Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:46, курсовая работа
Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ, выявление проблем и путей их решения.
Задачи работы:
1) изучение сущности и принципов налогообложения;
2) рассмотрение основных классификаций налогов;
3) анализ современной налоговой системы;
4) рассмотрение проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ..…………………………..5
1.1. Сущность и принципы налогообложения………………………………………..5
1.2. Сущность налога и его роль в формировании бюджета...……………………..15
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ.……………………………………………………….18
2.1. История формирования системы налогообложения в РФ..……………………18
2.2. Общая характеристика современной налоговой системы РФ…………………24
3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ............................................................………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…..……………………………………………………………………...51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.…………
3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Пожалуй, в настоящее время можно считать (или надеяться?), что наше государство достигло завершения череды реформ налогообложения. Их результаты, по замыслу руководства, должны в течение ближайших лет создать налоговую структуру с широкой базой по каждому из основных налогов (налог на прибыль, НДС и на доходы физических лиц) и выйти по широте налоговой базы и уровню дифференциации ставок на один уровень с большинством стран ОЭСР.
Несмотря на определенный подъем эффективности налоговой системы РФ, при осуществлении дальнейшего реформирования налоговой системы следует исходить из факта, что коль скоро Россия является равноправным членом мирового экономического сообщества, необходима перспективная ориентация налоговой системы на приоритетные тенденции развития мировой налоговой политики, - реализацию концепции ее многофункциональности, естественно, с учетом особенностей национальной экономики.
В настоящее время налоговые доходы (в процентах к ВВП) в России сопоставимы со странами ОЭСР; улучшается собираемость налогов, растет ответственность налогоплательщиков; налоговые долги реструктуризируются; реформы в области налогов на доходы физических лиц, прибыль предприятий и НДС существенно упростили систему и уменьшили ставки. В течение ближайших лет Россия, но нашему мнению, способна сформировать налоговую систему, которая может соответствовать всем новым требованиям, предъявляемым к налоговым системам стран ОЭСР, и функционировать на сравнимом с этими странами уровне эффективности получения доходов.
Вместе с тем, с нашей точки зрения, в рамках дальнейшего развития налоговой системы РФ целесообразно осуществить следующие реформации, способствующие реализации концепции ее многофункциональной направленности:
1. Механизм налогообложения прибыли предприятий должен включать элемент льготирования собственной прибыли, инвестируемой на расширение и техническую реконструкцию производства; необходимо введение дополнительной системы льгот в области обложения прибыли, направляемой на научно-технические разработки, фундаментальные исследования, повышение квалификационного уровня персонала, работы по обеспечению экологической безопасности производства, вложений в деятельность венчурных фирм.
Отметим, что и мировой, и отечественный опыт доказывают: осуществление политики ликвидации налоговых льгот означает не что иное, как лишение российской налоговой системы регулирующей функции налогообложения возможности определять и стимулировать приоритетные наукоемкие направления развития отечественного производства.
Следует подчеркнуть, что в основе реформы 2001 года налога на прибыль лежит не увеличение, а уменьшение остающегося в распоряжении предприятия объема прибыли. У теневиков - добровольное, в виде платы за легализацию своих доходов. У традиционно законопослушных наукоемких предприятий - принудительное, за счет ликвидации налоговых льгот па развитие и модернизацию производства, в научные исследовании и разработки.
2. Для налога на доходы физических лиц целесообразен (по мере экономической стабилизации и перехода к устойчивому экономическому росту (через 4-5 лет) постепенный переход к прогрессивному налогообложению доходов граждан (с установлением на первом этапе двух или трех ставок налогообложения) с одновременным уменьшением совокупной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет снижения суммарных отчислений в страховые социальные фонды.
Россия, вводя плоскую шкалу налогообложения, преследовала одну цель - выведение доходов из «тени». Однако эта цель не достигнута, а расслоение населения увеличилось. Если три года назад заработная плата 10 % наиболее оплачиваемых трудящихся превышала заработную плату 10 % наименее оплачиваемых в 26 раз, то теперь эта разница приближается к 40 разам. [14. С. 14]
Необходима дифференциация величины социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов относительно уровня получаемых налогоплательщиком доходов.
