Иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:22, реферат

Описание работы

В данной работе рассматривается один из видов иностранных инвестиций - прямые инвестиции. В первой главе рассказано о том, что собственно понимают под прямыми инвестициями, какие типы прямых инвестиций существуют, выделены их особенности. Во второй главе обсуждается нынешнее состояние прямых иностранных инвестиций в России, проблемы и перспективы приложения такого вида инвестиций в нашей стране, какую роль они могут сыграть в становлении российской экономики а также, как и какие меры необходимо принять, чтобы увеличить их объем.

Содержание

Введение
Глава 1. Прямые иностранные инвестиции как одна из форм зарубежных инвестиций
1.1 Прямые иностранные инвестиции: сущность и особенности
1.2 Концепции прямых иностранных инвестиций
Глава 2. Прямые иностранные инвестиции в России: состояние, проблемы, возможности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.14 Кб (Скачать)

В настоящее  время трудно найти более противоречивый объект для обсуждения, чем прямые иностранные инвестиции. Сторонники усиления экономической интеграции посредством свободной торговли и ПИИ столкнулись с жестким  сопротивлением со стороны политикой, желающих защищать отечественную промышленность, ограничивая влияние и деятельность мульти-национальных компаний.

В подавляющем  большинстве стран мира сложилось  благожелательное отношение к иностранным  инвестициям. Тем не менее почти всюду существуют определенные ограничения деятельности иностранного капитала, во многих странах процедура создания и регистрации компаний с зарубежным капиталом связана с их проверкой.

1.2 Концепции прямых  иностранных инвестиций

Как уже отмечалось выше специфическая особенность  прямых иностранных инвестиций (по сравнению с портфельными) состоит  в том, что они дают инвестору  право контроля вложений, делая их более надежными. На внешних рынках международные фирмы действуют в условиях несовершенной конкуренции (или несовершенного рынка), и ПИИ - это стратегический ответ фирмы на существование несовершенства рынка и одновременно инструмент для преодоления этого несовершенства.

Действуя в  условиях несовершенных рынков, фирма  должна обладать преимуществами по сравнению  с местными фирмами в принимающей  стране. Путем организации зарубежной деятельности в форме ПИИ инвестирующая  фирма стремится к удержанию  и расширению своих преимуществ, поскольку именно контроль, присущий ПИИ, дает возможность наиболее эффективно использовать эти преимущества и  не "делиться" ими с местными фирмами.

Контроль, осуществляемый иностранным инвестором, это не только желание осторожного, благоразумного использования активов, а стратегический шаг с целью устранения конкуренции  между инвестирующим предприятием и предприятиями в принимающей  стране. Говоря другими словами, контроль необходим для того, чтобы полностью  извлекать экономическую ренту  из определенных умений, навыков и  возможностей, т.е. преимуществ, которыми владеет инвестирующее предприятие.

Эклектическая парадигма, объясняющая виды и модели деятельности компаний в сфере ПИИ, была сформулирована в 1981 г. экономистом  Редингского университета Дж. Даннингом. Согласно этой парадигме, склонность стран привлекать или не привлекать ПИИ, а также объем иностранных активов, имеющийся в наличии и контролируемый мультинациональными фирмами в любой момент времени, определяется тремя объективными типами OLI-преимуществ:

1. Природа и набор специфических преимуществ владения собственностью (или конкурентных преимуществ, включающих существенные элементы бизнеса и теории стратегического управления посредством О-преимуществ (ownership) для иностранных инвесторов, особенно в сравнении с национальными операторами.

Каждая фирма  обладает своими специфическими, присущими только ей О-преимуществами.

О-преимущества характеризуются:

величиной компании и ее позицией на отечественном и зарубежном рынке;

менеджментом  и умением лидировать;

продуктовыми  ноу-хау;

производственными технологиями, квалификацией технического персонала и масштабом НИОКР;

уровнем монополизированности (олигополизированности), определяющим вид доступа к трудовым, естественно-природным и другим ресурсам (эксклюзивный или привилегированный);

уровнем имиджа торговых марок;

системой организации  бизнеса и маркетинга.

