Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:35, курсовая работа
Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
Введение……………………………………………………..………….………..3
1.Инвестиционная политика: её роль и значение в экономике……….…..…..5
2.Содержание инвестиционной политики на макро и микроуровне…….…..11
3.Проблемы и перспективы направления инвестиционной политики на современном этапе……………………..……………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………..35
Приложение
Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране.
В задачи инвестиционной политики могут входить:
• выбор и поддержка в развитии отдельных отраслей народного хозяйства;
• реализация программы по конверсии военно-промышленного комплекса;
• обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;
• поддержка в развитии малого и среднего бизнеса;
• поддержка в развитии экспортных производств;
• обеспечение сбалансированности в развитии народно-хозяйственного комплекса России;
• реструктуризация угольной промышленности;
• реализация программы жилищного строительства в стране, в частности для военных, и др.
Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Он, как правило, должен включать в себя:
• выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
• определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
• создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;
• создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она должна создавать цивилизованные правила игры в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.
Под инвестиционной политикой на региональном уровне понимается система мер, проводимых на уровне региона, направленных на мобилизацию инвестиционных ресурсов и определение направлений их наиболее эффективного использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Инвестиционная политика в каждом регионе РФ имеет свои особенности. Эти особенности обусловлены следующими факторами:
• экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
• величиной имеющегося производственного потенциала;
• географическим местонахождением;
• природно-климатическими условиями;
• привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.
Основными целями региональной инвестиционной политики являются: подъем экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона на будущее.
Разработке инвестиционной политики как на макро-, так и на микроуровне должен предшествовать глубокий анализ состояния экономики и выявление причин, в наибольшей степени повлиявших на это состояние.
Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика, которая является составной частью государственной инвестиционной политики. Она должна разрабатываться и на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства.
Под отраслевой инвестиционной политикой понимается выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективу.
С переходом на рыночные отношения все большую роль в инвестиционной деятельности стали играть отдельные субъекты РФ и коммерческие организации, в связи с перераспределением финансовых потоков в пользу последних.
Под инвестиционной политикой коммерческой организации понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной финансовой устойчивости организации в ближайшей и дальнейшей перспективе.
Инвестиционная политика, как уже отмечалось, является частью экономической политики предприятия и тесно связана с другими ее составными частями (научно-технической, амортизационной, ценовой и др.) (рис.1.).
Рис. 1. Взаимосвязь инвестиционной политики с составными частями экономической политики на микроуровне
Основные блоки инвестиционной политики на микроуровне показаны на рис.2. Из этого рисунка наглядно видно, что является объектом инвестиционной политики.
Рис. 2. Основные блоки инвестиционной политики на микроуровне
Рассмотрим кратко сущность основных блоков инвестиционной политики на микроуровне.
Сущность блока «Выбор и обоснование приоритетных направлений вложения инвестиций» характеризует само его название. В этом блоке на основе экономического обоснования и стратегических целей развития предприятия на будущее выбираются приоритетные направления вложения инвестиций. Эти направления ранжируются по важности, последовательности и срокам вложения инвестиций.
В блоке «Изыскание источников финансирования инвестиций» на основе анализа денежных потоков выявляются возможности финансирования капитальных вложений за счет собственных средств. Если их недостаточно для реализации инвестиционной политики, то изыскиваются и обосновываются другие возможные источники финансирования (лизинг, кредит, иностранные инвестиции и др.).
В блоке «Формирование оптимального инвестиционного портфеля предприятия» на основе вышеуказанных двух блоков формируется оптимальный инвестиционный портфель предприятия. В нем указываются наиболее эффективные инвестиционные проекты, принятые к реализации, ценные бумаги с указанием источника финансирования.
В блоке «Недопущение чрезмерного морального и физического износа ОПФ» предусматриваются конкретные мероприятия по своевременному вводу новой техники и технологии и снятию с производства всего морально и физически изношенного имущества. Реализация этого блока возможна только на основе систематического анализа состояния ОПФ, особенно активной части.
Блок «Совершенствование видовой, технологической и возрастной структуры основных производственных фондов» тесно взаимосвязан с предыдущим блоком. В нем предусматриваются конкретные меры по совершенствованию структуры основных производственных фондов.
В блоке «Рациональное использование амортизационных отчислений и прибыли на предприятии» предусматривается продуманная и эффективная политика использования амортизационных отчислений. Они должны служить основным источником финансирования капитальных вложений и иметь строго целевой характер.
Сущность блока «Увеличение и улучшение использования производственных мощностей» раскрывает само название этого блока.
