырой нефти и природного газа. За I полугодие 2009 года сокращение капитальных вложений в нефтедобычу составило 23,5%, газа – 25,5 процента.
Снижение инвестиционной активности отмечалось в животноводстве и растениеводстве (на 9,8% и 47,5% соответственно), в производстве пищевых продуктов, включая напитки (23,4 процента).
На снижение инвестиций в основной капитал в химическом комплексе оказало влияние сокращение капиталовложений в производство основных химических веществ на 27,5 процента. Кроме того, за 1 полугодие 2009 года наблюдалось падение инвестиций в деятельность железнодорожного транспорта (-31,8%), связь (-31,4%), розничную торговлю в неспециализированных магазинах (-12,1%), среднее общее и высшее образование (-19,5% и -17,0% соответственно), деятельность лечебных учреждений (-15,9%), в производство автомобилей (-31,4 процента).
Таблица 1
Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал, в % к итогу
| 1 полугодие 2007
| 1 полугодие 2008
| 1полугодие 2009
|
Собственные средства
| 44,5
| 44,3
| 40,1
|
Привлеченные средства
| 55,5
| 55,7
| 59,9
|
в том числе: бюджетные средства
| 16,4
| 14,9
| 16,7
|
кредиты банков
| 9,8
| 10,5
| 12,0
|
Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал остаются привлеченные средства, доля которых в I полугодии 2009 года увеличилась до 59,9 процента.
В источниках финансирования инвестиций за отчетный период наблюдался рост кредитов иностранных банков на 90,4% (при росте среднего курса доллара США к рублю за I полугодие 2009 года до 33,05 против 23,94 за соответствующий период прошлого года). Кроме того увеличился объем заемных средств других организаций и средств вышестоящих организаций, направляемых на капитальные вложения, на 11,6% и 12% соответственно. Рост инвестиций за счет средств федерального бюджета составил 35,5 процента. При этом во 2 квартале 2009 года темпы роста данных источников финансирования капитальных вложений замедлились. Вместе с тем в I полугодии текущего года в условиях нехватки финансовых ресурсов для осуществления текущей деятельности предприятий снизились инвестиции в основной капитал из прибыли (на 22,7%) и амортизации (на 11,1%). Так же сократились инвестиции за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на 10,3 процента1.
Федеральная адресная инвестиционная программа.
В результате изменений, внесенных в Перечень строек и объектов федеральной адресной инвестиционной программы (далее – ФАИП)2, в 2009 году на строительство объектов и реализацию мероприятий, включенных в ФАИП, планируется направить средства федерального бюджета в размере 651,74 млрд. рублей.
В соответствии с новым порядком внесения изменений в Перечень строек и объектов3 данные изменения в 2009 году вносятся Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России на основании предложений главных распорядителей, представляемых в Минэкономразвития России. В августе 2009 года Минэкономразвития России на согласование в Минфин России был направлен ряд писем с изменениями, вносимыми в Перечень строек и объектов. Указанные изменения сформированы на основании обращений главных распорядителей средств федерального бюджета и связаны с приведением в соответствие с регистрационной документацией показателей строек и объектов, требующих изменений.
В частности, на реализацию Федеральной целевой программы «Юг России (2008-2012 годы)» были дополнительно направлены средства федерального бюджета в размере 61,4 млн. рублей. В то же время, на 10,0 млн. рублей были сокращены объемы бюджетных ассигнований в рамках Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)». Таким образом, с учетом внесенных изменений общий объем бюджетных ассигнований на 2009 год по состоянию на 1 сентября 2009 года составил 651,79 млрд. рублей, что на 118,7 млрд.рублей больше, чем в 2008 году. В том числе на финансирование объектов, включенных в государственный оборонный заказ, предусмотрено 105,1 млрд. рублей (16,1% от общего объема ФАИП), что на 7,8 млрд.рублей меньше, чем в прошлом году.
На финансирование объектов, включенных в федеральные целевые программы (программная часть ФАИП), планируется направить средства в размере 380,3 млрд. рублей (58,3% от общего объема ФАИП).
На строительство объектов и реализацию мероприятий в рамках непрограммной части ФАИП в 2009 году планируется направить средства в размере 166,4 млрд. рублей, что составляет 25,6% от общего объема ФАИП.
В январе-августе 2009 года финансирование бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП4, составило 283,47 млрд. руб. или 53,3% годового лимита (за период январь-июль 2009 года бюджетные ассигнования были профинансированы на уровне 49,2%). За аналогичный период предыдущего года, по данным Росстата, лимит бюджетных ассигнований по стройкам и объектам, включенным в Перечень, был профинансирован в размере 55,7%.
Таблица 2
Финансирование и использование средств ФАИП по комплексам в январе-августе 2009 г.
| Финансирование за счет государственных капитальных вложений, млрд. руб.
| Использование средств за счет всех источников финансирования, млрд. руб.
|
Производственный комплекс
| 142,57
| 75,64
|
Социальный комплекс
| 87,84
| 52,84
|
Специальный комплекс
| 53,06
| 36,53
|
Всего за 8 месяцев текущего года использовано государственными заказчиками 165,01 млрд. рублей государственных капитальных вложений, или 27,8% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство.
Рис. 3. Уровень финансирования и использования бюджетных инвестиций
(Финансирования - в % от лимита на год за счет бюджетных инвестиций, освоения – в % от лимита на год за счет всех источников)
Больший процент использования средств наблюдается в рамках специального и производственных комплексов. В то же время, использование средств в рамках социального комплекса несколько ниже средних значений.
В среднем по России за 8 месяцев текущего года было использовано порядка 52,8% от общего объема профинансированных средств за счет всех источников финансирования. Использование средств по стройкам и объектам для федеральных государственных нужд см. в Приложении.
Заключение
Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала.
Инвестиционная политика осуществляется на макро- и микро- уровнях. На макроуровне инвестиционную политику проводит государство при помощи прямых и косвенных методов. К основным таким методам относят: государственные инвестиционные программы в приоритетных сферах и объектах инвестирования; прямое государственное управление инвестициями; налоговое регулирование инвестиционной деятельности путем введения системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот; бюджетное регулирование инвестиционной деятельности путем предоставления финансовой помощи в виде субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных отраслей, производств; кредитные и амортизационные методы; регулирование форм и условий осуществления зарубежных инвестиций; управление макроэкономическими факторами, которые отражают состояние экономики страны и имеющийся потенциал ее развития; организационно-правовые методы развития инвестиционной политики и др.
На микроуровне инвестиционную политику проводят предприятия. К источникам формирования инвестиционных ресурсов предприятий относят: амортизацию, прибыль, лизинг, эмиссию ценных бумаг, кредиты, ипотеку и иностранное инвестирование.
Информация о работе Инвестиционная политика как часть финансовой политики