Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 16:19, курсовая работа
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.
Введение………..…………………………………………………………………3
1. Понятие налоговых доходов федерального бюджета……….........................5
1.1. История возникновения налогов и их значение в доходах …………..…5
1.2.Нормативно-правовая база, регулирующая поступление налоговых платежей в бюджет……………………………...............................................10
1.3.Состав и структура налоговых доходов……………………………….11
2. Анализ структуры налоговых доходов бюджета РФ ……..…..................23
2.1 Анализ структуры доходов федерального бюджета в 2010-2014 гг…..23
2.2.Анализ структуры основных налоговых доходов федерального бюджета на 2012 - 2014 годы………………………………………………...…25
3. Проблемы налоговых доходов федерального и пути их решения.…………………………………………………………….....................26
3.1. Перспективы увеличения налоговых доходов бюджета…………….27
3.2.Пути решения проблем налоговых доходов……………………………29
Заключение………………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………..……………………………….35
Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.
Рассматривая понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.
В России в настоящее время
в структуре доходов
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая налоговые доходы.
В России общую линию налогового
законодательства определяет Государственная
Дума, Совет Федерации, Президент
РФ и Правительство РФ. Государственная
Дума рассматривает вопросы
Законодательные органы субъектов
Федерации принимают законы о
налогах и сборах и иные правовые
акты в области налогообложения,
но лишь в рамках Налогового Кодекса
РФ, принятого Законодательным
Органы местного самоуправления,
в лице представительных органов, принимают
правовые акты в сфере налогового
законодательства в рамках Налогового
кодекса РФ и законов, принятых соответствующим
законодательным органом
Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из:
- Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;
- законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ;
- нормативных правовых актов органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ.
Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ, состоящий из двух частей.
Первой частью НК РФ установлен порядок действия законов о налогах (сборах), изложены основные положения о налогах, права и обязанности участников налоговых отношений, определены основные понятия и определения по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
Вторая часть НК РФ посвящена раскрытию сущности видов налогов, а также раскрытию сути специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ. НК РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и изъятия налогов и сборов в РФ[9, с. 57].
Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ [15, с. 44].
Федеральные налоги и сборы
устанавливаются Налоговым
В перечень этих налогов входят:
1) Налог на добавленную стоимость
2) Акцизы
3) Налог на прибыль организации
4) Налог на доходы физических лиц
5) Государственная пошлина
6) Водный налог
7) Сбор за право пользования
объектами животного мира и
водными биологическими
8) Единый социальный налог
9) Налог на добычу полезных ископаемых
10) Налоги, предусмотренные
специальными налоговыми
Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляются в федеральный бюджет при соблюдении следующих нормативов:
Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, также большое значение стал иметь налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.
Налог
на добавленную стоимость (НДС)
Налогоплательщиками НДС признаются:
- организации;
- лица, являющиеся плательщиками
данного налога в связи с
перемещением товаров через
- индивидуальные
Согласно п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС считаются следующие операции:
- реализация товаров (работ,
услуг) на территории РФ, в том
числе реализация предметов
- передача имущественных прав;
- передача на территории
РФ товаров (выполнение работ,
оказание услуг) для
- выполнение строительно-
Налоговым законодательством РФ ряд товаров и услуг освобождены от НДС. В ст.149 НК определяются операции, не подлежащие налогообложению в частности:
Кроме того, от налогообложения освободили реализацию работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые выполняют (оказывают) управляющие компании, ТСЖ и жилищные кооперативы.
Налоговым периодом по НДС является квартал. Если говорить о налоговых ставках, то налогообложение по НДС производится по ставкам:
0% - для товаров, вывезенных
в таможенном режиме экспорта,
а также товаров, помещенных
под таможенный режим
10% - для продовольственных товаров,
18% - для остальных товаров.
При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 дней со дня отгрузки товара.
Судя по всему, фискальное значение НДС будет постепенно снижаться, а издержки связанные с ним, неуклонно расти. В итоге нам придется всерьез задуматься о существенном уточнении налоговой базы, объекта налогообложения и ставок этого эффективного, но проблемного налога.
Не исключено, что Россия будет вынуждена пойти по пути ряда европейских стран, вводя значительное количество пониженных ставок, что представляется мерой не налоговой политики, а социальной политики [7,с. 78].
Акцизы, как и НДС – федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара.
Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Объектом обложения акцизами признаются операции:
- реализация на территории
РФ лицами произведенных ими
подакцизных товаров, в том
числе передача прав
-реализация предметов
залога и передача подакцизных
товаров по соглашению о
- использование нефтепродуктов
для собственных нужд
- получение нефтепродуктов
налогоплательщиками, имеющими
- ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и др. операции в соответствии со ст.182 гл.22 НК РФ.
Налоговый период для налогоплательщиков акцизов – календарный месяц. Исчисленная сумма налога уменьшается на установленные НК РФ налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащего вычету, должна быть выделена в расчетных документах и счетах-фактурах, предъявленных поставщиком покупателю товара.