Не следует облагать налогом доходы, полученные гражданами в виде материальной помощи в связи со стихийными бедствиями, на
погребение и организацию похорон, лечение и отдых, при рождении детей, выходе на пенсию по инвалидности или по возрасту, потере имущества в результате грабежа и кражи, в связи с террористическими актами и другими чрезвычайными обстоятельствами. Указанную помощь может оказывать государство, работодатели, общественные организации и граждане. Последние оказывают помощь из своих средств, которые уже были подвержены налогообложению, и в целях исключения двойного взимания следует эти доходы включить в перечень доходов, не подлежащих налогообложению.
3. В целях поддержки и дальнейшего развития малого предпринимательства следует освободить малые предприятия от уплаты квартальных платежей по налогу на прибыль, НДС и других налогов и перейти на расчеты с бюджетом по фактическим результатам работы и целом за год.
4. Реформирование системы косвенного налогообложения. В перспективе, по мере экономической стабилизации и перехода к устойчивому экономическому росту и объективному процессу расширения базы обложения НДС, целесообразно снижение базовой ставки российского НДС до 13-16% в соответствии с программой унификации этого налога на территории Европы.
Повышение акцизов до уровня, применяемого в странах ОЭСР, могло бы предоставить дополнительно доходы бюджету, дать возможность активнее осуществлять политику снижения налоговой нагрузки на прибыль предприятий, реализуя тем самым регулирующую и стимулирующую функции налоговой политики на государственном уровне. Однако, учитывая низкие доходы населения, динамику роста акцизов следует тесно связывать с динамикой платежеспособного спроса.
Усиление косвенного налогообложения не должно идти чисто фискальным путем, то есть ограничиваться копированием опыта развивающихся стран, а максимально учитывать и другие, особенно производственно-стимулирующую, функции налогообложения.
Для России учет стимулирующей производство функции при усилении косвенного налогообложения возможен по двум направлениям. [6. С. 54]
Во-первых, само введение новых или увеличение и изменение старых косвенных налогов должно проводиться с учетом возможности отрицательного воздействия указанных изменений на производителя. При обнаружении подобного отрицательного эффекта необходимо разрабатывать меры, способные элиминировать или хотя бы минимизировать этот эффект (вплоть до снижения тех косвенных налогов, особенно НДС и некоторых акцизов, чье отрицательное влияние на производителя проявляется и прямо через процесс переложения налогов в условиях кризиса и опосредованно - через слишком резкое снижение потребления). Так, например, применительно к НДС переход от начисления по моменту оплаты на момент поставок в современных условиях экономики России с ее дефицитом платежных средств, с широким распространением неплатежей и бартера может усугубить проблемы предпринимательства.
Во-вторых, необходимо учитывать позитивный опыт некоторых стран рыночной экономики, также прибегавших на определенном этапе к усилению роли косвенных налогов (как, например, в период экономической реформы в Чили). Как показывает анализ, увеличение роли косвенных налогов может оказать серьезное и долговременно положительное влияние лишь в том случае, когда полученные в результате этих мер дополнительные финансовые средства используются для проведения в рамках активной промышленной политики серьезных налоговых мер, стимулирующих экономический рост (вроде заметного снижения налога на прибыль и других форм налогообложения предпринимательства).
5. В связи с исследованием проблемы налога на имущество физических лиц необходимо отметить, что определенные категории россиян уже сегодня имеют возможности и должны платить полную стоимость затрат по содержанию и обслуживанию жилья, поэтому в современных условиях целесообразен отказ от оценки имущества по инвентаризационной стоимости и принятие оценки по рыночной стоимости и по более высоким ставкам. При этом необходима разработка социально ориентированной системы дифференциации ставок налога на имущество, реально соотносимой с качеством и стоимостью облагаемой недвижимости. Это обусловлено теми же мотивами: определенная часть граждан, построив или купив дорогостоящее, элитное жилье или загородные дома, могут и должны уплачивать налог на имущество, исходя из его оценки по рыночной цене и по более высоким ставкам.