2. Природа и  набор местных факторов и рынков, предлагаемых отдельными странами  иностранным инвесторам, что добавляет  вес к их уже существующим  конкурентным преимуществам. Местные  преимущества - L-преимущества (location), относящиеся к стране-реципиенту или стране-донору, включают:

географическое  распределение ресурсов и рынков;

конкуренцию цен  на ресурсы - рабочую силу, энергию, сырье, компоненты, транспорт, связь;

политическую  стабильность, баланс власти;

политический  либерализм - низкие тарифы, налоговые  ставки, стимулирующие механизмы  для осуществления ПИИ, благоприятный  инвестиционный климат;

стабильную правовую систему;

развитую инфраструктуру - автомобильные, железные дороги, аэропорты, телекоммуникации;

социально-культурную близость - язык, историю, менталитет, деловые  отношения;

долгосрочный  рыночный потенциал (возможность экономии на масштабе).

3. Степень, до  которой компании могут интернализироваться (преимущества (internal) - защита от колебания рынка и возможность контроля активов), т.е. контролировать собственные конкурентные преимущества, а не переносить и не предлагать их зарубежным фирмам, например, путем экспорта или лицензирования. I-преимущества могут развиваться, если:

интерес покупателей  к природе и стоимости продаваемых  продуктов и технологий непостоянен; рынок не допускает ценовую дискриминацию; продавцу необходимо защитить качество продукции.

I-преимущества  позволяют:

снижать издержки, связанные с исследованием рынка, переговорами и мониторингом;

добиваться экономии на масштабе деятельности;

компенсировать  плохую перспективу развития рынка;

преодолевать  или использовать государственные "барьеры" в виде квот, тарифов, ценового контроля, налоговой дифференциации;

контролировать  поставщиков и условия приобретения используемых ресурсов (включая технологии);

контролировать  рынки сбыта (включая те, которые  могут использоваться конкурентами);

использовать  возможность субсидирования филиалов и влияния на ценообразование, чтобы  прибыль облагалась налогом в  тех странах, где он меньше.

Совокупность OLI-преимуществ  содержит в себе объективные и  субъективные составляющие, поскольку  зависит от вида деятельности, специфики компании и ожидаемой и реальной выгоды, предоставляемой инвестору страной-реципиентом. Желание корпораций инвестировать капитал за рубежом возрастает при наличии О-преимуществ, которые необходимо оценить в сравнении с преимуществами конкурентов, а также с ростом дохода или выгоды, определяемых L-преимуществами в стране-реципиенте.

Компания, обладающая как сравнительными (О), так и интернализационными (I) преимуществами, решает инвестировать средства за границу, в случае если L-преимущества существуют вне страны ее происхождения. И наоборот, компания с теми же ОI-преимуществами предпочитает экспортировать товары и услуги, если потенциальная страна-реципиент обладает слабыми L-преимуществами. Если фирма не может защитить свои конкурентные преимущества, она, возможно, будет вынуждена продавать лицензии иностранным предприятиям, поддерживая объем производства на национальном рынке.

Необходимо изучать  и развивать ключевые составляющие L-преимуществ для обеспечения возможности систематического привлечения капитала и ноу-хау, необходимых для улучшения конкурентоспособности промышленности и повышения занятости. Эконометрические исследования L-преимуществ и недостатков разных стран показали их ключевую роль в привлечении ПИИ. Потоки ПИИ имеют тенденцию сосредоточиваться в тех странах, где сравнительные преимущества выражаются не только в форме естественных ресурсов и низкой себестоимости производства, но также в виде эффективного экономического управления, надежной законодательной базы и хорошей перспективы поддержания экономического роста и развития. 
 
 
 
 

Глава 2. Прямые иностранные  инвестиции в России: состояние, проблемы, возможности

Иностранные инвестиции для России на нынешнем этапе ее развития имеют существенное значение как фактор стабилизации и подъема  отечественной экономики.

Актуальность  привлечения иностранных инвестиций обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего это медленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов, сложность привлечения средств кредитных линий по межправительственным соглашениям, средств инвестиционных структур, российских коммерческих банков, ЕБРР, МБРР. По оценкам экспертов, потенциал инвестиционного рынка составляет примерно 20-25 млрд долл. Вовлечено же в российскую экономику примерно 5 - 6 млрд. При этом остается незначительным уровень иностранных инвестиций - 2-4 млрд долл. ежегодно, т.е. не более 8% общего объема инвестиций в экономику страны. (2,3) Сказывается также опережение экспорта инвестиций над их импортом, в первую очередь из-за инфляции, экономического кризиса и других факторов.

Иностранные инвестиции идут в основном в отрасли, связанные  с топливно-энергетическим комплексом, обрабатывающей промышленностью, в  операции с недвижимым имуществом и  в металлургическое производство. Необходимо отметить явную "скованность" вложений иностранного капитала в те виды производства, которые работают на насыщение российского  рынка дефицитными и высококачественными  товарами, в технологическую модернизацию машиностроения и других отраслей промышленного  экспортного и части импортозаменяющего профиля, в том числе на основе конверсии оборонных отраслей. Медленно создаются предприятия с иностранными инвестициями в таких важнейших отраслях промышленности, как химическая и нефтехимическая.

