Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:22, реферат
В данной работе рассматривается один из видов иностранных инвестиций - прямые инвестиции. В первой главе рассказано о том, что собственно понимают под прямыми инвестициями, какие типы прямых инвестиций существуют, выделены их особенности. Во второй главе обсуждается нынешнее состояние прямых иностранных инвестиций в России, проблемы и перспективы приложения такого вида инвестиций в нашей стране, какую роль они могут сыграть в становлении российской экономики а также, как и какие меры необходимо принять, чтобы увеличить их объем.
Введение
Глава 1. Прямые иностранные инвестиции как одна из форм зарубежных инвестиций
1.1 Прямые иностранные инвестиции: сущность и особенности
1.2 Концепции прямых иностранных инвестиций
Глава 2. Прямые иностранные инвестиции в России: состояние, проблемы, возможности
Заключение
Список использованной литературы
Основным привлекающим иностранных инвесторов фактором в регионах является освобождение от части налогов - как краткосрочное, так и долгосрочное. Например, в Новгородской области предприятия с участием иностранного капитала, занимающиеся производственной деятельностью, освобождаются на некоторый срок от уплаты налогов в областной и местный бюджеты. В Псковской области любому инвестору в течение трех лет предоставляется льгота по налогу на прибыль, а в Калужской области юридическим лицам, привлекающим иностранный капитал, выдаются беспроцентные ссуды.
В Ленинградской
области в соответствии с законом
1999 г. "Об инвестиционной деятельности"
инвесторы полностью
Политика привлечения иностранных инвестиций должна отвечать определенным требованиям и условиям, которые призваны заложить основу устойчивого притока капитала. Среди этих требований можно выделить следующие:
стабильность
законодательства, формирование четкой
и ясной нормативно-правовой базы
регулирования иностранных
введение конкурентоспособного уровня налогов, тарифов и льгот, соответствующих условиям для иностранных инвестиций, сложившимся в других странах, которые являются конкурентами России как рынки приложения иностранного капитала;
наличие гибкой финансовой политики по отраслевым и региональным направлениям, обеспечивающим достижение приоритетных целей в раз витии народного хозяйства;
разграничение
компетенции государственных
разработка порядка привлечения частных инвесторов к финансированию приоритетных проектов совместно с государством и под его гарантии;
обеспечение привлечения средств, как государственных, так и частных, на конкурсной основе;
организация комплексной системы страхования инвестиций от некоммерческих рисков;
разработка государственной программы и создание специальных институтов для возврата вывезенного из России капитала.
Главной задачей
государства на современном этапе
развития российской экономики является
структурная перестройка в
Исходя из этого, в первую очередь необходимо привлечь иностранный капитал:
в добывающие и перерабатывающие отрасли, что позволит обновить их производственные фонды, повысить эффективность производства и значительно расширить экспортный потенциал России;
в космическую, атомную, конверсионные отрасли промышленности с целью развития наукоемкого производства;
в фармацевтическую,
химическую, пищевую промышленность,
в сельское хозяйство, машиностроение
и приборостроение, т.е. в отрасли,
производящие товары народного потребления
для обеспечения
В соответствии с мировой практикой следующие отрасли и сферы деятельности могут иметь запрет или ограничение для иностранных инвесторов:
ВПК, некоторые отрасли добывающей промышленности, железнодорожный и авиационный транспорт, речное и морское судоходство, рыболовство, сельское и лесное хозяйство, банковское и страховое дело, посредническая деятельность на рынке ценных бумаг, т.е. ключевые отрасли, связанные с обеспечением национальной безопасности, сохранением политического, экономического и культурного суверенитета;
международная и внутренняя связь, телекоммуникации, средства массовой информации, производство электроэнергии, газо- и водоснабжение, т.е. отрасли, относящиеся исключительно к государственной или частно-государственной монополии;
на определенном этапе может быть нежелательной и иностранная конкуренция в отраслях передовой технологии, где национальный капитал только формируется.
