Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:22, реферат
В данной работе рассматривается один из видов иностранных инвестиций - прямые инвестиции. В первой главе рассказано о том, что собственно понимают под прямыми инвестициями, какие типы прямых инвестиций существуют, выделены их особенности. Во второй главе обсуждается нынешнее состояние прямых иностранных инвестиций в России, проблемы и перспективы приложения такого вида инвестиций в нашей стране, какую роль они могут сыграть в становлении российской экономики а также, как и какие меры необходимо принять, чтобы увеличить их объем.
Введение
Глава 1. Прямые иностранные инвестиции как одна из форм зарубежных инвестиций
1.1 Прямые иностранные инвестиции: сущность и особенности
1.2 Концепции прямых иностранных инвестиций
Глава 2. Прямые иностранные инвестиции в России: состояние, проблемы, возможности
Заключение
Список использованной литературы
В настоящее
время трудно найти более противоречивый
объект для обсуждения, чем прямые
иностранные инвестиции. Сторонники
усиления экономической интеграции
посредством свободной торговли
и ПИИ столкнулись с жестким
сопротивлением со стороны политикой,
желающих защищать отечественную промышленность,
ограничивая влияние и
В подавляющем большинстве стран мира сложилось благожелательное отношение к иностранным инвестициям. Тем не менее почти всюду существуют определенные ограничения деятельности иностранного капитала, во многих странах процедура создания и регистрации компаний с зарубежным капиталом связана с их проверкой.
1.2 Концепции прямых иностранных инвестиций
Как уже отмечалось выше специфическая особенность прямых иностранных инвестиций (по сравнению с портфельными) состоит в том, что они дают инвестору право контроля вложений, делая их более надежными. На внешних рынках международные фирмы действуют в условиях несовершенной конкуренции (или несовершенного рынка), и ПИИ - это стратегический ответ фирмы на существование несовершенства рынка и одновременно инструмент для преодоления этого несовершенства.
Действуя в условиях несовершенных рынков, фирма должна обладать преимуществами по сравнению с местными фирмами в принимающей стране. Путем организации зарубежной деятельности в форме ПИИ инвестирующая фирма стремится к удержанию и расширению своих преимуществ, поскольку именно контроль, присущий ПИИ, дает возможность наиболее эффективно использовать эти преимущества и не "делиться" ими с местными фирмами.
Контроль, осуществляемый
иностранным инвестором, это не только
желание осторожного, благоразумного
использования активов, а стратегический
шаг с целью устранения конкуренции
между инвестирующим
Эклектическая парадигма, объясняющая виды и модели деятельности компаний в сфере ПИИ, была сформулирована в 1981 г. экономистом Редингского университета Дж. Даннингом. Согласно этой парадигме, склонность стран привлекать или не привлекать ПИИ, а также объем иностранных активов, имеющийся в наличии и контролируемый мультинациональными фирмами в любой момент времени, определяется тремя объективными типами OLI-преимуществ:
1. Природа и набор специфических преимуществ владения собственностью (или конкурентных преимуществ, включающих существенные элементы бизнеса и теории стратегического управления посредством О-преимуществ (ownership) для иностранных инвесторов, особенно в сравнении с национальными операторами.
Каждая фирма обладает своими специфическими, присущими только ей О-преимуществами.
О-преимущества характеризуются:
величиной компании и ее позицией на отечественном и зарубежном рынке;
менеджментом и умением лидировать;
продуктовыми ноу-хау;
производственными технологиями, квалификацией технического персонала и масштабом НИОКР;
уровнем монополизированности (олигополизированности), определяющим вид доступа к трудовым, естественно-природным и другим ресурсам (эксклюзивный или привилегированный);
уровнем имиджа торговых марок;
системой организации бизнеса и маркетинга.
2. Природа и
набор местных факторов и
географическое распределение ресурсов и рынков;
конкуренцию цен на ресурсы - рабочую силу, энергию, сырье, компоненты, транспорт, связь;
политическую стабильность, баланс власти;
политический либерализм - низкие тарифы, налоговые ставки, стимулирующие механизмы для осуществления ПИИ, благоприятный инвестиционный климат;
стабильную правовую систему;
развитую инфраструктуру - автомобильные, железные дороги, аэропорты, телекоммуникации;
социально-культурную близость - язык, историю, менталитет, деловые отношения;
долгосрочный рыночный потенциал (возможность экономии на масштабе).
3. Степень, до
которой компании могут
интерес покупателей
к природе и стоимости
I-преимущества позволяют:
снижать издержки,
связанные с исследованием
добиваться экономии на масштабе деятельности;
компенсировать плохую перспективу развития рынка;
преодолевать или использовать государственные "барьеры" в виде квот, тарифов, ценового контроля, налоговой дифференциации;
контролировать
поставщиков и условия
контролировать рынки сбыта (включая те, которые могут использоваться конкурентами);
использовать возможность субсидирования филиалов и влияния на ценообразование, чтобы прибыль облагалась налогом в тех странах, где он меньше.
