Иностранный капитал на российском рынке страхования, современное состояние, перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 06:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных перспектив и тенденций развития отечественного страхового рынка с учетом вступления России в ВТО.
Объектом исследования являются опыт и результаты деятельности иностранных страховщиков на российском рынке.
Предметом исследования выступает вступление России во Всемирную Торговую Организацию и анализ его последствий для отечественного страхового рынка.

Содержание

Введение
1 Страховой рынок России: прошлое и настоящее
1.1 Иностранный капитал на страховом рынке Российской Империи
1.2 Страхование в СССР
2 Страхование на современном этапе
2.1 Иностранные страховщики в России
2.2 Регулирование деятельности иностранных страховщиков на российском рынке
2.3 Проблема либерализации страхового рынка
3 Перспективы развития отечественного рынка страхования в связи со вступлением России в ВТО
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Иностранный капитал на российском рынке страхования, современное состояние, перспективы развития.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

Важной статьей закона является введение единых подходов к определению минимального размера уставного капитала национальных страховщиков и страховых организаций с иностранными инвестициями.

Вводимые ограничения можно разделить на две группы: организационные и технические (непосредственно связанные с осуществлением страховых операций).

Первая группа организационных ограничений сводится к предварительным или первичным ограничениям. Прежде чем осуществлять страховую деятельность, страховая организация, предполагающая иметь в уставном капитале иностранного инвестора, должна получить предварительное разрешение органа страхового надзора на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) — на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ.[7] Порядок получения такого разрешения регламентируется главой 3 «Положения о выдаче разрешений страховым организациям с иностранными инвестициями», утвержденного Приказом Министерства Финансов РФ от 16 мая 2000 года №50н.

Если в результате указанных сделок страховая организация становится дочерней по отношению к иностранному инвестору (основной организации), то иностранный инвестор должен не менее 15 лет являться страховщиком, осуществляющим свою деятельность согласно законодательству соответствующего государства, и не менее двух лет участвовать в деятельности страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации.[8]

Квота участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций также является элементом группы организационных ограничений. В силу новой редакции закона она увеличена до 25%.[9]

Ко второй группе организационных ограничений можно отнести оплату иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, которая производится исключительно в денежной форме в валюте РФ,[10] а также ограничения на менеджмент, поскольку лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями, должны иметь гражданство РФ.[11] Также руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела — юридического лица должны иметь гражданство РФ.[12]

Ко второй группе ограничений относятся технические ограничения, связанные с осуществлением страховых операций. Эти ограничения предназначены для страховых организаций с иностранными инвестициями по проведению операций по страхованию жизни, обязательным видам страхования, обязательному государственному страхованию, имущественному страхованию, связанному с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также по страхованию имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.[13]

Многие из вышеперечисленных ограничений не распространяются  на страховые организации, инвесторами которых являются резиденты стран-членов ЕС.[14] На данный момент страховщики из этих стран пользуются режимом наибольшего благоприятствования со стороны российского страхового законодательства. Но в связи с вступлением России в ВТО существует возможность открытия рынка и для стран, входящих в эту организацию. Кроме того, перечисленные ограничения не будут особым препятствием и для резидентов других стран, так как при желании они могут через компанию, зарегистрированную в ЕС, прийти на наш рынок.

Согласно действующему законодательству деятельность страховых компаний, доля участников-иностранцев либо доля участников – дочерних организаций иностранных компаний которых не превышает 49 процентов, практически не ограничивается; им нет необходимости получать предварительные разрешения, на них не распространяются особый порядок лицензирования.

На самом деле, на современном российском рынке работает немало страховых организаций с участием иностранного капитала, доля которого не превышает 49 процентов уставного капитала, поэтому дальнейший анализ деятельности организаций с участием иностранных инвестиций следовало бы проводить в зависимости от доли последних в контексте развития страхового рынка России в целом, что было рассмотрено выше.