До сих пор Россия только в одном документе зафиксировала за собой право введения ограничения иностранных инвестиций в отдельные отрасли. Им является подписанный в 1992 г. между Россией и США Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Основными средствами
ограничения иностранных
предварительное разрешение на осуществление иностранных инвестиций;
прямое ограничение или запрещение иностранных инвестиций в ряде отраслей в законодательном порядке;
требование участия в управлении предприятием с иностранными инвестициями региональных и местных властей;
требование взаимности, т.е. выдача разрешения на иностранные инвестиции только в том случае, если в стране их происхождения разрешается аналогичная деятельность инвесторов из нашей страны;
установление максимальной доли участия иностранного инвестора в капитале в случае его участия в национальной компании или конкретном проекте, включенном в ограничительный список;
жесткое соблюдение
законодательства о монополиях и
конкуренции в отношении
таможенные барьеры.
Подобные ограничения
действуют во всех странах, хотя в
последнее время наблюдается
тенденция к смягчению
Привлекая иностранные инвестиции, государство стремится решить задачи внутренней экономической политики: обеспечить приток капитала и повысить эффективность национальной экономики.
Согласно существующим
сегодня различным законам, связанным
с регулированием иностранных инвестиций
в России, страхование риска
В России до сих
пор не существует четко действующей
процедуры страхования
Появлению стратегического иностранного инвестора на отечественном рынке будут способствовать в первую очередь совершенствование системы страхования от коммерческих и некоммерческих рисков, развитие правовой базы инвестиционного сотрудничества, появление устойчивых признаков преодоления системного социально-экономического кризиса.
При этом даже в
условиях снижения доверия иностранных
инвесторов к российской экономической
среде предоставление им односторонних
налоговых и таможенных льгот
должно быть редким исключением из
общего правила распространения
на них национального режима инвестирования.
Оно может быть обусловлено: импортом
в Россию наукоемких, малоотходных
и ресурсосберегающих технологий, не
имеющих конкурентоспособных
Основанием для предоставления льготных условий инвесторам должно быть не то, что они иностранные, а то, что данные меры содействуют притоку инвестиций в критически важные отрасли экономики. Эти же льготы должны распространяться и на национальных инвесторов, если они могут успешно сотрудничать с иностранными предприятиями в сфере реализации инвестиционных проектов на российской территории. Предоставление льгот без учета приоритетов и эффективности инвестирования малопродуктивно. Инвестиций нет не из-за недостаточности льгот, а в основном из-за высоких инвестиционных рисков. По мере их минимизации значительные льготы приведут к существенным потерям для бюджетов всех уровней.
Государственная инвестиционная политика защиты стратегических иностранных инвестиций должна предусматривать: гарантии неухудшения налогового режима инвестирования на период реализации инвестиционных проектов; совершенствование системы страхования от коммерческих и некоммерческих рисков; обеспечение информационной "прозрачности" реципиентов инвестирования; предоставление таможенных льгот при осуществлении крупных инвестиционных проектов (при объеме иностранных инвестиций не менее 150 млн руб.); усиление государственного регулирования притока иностранных инвестиций в приоритетные отрасли и регионы путем предоставления дополнительных, но в установленных законом рамках привилегий и льгот, путем ужесточения контроля регистрации и отчетности предприятий с иностранными инвестициями; организацию продажи с помощью инвестиционных конкурсов законсервированных объектов незавершенного строительства, масштаб которого становится астрономическим.
Рассмотренная система мер формирования благоприятного инвестиционного климата должна способствовать преодолению инвестиционного кризиса.
Среди основных препятствий на пути роста прямых иностранных инвестиций в экономике России можно выделить следующие группы:
совокупность
характерных для российского
переходного периода
специфика государственной инвестиционной политики, выражающаяся в ослаблении внимания органов власти к поддержке и регулированию инвестиционного процесса, с постоянным провалом инвестиционных программ и федеральных целевых программ развития отраслей и регионов, с отсутствием согласованных действий между ветвями власти и четко обозначенных приоритетов государственной инвестиционной политики;