Следует отметить положительную динамику прямых иностранных  инвестиций. Однако с вложениями капитала в Россию складывается ситуация, когда  иностранные инвестиции все более  и более приобретают кредитную направленность. Вместе с тем обозначилось структурное размывание инвестиций, сглаживаются приоритеты в инвестиционной политике. Иностранные инвестиции во все большей мере сводятся к внешнему заимствованию (преимущественно российского происхождения), тогда как технико-технологическая составляющая прямых инвестиций, как основа прогресса, практически сводится к нулю. (2)

В структуре  иностранных инвестиций преобладают "прочие" (к ним относятся  кредиты и займы). (2) Однако зарубежные кредиты не всегда доходят до отечественного товаропроизводителя. Зачастую денежные средства даже не покидают страну, выделившую связанные кредиты, а используются на месте для оплаты товаров в  счет займа. Велика также доля "связанных" кредитов, оговаривающих порядок  использования финансовых ресурсов, нередко предоставляемых под  гарантии государства и в случае провала кредитуемого проекта подлежащих списанию на государственный долг.

Если такое  положение сохранится, то неизбежно  ухудшится платежный баланс страны, ужесточатся условия предоставления новых кредитов, возрастут затраты  на обслуживание внешнего долга. Такая  структура инвестиций не может привести к стабилизации экономического развития страны, что на сегодня является важной проблемой.

Несмотря на то, что тенденции и объем привлекаемых в Россию инвестиций меняются, не меняется их структура. Кредиты все еще  преобладают над прямыми и  портфельными инвестициями - это может  быть связано с национальными  условиями перевода капитала за границу, могут быть и другие причины, одна из которых - желание подстраховаться  при вложении в российскую экономику. (2)

Наиболее активен  в России капитал из Люксембурга (25,8% объема инвестиций), немного уступает капитал Нидерландов (16,6%), затем  следуют вложения из Великобритании и Кипра (16 и 9,5%). Германия, занимавшая в 2002 г. первое место по объему инвестиций, уступила свою позицию и переместилась  на пятое место. Удельный вес инвестиций других стран-инвесторов значительно меньше. Так, совокупная доля Швейцарии, США и Франции составляет всего 10,3%. (2,3)

Страновая структура иностранных инвестиций нерациональна, потому что невелико вложение ведущих мировых экспортеров капитала. Например, Япония не входит даже в первую пятерку стран, действующих на рынке капитала в России. Очень мал объем иностранных инвестиций "новых индустриальных государств" (Тайвань, Гонконг, Сингапур), имеющих опыт работы в стране с переходной экономикой, менее опасающихся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Они готовы вкладывать капитал в высокотехнологические объекты, что могло бы способствовать развитию наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности.

Дисбаланс иностранных  инвестиций наблюдается и в территориальном  разрезе. Регионы России различны по соотношению инвестиционного риска  и инвестиционного потенциала. Уровень  риска отражает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики: насыщенность территории факторами производства, уровень  развития рыночной инфраструктуры, потребительский  спрос населения и др.

Сегодня ведущие  места по объему накопленных иностранных  инвестиций удерживают Центральный  район во главе со столицей, а  также "сырьевые" регионы. Высока доля Москвы - более 57% иностранных капиталовложений. Доля остальных входящих в первую десятку регионов колеблется в пределах 1,5-5%. Прямые же инвестиции, накопленные  за прошлые годы, приходятся в основном на шесть субъектов федерации: Москву (32,5%), Санкт-Петербург (10), Московскую (9,5), Тюменскую (5,9) области, Красноярский край (9,4), республику Саха - Якутия (4,7). Такое  распределение финансовых потоков  вызвано введением регионами  собственных льгот для инвесторов, образованием в них благоприятного инвестиционного климата. Так, если к маю 1997 г. только пять областей имели  специальное законодательство, регулирующее иностранное инвестирование, то к 2006 году их число достигло 45. Помимо этого  региональные власти содействуют привлечению  иностранных инвестиций, распространяя  данные о состоянии своего инвестиционного климата. Наиболее активны в этом Самарская, Нижегородская, Новгородская области, а также Москва и Санкт-Петербург. (2,3)

Информация о работе Иностранные инвестиции