Характеристика налоговых доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

Содержание

Введение………..…………………………………………………………………3

1. Понятие налоговых доходов федерального бюджета……….........................5

1.1. История возникновения налогов и их значение в доходах …………..…5

1.2.Нормативно-правовая база, регулирующая поступление налоговых платежей в бюджет……………………………...............................................10

1.3.Состав и структура налоговых доходов……………………………….11

2. Анализ структуры налоговых доходов бюджета РФ ……..…..................23

2.1 Анализ структуры доходов федерального бюджета в 2010-2014 гг…..23

2.2.Анализ структуры основных налоговых доходов федерального бюджета на 2012 - 2014 годы………………………………………………...…25

3. Проблемы налоговых доходов федерального и пути их решения.…………………………………………………………….....................26

3.1. Перспективы увеличения налоговых доходов бюджета…………….27

3.2.Пути решения проблем налоговых доходов……………………………29

Заключение………………………………………………………………………..33

Список использованной литературы…………..……………………………….35

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 70.01 Кб (Скачать)

Уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

С 2002 г. введен единый налог на добычу полезных ископаемых взамен действовавших до этого трех налогов: на право пользования недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы (гл.26 НК РФ). В основных направлениях налоговой политики на 2012 год Минфин предлагает ввести с 1 января 2010 года ежегодную индексацию НДПИ на газ с учетом динамики внутренних оптовых цен на газ.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр[11, с. 23].

Еще одним важным источником федерального бюджета РФ является налог  на прибыль организаций.

Налоговая ставка устанавливается  в размере 20 процентов, за исключением  случаев, предусмотренных пунктами 2 - 5.1 статьи 284 НК РФ. При этом:

- 2 % (зачисляется в федеральный  бюджет);

- 18 % (зачисляется в бюджеты  субъектов Российской Федерации,  законами субъектов Российской  Федерации может быть понижена  для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть выше 13,5 %);

          Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Это один из наиболее сложных налогов с часто меняющейся законодательной базой. Его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы. Сейчас он обеспечивает около 6% всех доходов федерального бюджета. В соответствии с принятыми решениями были внесены следующие изменения в части порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.

          С 2011 года организация может перейти на уплату квартальных авансовых платежей, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превышали в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал (ранее - 3 млн. рублей).

Современный характер налогообложения  прибыли организаций РФ, в целом, соответствует мировому уровню. Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

В целях определения налоговой  базы по налогу на прибыль, организация  должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, за исключением  расходов, не учитываемых в целях  налогообложения прибыли. При этом учитываются только обоснованные и  документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.

         Налоговые ставки на доходы иностранных организаций не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

  • 10% - от использования, содержания и сдачи в аренду судов, самолетов и др. транспортных средств и контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;
  • 20% - со всех остальных доходов, за исключением доходов по ценным бумагам.

По доходам, полученным в  виде дивидендов, применяются следующие  ставки:

      - 0 % по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 % общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством РФ в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей;

- 9 % по доходам, полученным  в виде дивидендов от российских  и иностранных организаций российскими  организациями;

- 15 % по дивидендам, полученным  от российских организаций иностранными  организациями;    Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по ст.274 НК РФ. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно, за исключением случаев, когда налог удерживается у источника получения дохода.

Единый социальный налог  был введен с 1 января 2001 г., он носит  целевой характер, поскольку предназначен для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное  пенсионное и социальное обеспечение  и медицинскую помощь. ЕСН взимается  по регрессивной шкале: 26 % при зарплате до 280 тысяч рублей в год, 10% до 600 тысяч и свыше 600 тысяч - 2%. На данный момент он обеспечивает около 17% поступлений в федеральный бюджет[18, с.234].

        Единый  социальный налог с 2010 года  заменяется страховыми взносами  во внебюджетные фонды  и составляет 34% от зарплаты. Недавно также было обсуждение того, что эту ставку малый бизнес не может тянуть и уходит в тень или разоряется, поэтому появилось предложение снизить эту ставку до 30%, что было сделано в 2012 году. В целом, новый порядок исчисления страховых взносов аналогичен порядку расчета ЕСН. Однако перечисляться эти взносы теперь будут непосредственно в соответствующие фонды, минуя федеральный бюджет. Компании будут уплачивать страховые взносы по единой ставке 22% в Пенсионный фонд, помимо этого, еще 5,1 процента придется отчислять в ФОМС и 2,9 процента – в соцстрах. В итоге общий размер страхового тарифа составит 30% процентов от фонда оплаты труда (при заработной плате до 415 тысяч рублей в год, после этой планки никакие взносы взиматься не будут, однако сама планка будет расти по мере роста зарплат в стране). Тем самым отменяется регрессивная шкала взимания взносов. Исключение будет сделано только для сельхозпредприятий и инновационного малого бизнеса, для которых нынешняя ставка сохранится до 2015 года.

С 2005г. введен в действие гл. 25.2 «Водный налог». В Налоговом кодексе РФ установлены все элементы налога: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

           После трех лет тяжелых дискуссий  и обсуждений принята и с  1 января 2005 года введена в действие  гл. 25.3 «Государственная пошлина». Это показательный и очень важный факт, даже с общеправовой точки зрения, потому что с помощью этой главы удалось решить задачу разграничения платежей налогового и неналогового характера. Теперь наряду с конституционной нормой о том, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги, появляется возможность реализовать зеркальный по отношению к ней принцип, согласно которому ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать какие-либо платежи, обладающее всеми признаками налога и сбора, если они прямо не поименованы в НК РФ. Обращаясь в те или иные уполномоченные государственные органы за совершением юридически значимых действий, налогоплательщик должен платить в размере, предусмотренных НК РФ. При этом размеры государственной пошлины во многих случаях снижены, а по большинству позиций установлены ее предельные размеры.