Таким образом, государственное регулирование страховой деятельности иностранцев в России необходимо. Вопрос заключается в том, в каких пределах следует вмешиваться государству в функционирование страхового рынка. На протяжении всей истории развития страхования в России политика правительства была направлена на ограждение национальных страховых компаний от иностранной конкуренции. Это было оправдано, поскольку прямого запрета на деятельность иностранных страховщиков не было (кроме периода социалистического развития страны), вводились лишь ограничения, вызванные разумным беспокойством за состояние и дальнейшее развитие страхового рынка, а национальные страховые компании были еще слишком слабы, чтобы составить серьезную конкуренцию зарубежным страховщикам.

На данный момент наложение подобных ограничений не пустая прихоть, а вполне обоснованное опасение появления недобросовестных страховых компаний, преследующих лишь краткосрочные цели и не имеющих в перспективе дальнейшее постоянное сотрудничество с Россией. На российский страховой рынок необходимо допускать надежные страховые компании с длительным опытом работы, которые успели зарекомендовать себя в родной стране с положительной стороны.

 

2.3 Проблема либерализации страхового рынка

 

Одной из актуальных, широко обсуждаемых в настоящий момент проблем является последствия открытости российского страхового рынка. Мировая страховая практика показывает, что по мере становления и укрепления национальных страховых рынков, происходит изменение требований к созданию и правилам работы иностранных страховых компаний на территории отдельных стран.

В России иностранные компании столкнутся с теми же проблемами, что и остальные российские компании: нестабильная экономическая и политическая ситуация, несовершенство системы налогообложения, недоверие населения к финансовым институтам и т.д. Кроме того, отечественные страховые компании имеют значительные преимущества по сравнению со своими иностранными конкурентами, которые можно расценивать как входные барьеры в отрасль. Во-первых, они адаптированы к условиям работы на местном рынке, понимают местные культурные, бытовые и деловые обычаи, имеют накопленный производственный опыт, и все это может считаться формой капитала, так как его наличие сокращает текущие производственные затраты и дает конкурентные преимущества. Во-вторых, упрочившиеся на рынке национальные страховые компании имеют информированных потребителей, создающих в силу потребительской инерции эффект клиентуры, также затрудняющий конкурентам вход в отрасль. В-третьих, они располагают привилегиями, предоставленными государственными структурами или промышленными предприятиями, которые нередко выступают в роли их учредителей, либо акционеров.

Что касается иностранных страховщиков, то опыт рынков, на которых они уже присутствуют (Венгрия, Чехия, Польша) говорит о высоком качестве услуг и низких тарифах, которые предлагают иностранные инвесторы. По данным Международного совета страховщиков (International Insurance Council) нет также подтверждений негативного воздействия иностранных страховщиков на экономику какой-либо страны или на нефинансовые предприятия.

В целом, анализируя деятельность иностранных страховых компаний на российском рынке страховых услуг, можно выделить ряд положительных последствий, наиболее значительными из которых являются следующие: 

1.                  Улучшение обслуживания в сфере страхования. Иностранные страховщики способствуют усилению конкуренции, что приводит к расширению структуры и повышению качества страховых услуг, снижению издержек на их предоставление и повышению их эффективности.

2.                  Передача новых технологий и ноу-хау. Иностранные страховщики организуют свою деятельность в соответствии с национальным законодательством, создавая совместные предприятия или филиалы и отделения. Привлекаемый местный персонал должен иметь хорошее образование и, приобретя опыт работы в организации с иностранным участием при смене места работы, будет распространять более совершенные навыки среди национальных страховых компаний.

3.                  Аккумуляция национальных сбережений. Присутствие на рынке более эффективных страховщиков должно повысить норму сбережений и обеспечить новые каналы, через которые эти сбережения могут инвестироваться.

4.                  Приток нового капитала. Иностранный страховщик, покупая существующую компанию или основывая новую, должен будет ввозить капитал не только в целях приобретения офисных помещений и оборудования, но и для того, чтобы обеспечить требуемый законодательством размер уставного капитала, тем самым, способствуя повышению капитализации и емкости национальной страховой отрасли.

5.                  Распределение рисков. Иностранные страховщики при наличии разрешения, как правило, перестраховывают риски за границей. В итоге если происходит страховой случай, например, с судном или самолетом, а риск был перестрахован, потерю будет оплачивать иностранный перестраховщик, а результатом урегулирования претензии станет приток капитала.

6.                  Совершенствование регулирования страховой сферы. Эффективность функционирования рынка в интересах страховщиков и страхователей непосредственно связана с ясной и отлаженной системой регулирования. Присутствие на рынке иностранных страховщиков увеличивает потребность в эффективном регулировании, и способствует распространению международного опыта регулирования.

В то же время, некоторые из аспектов деятельности иностранных страховщиков и их влияния на развитие страхового рынка вызывает обоснованное беспокойство:

1.                  Доминирование иностранных страховщиков на внутреннем рынке. Иностранные компании как более крупные и мощные организации, могут препятствовать укреплению российских страховщиков или пытаться вытеснить их с рынка. В значительной степени это зависит от принятого в стране режима для иностранных страховщиков.

2.                  Возможность развития страхового сектора с помощью национальных страховщиков. Этот аргумент имел бы существенное значение в том случае, когда национальная система регулирования страхового дела гарантировала бы наиболее эффективное функционирование внутреннего рынка и обеспечивала необходимый набор страховых услуг. Такая ситуация явно не характерна для российского страхового рынка. Однако даже при этом условии запрет или серьезные ограничения на деятельность иностранных страховщиков вряд ли оправданы. Если внутренний рынок работает эффективно, конкуренция не будет служить угрозой национальным страховщикам. Если рынок не обеспечивает необходимого набора услуг, участие иностранных страховщиков может только ускорить формирование развитого страхового сектора в стране.

3.                  Важность сохранения национального контроля над страховой системой. По соображениям национальной безопасности некоторые важные объекты должны быть застрахованы только российскими страховщиками. Причина этого связана с возможной дестабилизацией рынка страхования в результате изъятия иностранного капитала в случае конфликта, или необходимостью предотвратить концентрацию страхования важных национальных объектов в руках нескольких иностранных страховых компаний. Также это относится к стратегическим видам страхования - страхование космических рисков, а также военно-промышленного комплекса должно проводиться национальными страховыми компаниями, поскольку приходится работать со сведениями, составляющими государственную тайну. Подобные беспокойства имеют под собой реальную основу. Однако это недостаточный аргумент в пользу общего ограничения операций иностранных страховщиков.

4.                  Возможность оттока капитала в результате деятельности иностранных страховщиков. Процесс развития бизнеса иностранных компаний приведет к притоку капитала. Действия инвестора на рынке неизбежно будут связаны со сложной структурой платежей. В пределах внутреннего рынка будет осуществляться сбор премий, страховые выплаты, арендная плата, заработная плата и плата другим поставщикам услуг. Вне России будут осуществляться платежи западным перестраховщикам (где это разрешено), переводы прибыли и дивидендов в родительские компании. В случае ущерба, риск возникновения которого был перестрахован за границей, страховая выплата станет притоком капитала. В совокупности все эти платежи, осуществляемые в разное время, могут дать в результате чистый приток или отток капитала в течение года, но это не означает выкачивания ресурсов из национальной экономики в долгосрочном плане.

Реальной опасностью видится проблема проникновения на внутренний рынок «теневых» капиталов и предпринимателей с плохой репутацией, всегда возникающая в процессе либерализации рынка. Провести четкую грань между солидными страховщиками, дорожащими своей репутацией, и фирмами- однодневками, не всегда легко. Эта проблема разрешается за счет большей координации ФССН с регулирующими органами других стран (Комитета по страхованию Организации экономического сотрудничества и развития, Международной ассоциации страховых надзоров, Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества).

Серьезным аргументом против допуска иностранцев являются значительный дефицит по счетам платежного баланса, слабая финансовая система, не использующая международные стандарты учета и не находящаяся под эффективным контролем регулирующих органов, а также макроэкономическая нестабильность.

Информация о работе Иностранный капитал на российском рынке страхования, современное состояние, перспективы развития