Совокупность OLI-преимуществ содержит в себе объективные и субъективные составляющие, поскольку зависит от вида деятельности, специфики компании и ожидаемой и реальной выгоды, предоставляемой инвестору страной-реципиентом. Желание корпораций инвестировать капитал за рубежом возрастает при наличии О-преимуществ, которые необходимо оценить в сравнении с преимуществами конкурентов, а также с ростом дохода или выгоды, определяемых L-преимуществами в стране-реципиенте.
Компания, обладающая как сравнительными (О), так и интернализационными (I) преимуществами, решает инвестировать средства за границу, в случае если L-преимущества существуют вне страны ее происхождения. И наоборот, компания с теми же ОI-преимуществами предпочитает экспортировать товары и услуги, если потенциальная страна-реципиент обладает слабыми L-преимуществами. Если фирма не может защитить свои конкурентные преимущества, она, возможно, будет вынуждена продавать лицензии иностранным предприятиям, поддерживая объем производства на национальном рынке.
Необходимо изучать
и развивать ключевые составляющие
L-преимуществ для обеспечения возможности
систематического привлечения капитала
и ноу-хау, необходимых для улучшения конкурентоспособности
промышленности и повышения занятости.
Эконометрические исследования L-преимуществ
и недостатков разных стран показали их
ключевую роль в привлечении ПИИ. Потоки
ПИИ имеют тенденцию сосредоточиваться
в тех странах, где сравнительные преимущества
выражаются не только в форме естественных
ресурсов и низкой себестоимости производства,
но также в виде эффективного экономического
управления, надежной законодательной
базы и хорошей перспективы поддержания
экономического роста и развития.
Глава 2. Прямые иностранные инвестиции в России: состояние, проблемы, возможности
Иностранные инвестиции для России на нынешнем этапе ее развития имеют существенное значение как фактор стабилизации и подъема отечественной экономики.
Актуальность
привлечения иностранных
Иностранные инвестиции
идут в основном в отрасли, связанные
с топливно-энергетическим комплексом,
обрабатывающей промышленностью, в
операции с недвижимым имуществом и
в металлургическое производство. Необходимо
отметить явную "скованность" вложений
иностранного капитала в те виды производства,
которые работают на насыщение российского
рынка дефицитными и
Следует отметить положительную динамику прямых иностранных инвестиций. Однако с вложениями капитала в Россию складывается ситуация, когда иностранные инвестиции все более и более приобретают кредитную направленность. Вместе с тем обозначилось структурное размывание инвестиций, сглаживаются приоритеты в инвестиционной политике. Иностранные инвестиции во все большей мере сводятся к внешнему заимствованию (преимущественно российского происхождения), тогда как технико-технологическая составляющая прямых инвестиций, как основа прогресса, практически сводится к нулю. (2)
В структуре иностранных инвестиций преобладают "прочие" (к ним относятся кредиты и займы). (2) Однако зарубежные кредиты не всегда доходят до отечественного товаропроизводителя. Зачастую денежные средства даже не покидают страну, выделившую связанные кредиты, а используются на месте для оплаты товаров в счет займа. Велика также доля "связанных" кредитов, оговаривающих порядок использования финансовых ресурсов, нередко предоставляемых под гарантии государства и в случае провала кредитуемого проекта подлежащих списанию на государственный долг.
Если такое
положение сохранится, то неизбежно
ухудшится платежный баланс страны,
ужесточатся условия
Несмотря на
то, что тенденции и объем
Наиболее активен в России капитал из Люксембурга (25,8% объема инвестиций), немного уступает капитал Нидерландов (16,6%), затем следуют вложения из Великобритании и Кипра (16 и 9,5%). Германия, занимавшая в 2002 г. первое место по объему инвестиций, уступила свою позицию и переместилась на пятое место. Удельный вес инвестиций других стран-инвесторов значительно меньше. Так, совокупная доля Швейцарии, США и Франции составляет всего 10,3%. (2,3)
Страновая структура иностранных инвестиций нерациональна, потому что невелико вложение ведущих мировых экспортеров капитала. Например, Япония не входит даже в первую пятерку стран, действующих на рынке капитала в России. Очень мал объем иностранных инвестиций "новых индустриальных государств" (Тайвань, Гонконг, Сингапур), имеющих опыт работы в стране с переходной экономикой, менее опасающихся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Они готовы вкладывать капитал в высокотехнологические объекты, что могло бы способствовать развитию наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности.
Дисбаланс иностранных
инвестиций наблюдается и в
Сегодня ведущие
места по объему накопленных иностранных
инвестиций удерживают Центральный
район во главе со столицей, а
также "сырьевые" регионы. Высока
доля Москвы - более 57% иностранных капиталовложений.
Доля остальных входящих в первую
десятку регионов колеблется в пределах
1,5-5%. Прямые же инвестиции, накопленные
за прошлые годы, приходятся в основном
на шесть субъектов федерации: Москву
(32,5%), Санкт-Петербург (10), Московскую (9,5),
Тюменскую (5,9) области, Красноярский край
(9,4), республику Саха - Якутия (4,7). Такое
распределение финансовых потоков
вызвано введением регионами
собственных льгот для