С введением в действие главы о государственной пошлине  отменен налог на рекламу. Совершенно очевидно, что это был не рыночный налог. Отменен также налог на операции с ценными бумагами. Он заменяется государственной пошлиной в значительно меньших размерах и тоже с верхним ограничителем.

Крайне важно отметить, что составляющие почти треть  доходов федерального бюджета таможенные платежи ранее значились в  составе налоговых доходов, а  теперь – в составе неналоговых  и отнесены к доходам от внешнеэкономической  деятельности государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

2.1 Анализ структуры доходов федерального бюджета в 2010-2014 гг.

 

Формирование  доходов федерального бюджета на 2012 – 2014 годы осуществляется в условиях изменений, вносимых в налоговое, бюджетное  и таможенное законодательство, нормативные  правовые акты Правительства Российской Федерации, которые приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2012 году на 188,9 млрд. рублей, или на 0,32 % ВВП, в 2013 году – на 255,5 млрд. рублей, или на 0,39 % ВВП, в 2014 году – на 411,7 млрд. рублей, или на 0,57 % ВВП.

Указанные изменения связаны  с индексацией ставок НДПИ на газ  горючий природный с 2012 года, увеличением  вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, отменой льготной ставки по вывозной таможенной пошлине  для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири, индексацией специфических ставок акцизов на табак, спирт этиловый с 2012 года, на автомобили легковые и нефтепродукты - с 2014 года, зачислением в доходы федерального бюджета государственной пошлины за регистрацию транспортных средств, акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта свыше 9 % по устанавливаемому нормативу в размере 60 %.

 

Таблица 1. – Анализ структуры доходов федерального бюджета в 2010 – 2014 годах (млрд. руб).

Показатели 

2010 год 

2011 год 

2012 год 

2013 год 

2014 год 

отчет

%к ВВП 

оценка 

%к ВВП 

прогноз

%к ВВП 

прогноз

%к ВВП 

прогноз

%к ВВП 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Доходы, всего 

8 305,4

18,5

11 068,6

20,7

11 779,9

20,1

12 705,9

19,6

14 091,8

19,4

нефтегазовые доходы

3 830,6

8,5

5 462,0

10,2

5 574,9

9,5

5 645,8

8,7

6 127,2

8,4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

доля  в общем объеме доходов, %

46,1

-

49,3

-

47,3

-

44,4

-

43,5

-

НДПИ 

1 361,2

3

1 946,1

3,6

2 066,7

3,5

2 177,5

3,4

2 388,9

3,3

таможенные  пошлины 

2 469,4

5,5

3 515,0

6,6

3 508,2

6

3 468,3

5,3

3 738,3

5,2

ненефтегазовые доходы

4 474,7

10,0

5 606,6

10,5

6 205,0

10,6

7 060,1

10,9

7 964,6

11

доля  в общем объеме доходов, %

53,9

-

50,7

-

52,7

-

55,6

-

56,5

-

НДС

2498,2

5,6

3 245,8

6

3 688,8

6,3

4 183,9

6,5

4 745,2

6,5

налог на прибыль организаций 

255

0,6

338,8

0,7

371,9

0,6

392,4

0,6

416,5

0,6

акцизы 

143,9

0,3

270,42

0,5

403,8

0,7

591,5

0,9

772,5

1,1

НДПИ 

(без  нефтегазовых доходов) 

15,4

0,03

17,4

0,03

20,7

0,04

28

0,04

35,9

0,05

Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов)

626,2

1,4

835,1

1,4

865

1,5

976,9

1,5

1 106,7

1,5


 

Прогнозируется  снижение нефтегазовых доходов в % к ВВП и их доли в общем объеме доходов, связанное со снижением цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов нефти и нефтепродуктов.

Некоторое увеличение показателя, характеризующего отношение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП, в 2012 – 2014 годах по сравнению с 2011 годом связано в основном с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость (с 6 % к ВВП в 2011 году до 6,5 % к ВВП в 2014 году) и акцизам (с 0,5 % к ВВП в 2011 году до 1,1 % к ВВП в 2014 году).

 

2.2Анализ структуры основных налоговых доходов федерального бюджета на 2012 - 2014 годы .

 

Таблица 2. – Анализ структуры основных налоговых и неналоговых доходов   

                       федерального бюджета на 2012 - 2014 годы (в % к общей сумме   

                       доходов).

Основные виды доходов

2012 год

прогноз

2013 год

прогноз

2014 год

прогноз

Налоговые доходы

 

Налог на прибыль организаций

3,2

3,1

3,0

Налог на добавленную стоимость (НДС)

31,3

32,9

33,7

Акцизы

3,4

4,7

5,5

Налог на добычу полезных ископаемых

17,7

17,4

17,2

Неналоговые доходы

 

Таможенные пошлины

37,1

35

34,4

Прочие доходы

7,3

7,0

6,2


 

Основную  долю доходов федерального бюджета  в 2012 – 2014 годах будут составлять доходы от уплаты налога на добавленную  стоимость (31,3 %, 32,9 %, 33,7 %), таможенных пошлин (37,1 %, 35 %, 34,4 %), налога на добычу полезных ископаемых (17,7 %, 17,4 %, 17,2 %).

Счетная палата отмечает, что при прогнозировании  бюджетных доходов на очередной  финансовый год объем отдельных  видов доходов существенно занижается.

         Так, анализ основных показателей исполнения доходов федерального бюджета за 2010 год свидетельствует о том, что доходы федерального бюджета по сравнению с законодательно установленными показателями в целом перевыполнены на 430,5 млрд. рублей, или на 5,5 %.

Информация о работе Характеристика налоговых доходов