На каждом предприятии ввод дополнительных производственных мощностей должен осуществляться только с учетом полного использования уже имеющихся производственных мощностей. Нарушение этого принципа возможно только в исключительных случаях, когда, например, выпуск принципиально новой продукции не может быть осуществлен на имеющихся производственных мощностях.
Блок «Оценка влияния инвестиционной политики на финансовые результаты работы предприятия» является как бы замыкающим. В нем приводятся прогнозные расчеты, как повлияет реализация инвестиционной политики на финансовые результаты работы предприятия на ближайшую и дальнюю перспективу. Инвестиционная политика на предприятии должна вытекать из стратегических целей предприятий, т. е. из перспективного плана экономического и социального развития, а в конечном итоге она должна быть направлена на обеспечение финансовой устойчивости, предприятия не только на сегодня, но и на будущее.
3.Проблемы и перспективы направления инвестиционной политики на современном этапе
В настоящее время российская экономика нуждается в притоке иностранных инвестиций. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами. Действительно, иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. С другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга и др. Таким образом, иностранные инвестиции могут иметь неоднозначные последствия для национальной экономики.
В связи с этим, естественно, ставится вопрос о расширении технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышение квалификации национальных Кадров, а уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику.
Перспективы же для инвесторов в России в настоящее время весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.
Однако; несмотря на это, иностранные инверторы не очень торопятся вкладывать свои капиталы в российские предприятия. Основными причинами этого являются:
- нестабильность экономической и политической ситуации;
- несовершенное и противоречивое законодательство;
- неясность в определении прав собственности;
- отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
- нестабильность рубля как национальной валюты;
- непредсказуемость изменений в налоговой системе и др.
Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ. Отставание темпа роста прямых инвестиций можно объяснить целым комплексом причин.
Одна из важнейших – отсутствие в России достаточного количества прибыльных предприятий, которые иностранные инвесторы могли бы приобрести на открытом рынке. При этом одним из основных аргументов до сих пор является низкая капитализация многих российских компаний, вследствие чего продажа даже незначительной их части просто невыгодна. Иными словами, стратегия сохранения предприятия в собственности, которое недооценено на рынке, но приносит значительные доходы от текущей деятельности, до сих пор имеет достаточно сторонников в отечественном бизнесе.
Владельцы предприятий намеренно не спешат повышать рыночную стоимость своих компаний, если собственником одной из долей является государство, ждут, пока государство продаст свою долю, скупают ее, после этого повышают котировки акций. Одновременно идет оживленная реализация пакетов акций иностранным инвесторам с целью привлечения необходимых оборотных ресурсов для развития и модернизации производств, работающих на пределе технологических возможностей.
Проблема изыскания источников финансирования инвестиций в России усугубляется тем, что такой традиционный способ их формирования, как использование внешних и внутренних государственных заимствований, в современных условиях затруднен в силу сохранения на высоком уровне государственного долга. Быстро увеличивается долг по корпоративным заимствованиям на зарубежных финансовых рынках, оцениваемый на начало 2003 г. в 27 млрд. долл.
Иностранные инвесторы не получают достаточных гарантий стабильности вложений. Российское законодательство далеко от международных стандартов.
Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий. Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия. Все это определило низкую конкурентоспособность российского производства, а также дальнейшее уменьшение доли рынка, занятой товарами российского производства.
Препятствием является также отсутствие надежных структур по привлечению и гарантированию иностранных инвестиций. Отрицательное влияние оказывают экономическая и социально-политическая нестабильность в стране, неразвитость банковской и прочей инфраструктуры, высокий уровень преступности и коррумпированности, профессиональная неподготовленность, а следовательно, низкая компетентность российских деловых кругов.
В силу названных причин Россия остается страной высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство сдерживает не только иностранных, но и отечественных инвесторов.
Тем не менее, можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в России не соответствует потенциалу российского рынка. Благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высокому (по сравнению со многими развивающимися странами) уровню образования населения, емкому рынку Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций. При нормальном развитии процессов реструктуризации национальной экономики следует ожидать на несколько порядков большего притока прямых иностранных инвестиций.
Увеличение доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных капиталовложений идущих в Россию и повышение эффективности инвестиционной деятельности должны стать одними из важнейших направлений корректировки современных экономических реформ проводимых в России. Это обусловлено совокупностью причин, главная из которых заключается в том, что без увеличения объемов прямых иностранных инвестиций Россия не в состоянии самостоятельно осуществить подъем национальной экономики, а следовательно, и переломить негативные тенденции в социальной сфере. Повышение инвестиционной активности на всех уровнях экономики – главное условие решения этих задач.
Информация о работе Инвестиционная политика как часть финансовой политики