6. В обществе развивается, принимая все более четкие формы, система финансового федерализма, заключающаяся в распределении полномочий в области планирования, осуществления и финансирования общественных задач.
В целях ликвидации недостатков налогового федерализма разработана правительственная схема разграничения основных налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы в РФ, которая предусматривает, на сегодня федеральный статус имеют 8 налогов из 13.
Очевидна необходимость расширения собственной налоговой базы и четкое определение статуса в рамках системы финансового федерализма бюджетов органов территориального самоуправления. Что позволит им брать на себя не только финансовые обязательства в целях уменьшения давления на федеральный бюджет, но и расходы, связанные с государственным регулированием экономики, стабилизацией экономической ситуации и стимулированием экономического роста на подведомственной территории, содействуя, таким образом, проведению политики, соответствующей интересам региона.
Сейчас налоговая система России находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, осуществлены в 2000-2007 годах.
В целях стимулирования инвестиционных процессов в стране, с 2006 года применяется общий порядок принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений, введена «амортизационная премия» в виде разрешения относить на расходы и учитывать при расчете налоговой базы в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10% стоимости введенных в действие основных фондов. Кроме того, стали более либеральными правила переноса убытков на будущее. Уже с 2006 года в составе расходов можно целиком учитывать затраты на осуществление НИОКР, не давших положительного результата. Срок, в течение которого относятся на расходы затраты на НИОКР, уменьшается с 3 до 2 лет.
Кроме того, в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, включены, в частности, расходы, произведенные за пределами территории РФ, а также премии, выплаченные продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора. Также увеличен размер дохода, дающий право на применение упрощенной системы налогообложения, расширяется перечень расходов, которые разрешается учитывать при формировании налоговой базы. Отменен налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения.
Повсеместное введение земельного налога произошло с 1 января 2006 года. Это обеспечит более экономически обоснованное налогообложение земельных ресурсов.
С 1 января 2011г. базовая ставка транспортного налога уменьшена вдвое. Кроме того, субъектам РФ предоставлено право устанавливать пониженные ставки транспортного налога вплоть до нулевой ставки в отношении автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно. Уменьшение налоговых ставок транспортного налога не коснулось ряда объектов налогообложения, в частности яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов, самолетов, вертолетов и др., они облагаются по старым ставкам.
Кроме того, определено, что налоговую декларацию по итогам года все организации должны представлять не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сдавать промежуточную отчетность не надо.
Аналогичное изменение коснулось и земельного налога.
Кроме того, требует совершенствования налогообложение нефтедобычи и, прежде всего, НДПИ. Наличие единой ставки НДПИ, «привязанной» к мировой цене на нефть, для всех месторождений и налогоплательщиков позволило резко увеличить суммы налоговых поступлений, обеспечив получение государством ценовой ренты. Кроме того, она стала эффективным средством борьбы с уклонением от налогообложения путем трансфертного ценообразования.
Работа налоговых органов должна оцениваться не только по объему поступивших налогов и сборов, но и по отсутствию претензий к их работе со стороны налогоплательщиков, оперативности рассмотрения поступивших запросов, своевременности возврата излишне уплаченных сумм и иным качественным показателям. В связи с этим предполагается в ближайшее время утвердить единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, в котором будут содержаться конкретные сроки совершения налоговыми органами всех процедур, возникающих во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Коренным образом планируется улучшить информационную работу налоговых органов, создать подразделения для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок, работники которых назначаются на должность или снимаются с должности руководителем вышестоящего налогового органа.
Все вышеназванные меры направлены на достижение целей налоговой реформы, которые в обобщенном виде могут быть сформулированы как создание конкурентоспособной налоговой системы.
В качестве отдельного блока необходимо выделить меры по реформированию системы налогов РФ, предпринятые в рамках проведения антикризисной политики в условиях негативных явлений в экономике России в 2008 – 2009 г.г.
Снижение налогов в условиях кризиса - это абсолютно необходимая мера. Многие страны мира, в том числе и Россия, используют налоговые послабления, чтобы сдержать падение темпов экономического роста.
Информация о работе Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе