Характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и специальной отраслью осуществляемого в стране контроля. Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Финансовый контроль 3
1.1. Понятие и значение финансового контроля 3
1.2.Виды финансового контроля 7
Глава 2. Компетенция государственных и муниципальных органов 9
1. Счетная палата РФ 10
2. Федеральные службы, осуществляющие финансовый контроль, находящиеся в ведении Министерства финансов Российской Федерации 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

ФГАОУ ВПО  «Северо-восточный федеральный университет  им. М.К.Аммосова»

Финансово-экономический  институт

Кафедра финансов и банковского дела

Курсовая  работа

по дисциплине: «Финансы»

На тему: «Характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль»

 
 
 
 

                Выполнил: студент группы ФК-09-в

                заочного  отделения

                Дягилев Иван Евгеньевич

                Проверила:  Ушницкая Л.Е. 
                 
                 
                 
                 

г. Якутск

2011 г.

Содержание: 

Введение            2

Глава 1. Финансовый контроль        3

1.1. Понятие и значение финансового контроля      3

1.2.Виды финансового контроля        7

Глава 2. Компетенция государственных и муниципальных органов  9

    1. Счетная палата РФ         10
    2. Федеральные службы, осуществляющие финансовый контроль, находящиеся в ведении Министерства финансов Российской Федерации 15

Заключение           18

Список  использованной литературы       20 

 

Введение 

     На  сегодняшний день данная тема: «Характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль», приобретает всё большую актуальность.

     Реформа системы государственной власти и структуры государственного управления, закрепленная нормами Конституции РФ в 1993 г., привела к формированию принципиально новой системы органов государственного финансового контроля.

     Впервые законодательное закрепление организационной  структуризации государственного финансового контроля было произведено Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095. Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий возлагался на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление), Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

     В настоящее время систему государственного финансового контроля в Российской Федерации составляют органы президентского, парламентского, административного и независимого государственного контроля. 

 

Глава 1. Финансовый контроль

1.1. Понятие и значение финансового контроля 

     Финансовый  контроль является неотъемлемой составной  частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и специальной отраслью осуществляемого в стране контроля. Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.

     Наличие финансового контроля объективно обусловлено  тем, что финансам как экономической  категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

     Значение  финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

     Финансовый  контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих  финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом и содержащихся в Общей части финансового права, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части (они закреплены соответствующим законодательством: например, в Налоговом или Бюджетном кодексах РФ).

     Требование  соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции).

     Основными направлениями  (содержанием) финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

     а) проверка выполнения органами государственной  власти и местного самоуправления функций  по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

     б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и  гражданами;

     в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

     г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

     д) выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

     е) устранение и предупреждение нарушений  финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке  применяются меры воздействия к  организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

     В результате реализации задач финансового  контроля укрепляется государственная  финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о предоставлении льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов, за своевременностью выделения бюджетных ассигнований и т.д.).

     Однако  объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.

     Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной  деятельности, разработки контролирующими  органами предложений по улучшению  качества работы проверяемых организаций.

     Одной из форм финансового контроля выступает  контроль рублем, свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций посредством действия на них таких экономических инструментов, как цена, себестоимость, прибыль и др., при использовании системы финансирования, кредитования, расчетов.

     В последнее десятилетие произошли  изменения в организации финансового  контроля. В условиях рыночной экономики, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значение повседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников. Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти, опирающийся на создаваемые ими специальные контрольные органы.

     Изменилась  система контрольных органов. Упразднены органы народного контроль, организован президентский контроль, осуществляемый Главным контрольным управлением Президента РФ.

     На  основании Конституции РФ 1993 г. (ст. 101-103) палаты Федерального Собрания РФ создали Счетную палату РФ. Подобные контрольные органы действуют и на уровне субъектов Федерации.

     Сформированы  также новые органы финансового  контроля: органы государственной налоговой  службы, государственного страхового надзора. Функции финансового контроля осуществляют и созданные в 90-х  гг. XX в. органы федерального казначейства. Широкое развитие получил финансовый контроль в новой форме аудиторской деятельности, проводимой независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской деятельности.

     Преобразования  в системе банков и их деятельности применительно к особенностям рыночных отношений обусловили изменения в контрольных функциях банков и выделение из них на особый уровень Центрального банка РФ с функциями государственного контроля и надзора.

     Впоследствии  развитие системы финансового контроля продолжалось. Как уже отмечалось, Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам, изменена система органов, осуществляющих государственный страховой надзор, в 2001 г. образован Комитет РФ по финансовому мониторингу, преобразованный в 2004 году в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

     Законодательство  определяет формы взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере. 

1.2. Виды финансового контроля 

     Финансовый  контроль подразделяется на несколько  видов по разным основаниям. В зависимости  от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

     Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, – проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

     Текущий финансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).

     Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

     В зависимости от волеизъявления субъектов  контрольных правоотношений и требований законодательства существуют обязательный и инициативный финансовый контроль.

     Обязательный  контроль проводится:

     а) в силу требований законодательства, например, контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;

Информация о работе Характеристика органов, осуществляющих финансовый контроль